Литературно-музыкальная композиция по сказкам А.С.Пушкина
Submitted by людмила ивановна исупова on пн, 14/02/2011 - 22:04
ТЕМА:У ЛУКОМОРЬЯ… (ПО СКАЗОЧНЫМ ТРОПИНКАМ …).
ЦЕЛИ: 1. обобщить знания обучающихся о сказках А.С.Пушкина; ввести детей в мир музыкальных произведений по сказкам А.С. Пушкина;
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С.Пушкина, портреты композиторов Г. Струве, Г. Свиридова, Н. Римского – Корсакова; иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, рисунки пятиклассников к сказкам А.С. Пушкина.
На сцене стол, на нём подсвечник , чернильница с гусиным пером, портрет А.С. Пушкина и его произведения . Звучит фонограмма Г. Свиридова «Романс».
Учитель зажигает свечу.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся к Лукоморью. Конечно, вы догадались, мы будем говорить о Пушкине – сказочнике, встретимся с героями его сказок, послушаем музыкальные произведения, написанные по сюжетам сказок поэта.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель. Сказки Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках!
Беседа.
Вопросы к классу: 1. Каких героев сказок вы знаете?
2. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
Учитель. Действительно, я убедилась по вашим ответам и рисункам, что вы знаете и любите сказки А.С. Пушкина (обращается к выставке рисунков пятиклассников).
Любил сказки и маленький Пушкин.
Вопросы к классу: А знаете ли вы, от кого ребёнок Пушкин услышал первые сказки? Как звали няню Пушкина? (Ответы обучающихся.)
Учитель. С самого раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня - Арина Родионовна. Ей поэт посвятил стихотворение, которое так и назвал «Няне».
Чтец 1.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Учитель. Сколько нежности, теплоты, и тревоги, и заботы в этих строчках. Богатый фантастический мир открывался Пушкину в доме у няни. Многие сказки, фантастические поэмы поэта навеяны рассказами няни.
Чтец 2.
На стареньком диване у мерзлого окна
Дремотный голос няни, как плеск веретена.
В руках мелькают спицы, трясётся голова,
И вьются небылицы – волшебные слова.
( А. Чёрный «Няня Пушкина»)
Учитель. Композитор Г. Струве написал музыку на слова Л. Вышеславского «Домик няни».
Вокальная группа исполняет песню.
На зелёной поляне, К этой горнице милой
Сбитый крепкой рукой, Сквозь вечерний туман
Как бывало при няне, Подъезжает с Людмилой
Он стоит над рекой. Победитель Руслан.
Звучит фонограмма (увертюра из оперы «Руслан и Людмила»). Появляется Кот, ходит вокруг дуба.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(Обращается к детям)
Кто из вас продолжит читать эти стихи?
Дети читают стихи.
Кот. Молодцы! А знаете ли вы, как называется это произведение?
Дети. Поэма «Руслан и Людмила» .
Кот. Молодцы! И это вы знаете. А теперь внимательно смотрите , куда я пойду.
Помните строчки: Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(Кот идёт направо).
Дети.Идёт направо - песнь заводит…
Звучит музыка Г. Струве - вступление к песне «Ветер по морю гуляет».
Вокальная группа исполняет песню «Ветер по морю гуляет».
Кот(перемещается налево).
… под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Во саду ли, в огороде.
Из какой сказки эти строки?
Дети. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Учитель. Кот, а можно ребята загадают тебе свою музыкальную загадку.
Кот. Конечно, Я с удовольствием послушаю.
Дети на музыкальных инструментах исполняют «Марш Черномора» - фрагмент пьесы из оперы М.Глинки « Руслан и Людмила».
Кот. Порадовали вы меня, дети. Я знаю, что эта музыка из оперы М.Глинки « Руслан и Людмила».
Учитель. Правильно, угадал. А теперь, Кот, твоя очередь творить чудеса.
Кот( перемещается вправо, и в руках у него появляется зеркальце, смотрит в зеркальце и напевает):
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Инсценировка «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»
от слов: «На девичник собираясь….» до слов «… на съедение волкам».
Кот. Конечно, дети, вы знаете эту сказку.
Дети. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
Кот. А как заканчивается эта сказка? Какое чудо в ней произошло?
Дети. И с невестою своей
Обвенчался Елисей,
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Кот. Давайте, дети, по случаю хорошего окончания сказки спляшем
Исполняется свободная пляска на русские народные мелодии.
Кот (утирает пот и идёт налево). Ох, уморили вы меня, ребята! А сейчас другая , посложнее загадка: я начинаю строчку, а вы её хором заканчиваете.
Кот. Жил старик со своей ….
Дети. …старухой
Кот. У самого синего …
Дети. … моря.
Кот. Они жили в ветхой…
Дети. … землянке
Кот. Ровно тридцать лет…
Дети….. и три года.
Кот. Старик ловил неводом…
Дети. … рыбу.
Кот. Старуха пряла свою…
Дети….. пряжу.
Кот. А из какой сказки эти слова?
Дети. Сказка о рыбаке и рыбке.
Кот. Вижу, вижу, и сказки А.С. Пушкина вы знаете, и на музыкальных инструментах играете, и песне поёте, и рисунки по сказкам нарисовали. Молодцы! Ну, а мне пора в свою сказку. До встречи! Приходите ещё, когда прочитаете все сказки А.С.Пушкина.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Учитель. Вот и закончилась наша встреча с учёным котом и со сказками А.С. Пушкина.