Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по теме: "Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)"

Фото пользователя Ольга Анатольевна Павлова
Submitted by Ольга Анатольевна Павлова on Sat, 12/02/2011 - 01:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Павлова Ольга Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 11, учитель
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока по теме: "Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)" Учебник: Литература. Русская классика. 9 кл/ Под ред.Г.И.Беленького.

 

Тема урока:               Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

                                                                           (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

 

Цели урока:  

  • составить  сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
  • выявить основные приемы создания характеров героев;
  • проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;
  • учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы, опираясь на вопросы учителя.

 

Ход урока.

I. Слово учителя.

            На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит Н.В.Гоголь в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.

            Сегодня на уроке мы должны

  • дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,
  • назвать детали, при помощи которых  автор создает характеры,
  • на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

 

            (Работа проводится в группах, каждая группа получает  план характеристики (см. приложение №1 или №2)  

 

II. Выступление групп и обсуждение вопросов:

1 этап.

Вопросы к классу:                Дается ли у Гоголя портрет героев?

                                         Чем заменен портрет?  

                                                                 (Портрет героя заменен социальным портретом,  т.е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)

 

Выступление 1 группы.

                               Пискарев                   1. Портрет? или ….?            Пирогов

 «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;

«с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»;

«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства»;             

 

 

 

 

 

 

                 

 

  «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;

«имеют особенный дар заставлять смеяться»;       «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать

дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»

      

  Вывод (всему классу):    Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?

                                               (Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях,   важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

 

2 этап.
Вопросы к классу:                Как автор раскрывает характер героев?
 
2. Характер
Выступление 2 группы.
Пискарев                   а) преследование                Пирогов
«он отдалился на дальнее расстояние,
беспечно глядел по сторонам»; «не слыша,
не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить
быстроту своего шага»; «иногда овладевало
им сомнение»; «колени его дрожали»; «не
чувствовал никакой земной мысли»; «желал,
чтоб веления были более трудны и     неудобоисполняемы».
 
«не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»;
 
 Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?
                                               (Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)
 
 
3 этап.
Вопросы к классу:    Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?
                                               (Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его  внутренний мир.)
 
 
Выступление 3 группы.
б) СОН
1. Что такое сны для самого художника?
                                               (Сон - эта мечта, единственная возможность для художника  почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)                          
2. Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
 
                                               («Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как                                                      отвратительна действительность! Что она против мечты?»;
                                               «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)
 
3. Что мы узнаем о характере героя  из снов?
                                               (Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его  мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)
 
4. Почему автор не «дает» снов Пирогова?
                                               (Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)  
 
       Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    

  • раскрыть …(внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу)
  • показать разлад …(между мечтой героя и реальной жизнью)
  • объяснить причину … (трагической гибели художника)
 
 
Выступление 4 группы.
                                                           в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
                                   Пискарев                                                      Пирогов
«…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»
«…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»
 
 
Выступление 5 группы.
                                                           3. Отношение автора
1. Какие чувства передает автор в рассказе о герое? 
                                               (Автор сочувствует Пискареву, сожалеет его судьбе, над Пироговым насмехается, иронизирует, осуждает его поступки.)
 
2. Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
                                               (Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.  Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)
 
3. Каков язык и стиль повествования о героях?
                                               (Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)
 
4. Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
                                               (Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)
 

III. Подведение итогов работы в группах.

            Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.
 
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова,  Гоголь использует некоторые детали:
1…      (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);
2…      (описание снов художника Пискарева); 
3...      (разный язык и стиль повествования)
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать …             (две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях)  
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …       (мечты и действительности).
 
 

IV. Домашнее задание.

Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)».

 

 

Приложение.

            В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:
  • в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1;
  • в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2;
  • предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень);
  • в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.

 

 

 

№1

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

План.

 
1 группа.
                                  Пискарев                   1. Портрет? или ….?            Пирогов
 
 
   Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?
 
 
                                              
2 группа.
                                                                      2. Характер
                               Пискарев                   а) преследование                Пирогов
 
 
  Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?
 
                                              
 
3 группа.
                                                                  б) СОН
Что такое сны для самого художника?
Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере из снов?
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
       Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
  • раскрыть …
  • показать разлад …
  • объяснить причину …
 
 
4 группа.
                                                           в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
                                   Пискарев                                                      Пирогов
 
 
 
 
 
 5 группа.
                                                           3. Отношение автора
Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
Каков язык и стиль повествования о героях?
Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
 
 
Вывод по итогам обсуждения:
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:
1 …   ;           2 …   ;             3 ...   ?
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать …
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …
 
 
 

№ 2

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
1 группа.
                                   Пискарев                   1. Портрет? или ….?            Пирогов
 
«…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;
«имеют особенный дар заставлять смеяться»;       «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»;
«был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»
 
   Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?
 
                                              
2 группа.                                                      2. Характер
                                  Пискарев                   а) преследование                Пирогов
«он отдалился на дальнее расстояние,
беспечно глядел по сторонам»; «не слыша,
не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить
быстроту своего шага»; «иногда овладевало
им сомнение»; «колени его дрожали»; «не
чувствовал никакой земной мысли»; «желал,
чтоб веления были более трудны и     неудобоисполняемы».
 
  Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?
                                              
 
3 группа.
                                                                       б) СОН
Что такое сны для самого художника?
Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере из снов?
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
       Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
  • раскрыть …
  • показать разлад …
  • объяснить причину …
 
 
4 группа.
                                                           в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
                                   Пискарев                                                      Пирогов
 
 
 
 
  5 группа.
                                                           3. Отношение автора
Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
Каков язык и стиль повествования о героях?
Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
 
 
Вывод по итогам обсуждения:
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:
1 …   ;               2 …   ;                3 ...   ?
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать …
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …
 

 

Прикрепленный файл Size
Конспект урока по Н.В.Гоголю (Павлова О.А.).doc 93.5 KB


Фото пользователя Ольга Анатольевна Павлова

На: Конспект урока по теме: "Сравнительная характеристика Пискар


Спасибо за добрые слова! Очень приятно :)




Фото пользователя Татьяна Николаевна Мостовая

На: Конспект урока по теме: "Сравнительная характеристика Пискар


Спасибо, Ольга Анатольевна, за такой подробный и интересный урок!

Удачи в работе! Мостовая Т.Н.



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн