Вожатый. Толя, почему ты не моешь руки. Уши, не стрижёшь ногти? Ты такая большая неряха!
Толя. Нет, я не большая неряха. Я мальчик!
Вожатый. Ну и что, что ты мальчик. Посмотри на свой костюм, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
Толя. Нет, я не большая неряха, это неверно! Я мальчик!
Вожатый. Да ты же, к тому же, и большая плакса!
Толя. Я не могу быть большая и даже маленькая плакса. Зачем ты такое говоришь?
Ведущий. Почему обижается Толя на вожатого?
Вопрос. Правильно ли сказать: «Толя, ты настоящая неряха и большая плакса?»
(Ответ. В русском языке имеются существительные общего рода: неряха, плакса, невежа и т.д. Если это существительное относится к женскому роду, то надо говорить «большая плакса», если к мужскому, то «большой плакса».)
Этюд 2. «Строптивые» пальто и «неподатливые» шубы(Имя числительное).
1 - й ученик. У тебя есть дед?
2- й ученик. Есть.
1 - й ученик. А бабушка?
2- й ученик. И бабушка есть.
1 - й ученик. А в чём они ходят зимой?
2- й ученик. В пальто и в шубах.
1 - й ученик. Это хорошо. Тогда скажи: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу».
2- й ученик. Так я сказать не могу.
1 - й ученик. Почему?
2- й ученик. Потому что это неправильно. Надо говорить: Три бабушкины пальто и две дедушкины шубы висели в шкафу».
1 - й ученик. Ну, нет, так тоже сказать нельзя.
Ученики спорят. Входят ещё два ученика.
3 - й ученик. Что вы не поделили?
1 - й ученик. Подскажите, как правильно сказать: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу».
4 - й ученик. Чудаки, нащли, о чём спорить, скажите просто: «Три бабины пальто и две дедовы шубы висели в шкафу».
Ученики смеются.
2- й ученик. Так пусть нас рассудят умницы и умники, как правильно сказать.
Вопрос. Правильно ли сказать: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу»?
(Ответ. Если определение относится к существительному, зависящему от числительного два, тир, четыре, то оно при словах мужского и среднего рода ставится в родительном падеже множественного числа: три бабушкиных пальто и две дедовых шубы.)
Этюд 3. Обида по недоразумению (Лексика).
Ведущий. Очередь у прилавка с книгами. Входит студентка со словарём в руках и обращается к солидному мужчине.
Студентка. Вы последний?
Мужчина. В нашей стране нет последних. Вы хотели сказать: «Кто крайний?»
Студентка. Нет, я спрашиваю: «Кто последний?»
Мужчина. В таком случае последняя Вы.
Студентка. Нет, Вы неправы. Знаете ли Вы, что в русском литературном языке слово крайний имеет три значения:
1) расположение по краю (крайний дом);
2) конечный, предельный (крайний дом);
3) чрезмерный в проявлении тех или иных свойств (крайний эгоист).
Мужчина. Не, не верю. Впрочем, пусть объяснят умницы и умники, как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?».
Вопрос. Как правильно спросить у людей, стоящих в очереди: «Кто последний?» или «Кто крайний?».
(Ответ. Обращение с вопросом «Кто крайний?» к человеку, занимающему конечное положение в ряду, в очереди неправильно, так как начинающего ряд или очередь называют первым. А понятию первый противопоставляется понятие последний (последующий, следующий один за другим) Правильно сказать: «Кто последний?».)
Этюд 4. Сойти или выйти на остановке? (Однокоренные слова)
Ведущий. В поездах, трамваях, автобусах, когда они приближаются к станции или остановке, часто приходится слышать такой диалог.
1 - й ученик. Вы сходите?
2- й ученик. Нет, не схожу.
1 - й ученик. Тогда позвольте мне пройти вперёд, я схожу на этой остановке.
2- й ученик. Пожалуйста, сходите!
Ведущий. Несмотря на вежливое обращение, оба пассажира говорят неправильно. Попросим умниц и умников рассудить, как правильно спросить: «Вы сходите (или выходите) на этой остановке?»
Вопрос. Как правильно спросить: «Вы сходите или выходите на этой остановке?»?
