Конспект урока по теме: "Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)"
Submitted by Ольга Анатольевна Павлова on Sat, 12/02/2011 - 01:08
Тема урока: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели урока:
составить сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
выявить основные приемы создания характеров героев;
проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;
учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,опираясь на вопросы учителя.
Ход урока.
I.Слово учителя.
На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит Н.В.Гоголь в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.
Сегодня на уроке мы должны
дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,
назвать детали, при помощи которых автор создает характеры,
на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».
(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)
II. Выступление групп и обсуждение вопросов:
1 этап.
Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?
Чем заменен портрет?
(Портрет героя заменен социальным портретом, т.е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)
Выступление 1 группы.
Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
«большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;
«с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»;
«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства»;
«…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;
Вывод(всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?
(Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)
3 этап.
Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?
(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)
Выступление 3 группы.
б) СОН
1. Что такое сны для самого художника?
(Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)
2. Проследить, как сталкивается мечта Пискаревас реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;
«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)
3. Что мы узнаем о характере героя из снов?
(Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)
4. Почему автор не «дает» снов Пирогова?
(Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)
Вывод(всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
раскрыть …(внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу)
показать разлад …(между мечтой героя и реальной жизнью)
объяснить причину …(трагической гибели художника)
Выступление 4 группы.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
«…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»
«…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»
Выступление 5 группы.
3. Отношение автора
1. Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
(Автор сочувствует Пискареву, сожалеет его судьбе, над Пироговым насмехается, иронизирует, осуждает его поступки.)
2. Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
(Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)
3. Каков язык и стиль повествования о героях?
(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)
4. Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)
III. Подведение итогов работы в группах.
Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:
1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);
2… (описание снов художника Пискарева);
3... (разный язык и стиль повествования)
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать … (две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях)
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение … (мечты и действительности).
IV. Домашнее задание.
Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)».
Приложение.
В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:
в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1;
в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2;
предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень);
в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.
№1
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
1 группа.
Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
Вывод(всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?
2 группа.
2. Характер
Пискарев а) преследование Пирогов
Вывод(всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?
3 группа.
б) СОН
Что такое сны для самого художника?
Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере из снов?
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
Вывод(всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
раскрыть …
показать разлад …
объяснить причину …
4 группа.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
5 группа.
3. Отношение автора
Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
Каков язык и стиль повествования о героях?
Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
Вывод по итогам обсуждения:
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:
1 … ; 2 … ; 3 ... ?
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать …
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …
№ 2
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
1 группа.
Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
«…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;
На: Конспект урока по теме: "Сравнительная характеристика Пискар
Спасибо за добрые слова! Очень приятно :)
На: Конспект урока по теме: "Сравнительная характеристика Пискар
Спасибо, Ольга Анатольевна, за такой подробный и интересный урок!
Удачи в работе! Мостовая Т.Н.