Вводная лекция «ИКТ-компетентность современного педагога»
Актуальность. Компьютер, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли в нашу жизнь. Это требование времени. Система образования в этом смысле не исключение. Можно с уверенностью говорить о том, в педагогической практике наблюдается тенденция широкомасштабного внедрения систем и средств ИКТ в образовательный процесс.
Компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что машина, берущая на себя часть функций учителя, способна вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.
Главной задачей образования становится не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных технологий в обучении не только информатике, но и на уроках других предметов. ИКТ позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Преподавание русского языка и литературы предполагает использование широкой базы источников (литературные произведения, критические статьи, словари, энциклопедии), которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное явление привело к тому, что в процессе развития информационной коммуникации зрительный образы стали преобладать над текстовыми. Предметы русский язык и литература не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, приблизить, например, максимально литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, а также эти пособия содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения получаемой на уроках словесности информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к филологическим дисциплинам, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Все это нашло отражение в широко обсуждаемых сейчас проектах новых федеральных образовательных стандартов.
Так, согласно Проекту новых федеральных государственных образовательных стандартов филологическое образование в школе направлено на:
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.).
В этой связи особые требования будут предъявляться к результатам освоения учащимися учебных программ по русскому языку и литературе. Например:
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) и т.п.
На смену знаниевой образовательной парадигме приходит компетентностный, личностно-деятельностный подход. Изменения коснутся и учителей. Учитель перестанет быть только «транслятором» знаний. В условиях широкого внедрения новых технологий в педагогическую практику учитель становится навигатором эффективной работы со знанием, facilitator – тем, кто способствует, облегчает, помогает учиться. Эти обстоятельства обусловливают необходимость повышения ИКТ-компетентности учителя.
Понятие ИКТ-компетентности.
В 2000 г. Европейский совет поставил цели адаптировать Европейское образование к потребностям общества. В связи с этим был сформулирован набор основных умений, которыми должен овладеть человек в результате обучения на протяжении всей жизни. Одним из таких умений признаны ИКТ и использование современных технологий.
Следует различать понятия «ИКТ-грамотность» и «ИКТ-компетентность».
ИКТ-грамотность - использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для создания, передачи и получения доступа к информации для функционирования в современном обществе.
ИКТ-компетентность - уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной деятельности и повседневной жизни.
ИКТ-компетентность включает следующие элементы:
1. ИКТ-Компетентность (знания):
1) понимание основных компьютерных приложений, включая текстовый процессор, электронную таблицу, базу данных, способы хранения и обработки информации;
2) осведомленность в своей сфере деятельности, основанная на использовании Интернет и электронных способов передачи информации, таких как e-mail, видеоконференции и др., понимание разницы между реальным и виртуальным миром;
3) использование потенциала информационных технологий для возможности трудоустройства, поддержки инновационной деятельности человека и вовлеченности его в дела общества;
4) базовое понимание надежности и достоверности получаемой информации и уважение к этическим принципам при интерактивном использовании информационных технологий.
2. ИКТ-Компетентность (умения)
1) способность искать, собирать, создавать, организовывать электронную информацию, систематизировать полученные данные и понятия, умение отличать субъективное от объективного, реальное от виртуального, релевантное от нерелевантного);
2) способность использовать подходящие средства (презентации, графики, диаграммы, карты) для комплексного понимания полученной информации;
3) способность искать и находить требуемые веб-сайты и использовать Интернет-сервисы такие, как форумы и e-mail;
4) привычка использовать информационные технологии для критического осмысления происходящего, инновационной деятельности в различных контекстах дома, на работе и на досуге.
Уровни владения ИКТ-компетентностью:
• базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения;
• предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
• педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.
Содержание ИКТ-компетентности учителя:
Ø Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Ø Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Ø Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Ø Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Ø Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
v материалы для урока,
v тематическое планирование,
v мониторинги по своему предмету,
v различные отчеты по предмету,
v анализ процесса обучения, и т.д.
Ø Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Ø Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Ø Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Ø Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
v школьная сеть,
v электронная почта,
v социальная сеть (Дневник.ру, …),
v сайт (раздел сайта),
v форум,
v Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
v блог (сетевой журнал или дневник событий),
Ø Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Карта базовой ИКТ-комптентности учителя.
№
|
Компоненты
содержания
|
Диагностируемые показатели
|
1.
|
Наличие общих представлений в сфере ИКТ
|
1. Представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях
2. Представления о гигиене компьютера и защите информации
3. Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе
|
2.
|
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах
|
Представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность
(Формируются на основе аннотированных обзоров ресурсов по предметам обучения)
|
3.
|
Владение интерфейсом операционной системы
|
1. Приёмы выполнения файловых операций
2. Приёмы ввода-вывода информации, включая печать документов и запись информации на CD
3. Техника установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов
|
4.
|
Наличие общих представлений в сфере мультимедиа
|
1. Общие представления об оцифровке звука и изображения
2. Представления о программных средствах записи, редактирования и воспроизведения звука и изображения
|
5.
|
Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов
|
1. Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования,
2. Вставка и форматирование таблиц
3. Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики
Приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций
Приёмы построения графиков и диаграмм
Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях
Приёмы работы в режиме рецензирования документа
|
6.
|
Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики
|
1. Приёмы сканирования изображений и их сохранение в растровых форматах, преобразование форматов
2. Приёмы простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах
3. Приёмы работы с текстом в растровой графике
Техника вывода изображений на печать
|
7.
|
Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями
|
1. Приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе
2. Представления о Web-форумах и чатах, этике общения в Интернете.
3. Приёмы работы с электронной почтой и телеконференциями
4. Простейшие приёмы работы с файловыми архивами
5. Представления о работе с интернет-пейджерами (ICQ и т.п.) и другими коммуникационными технологиями
Представления о канальном вещании и спутниковом образовательном канале МО РФ
|
8.
|
Владение основами технологии построения web-сайтов
|
1. Представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта
2. Представления о структуре web-страницы
Простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы.
|
|