(Ответ. Нельзя употребить глагол «сойти» в значении «Выйти». Нельзя говорить:»Схожу в Москве, в Ахтубинске, схожу на следующей остановке. Надо говорить: «выхожу в Москве, в Ахтубинске, выхожу на следующей остановке».)
Этюд 5. Благодарность (Употребление предлогов).
Длинный и тощий, похожий на Дон Кихота, предлог Благодаря выскочил из – за кулис, сделав несколько кругов по сцене, промчался в зрительный зал, схватил за руку одного из зрителя и вывел на сцену. Направив остриё копья в грудь одного из зрителей, он стал вопрошать странным голосом.
Предлог Благодаря. Зачем благодаришь болезни!?
Зачем благодаришь засуху!?
Почему благодаришь наводнение!?
Зритель (лепеча) Я не благодарю.
Предлог Благодаря. Нет, благодаришь. Кто сказал: «Благодаря болезни я не выучил урока», «Благодаря засухе хлеба не уродились», «Благодаря наводнению погибло много людей»?
Зритель. А как же надо было сказать?
Предлог Благодаря. Уважаемые умницы и умники, помогите этому невежде исправить ошибки.
Вопрос. Правильно ли говорить:«Благодаря болезни я не выучил урока», «Благодаря засухе хлеба не уродились», «Благодаря наводнению погибло много людей»? Как правильно?
(Ответ. Производный предлог «благодаря» употребляется преимущественно в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызывающих положительный (желаемый) результат, например: благодаря успеху, благодаря вниманию товарищей. Правильно сказать:
«Из - за болезни я не выучил урока», «Вследствие засухи хлеба не уродились», «Во время наводнения погибло много людей»)
Этюд 6. Больной (Омографы)
На сцене - клоун. Он только что вернулся из аптеки, уселся на стул, выпил из огромной бутылки малюсенькую ложку лекарства и принялся, расхаживая вокруг бутылки, пищать:
- Пи-пи- пи…
Клоун – помощник. Что случилось, дружище?
Клоун. Как что?! Лекарство принял?
Клоун – помощник. Хорошо! Но пищать- то зачем?
Клоун. Как зачем? Здесь же написано: «По одной после приёма пищи». Понял? Пищи… Пи- пи – пи...
Клоун – помощник. Эх ты, грамотей! Ну-ка, дай я прочту (читает)… После приёма пищи. Пищи, не пищи, понятно?
Клоун (удивлённо берёт билет и читает) После приёма пищи?.. Пищи…(почесал левой рукой правое ухо). Не понимаю, пищи или пищи?.. Пойду-ка я доктора спрошу. Здесь что-то всё по-латыни написано.
Взял огромную бутылку на плечо и пошёл попискивая.
Вопрос. Почему клоун пищал? Какое лексическое явление не знал клоун?
(Ответ. Клоун не знал, что в русском языке есть омографы - слова. Совпадающие по написанию, но имеющие различное лексическое значение и ударение: замок – замок.
Глагол «пищать» и существительное «пища» совпали по написанию в грамматических формах: пищи - глагол в повелительном наклонении, пищи – имя существительное в родительном падеже (нет (чего?) пищи).
Надо было прочитать: «После приёма пищи»)
Этюд 7 Песенка про тавтологию (Тавтология)
Мы вам песенку споём,
Песенку с ошибкам,
И хотим, чтоб вы её
Встретили с улыбками.
Пусть смеются каждый раз
Даже люди строгие,
Если в песенке у нас
Встретят тавтологию.
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Ещё люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё заплодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
Спели песенку для вас,
Песню с тавтологией.
И, наверное, не раз
Улыбнулись многие.
Ну, а если у ребят
Знания улучшатся,-
Значит, верно говорят:
«На ошибках учатся!»
(Муз. Б. Савельева, сл. А.Хайта.)
Вопрос. Какое явление называется тавтологией? Исправьте текст песни.
Эпилог (игра со зрителями).
1.К какому роду относятся имена существительные кофе, тюль, шампунь?
2.Могут ли трое девушек стать участниками конкурса красоты?
3.Как правильно сказать: одеть куртку или надеть куртку?
4.Правильно ли написана фамилия ученика: «Тетрадь Соловейчика Андрея»?