Submitted by Елена Павловна Шрейдер on Wed, 09/02/2011 - 15:50
Ход урока.
I.Организационный момент. (Учитель проверяет готовность класса к работе. Приветствие. Ребята занимают свои места. Учитель просит учащихся открыть тетради, записать дату и тему урока. Учитель сообщает, что сегодня заключительный урок по теме «Сумма углов треугольника».)
11. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Ребята, сегодня с вами мы отправляемся в путешествие по городу «Треугольник». (На доске план путешествия: Улица Теоретиков - Улица Неизвестных углов - Проспект Уравнений - Переулок Внешних углов - Лабиринт - Конечная.)
План путешествия.
Для того чтобы пройти нам весь путь, необходимо вспомнить основные понятия, определения, теоремы, которые помогут нам пройти весь путь. Вопросы учителя:
1. Какие виды треугольников вам известны?
2. Какие свойства равнобедренного треугольника вы знаете?
3. Какой треугольник называется прямоугольным? Равносторонним? 4. Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.
5. Какой угол называется внешним?
6. Сформулируйте теорему о внешнем угле.
Фронтальный опрос. Учащиеся вспоминают и проговаривают теоретический материал. Ответы учащихся фиксируются на плакате, который будет являться опорным материалом для работы на уроке.
Образец плаката.
Треугольник
Теорема о сумме углов треугольника.
т.
оL1+ l2 -+ L3-=180
т.
Угол 4 является внешним.
Е
в
8
в
с
А
РНС3.
А
РИс.1.
равнобедренныйпрямоугольный равносторонний
две стороны равныодин угол прямой все стороны равны
углы при основании равнывсе углы равны
111. Систематизация и обобщение знаний; их применение при выполнении практических заданий. Итак, все готовы к началу путешествия. Первая улица - улица Теоретиков. Ранее мы с вами доказывали теорему о сумме углов треугольника, используя рисунок1, а жители улицы Теоретиков предлагают свои рисунки;(вывешиваются рисунки 2и3). Учащиеся 1 варианта доказывают данную
теорему используя рисунок 2, а учащиеся II варианта - рисунок 3. (К доске вызываются по одному ученику от каждого варианта, которые оформляют доказательство теоремы на доске. Остальные ученики выполняют доказательства в тетради. Через 3 мин. Класс вместе с учителем заслушивает ответы учеников, работавших у доски, корректируют
и дополняют записи в своих тетрадях.)
с улицы Теоретиков нам необходимо попасть на улицу Неизвестных углов. Можно доехать на автобусе, а номера я забыла. Решив задачи, мы узнаем номера автобусов, следующих до улицы Неизвестных углов. Кто готов помочь мне? (Вывешивается плакат с задачами. По желанию ученики устно объясняют по одной задаче, класс
РИС. 1.
РИС.:?'.
РИС. 3.
Рис. Ч.
Итак, мы выяснили номера нужных автобусов: 56,40, 60 или 25.
С улицы Неизвестных углов поворачиваем на проспект Уравнений, где можно полюбоваться памятниками, напоминающими своей формой треугольники. Их размеры мы сможем узнать, решив следующие задачи.
Задачи, которые нужно решить записаны на доске. (К доске вызываются по одному человеку с каждого варианта и решают задачи на обратной стороне доски. Текст задачи дан им на карточках. Остальные ученики решают задачи самостоятельно по вариантам.).
2. Найдите углы равнобедренного треугольника, если угол при основании в два раза
больше угла, противолежащего основанию. (Ответ: 450, 450, 900.)
(Ученики, работавшие у доски, объясняют решение. Класс контролирует ответы учащихся. В случае правильного решения им дается право стать консультантами во время зачета.).
Чтобы быстро преодолеть Переулок внешних углов, вам предстоит по готовым чертежам решить следующие задачи без подробной записи оформления. Найти недостающие углы и у доски объяснить решение. (Учитель вывешивает на доску плакат с задачами. Учащиеся отвечают по записям, сделанным в тетради.)
Из Лабиринта вам нужно выйти самостоятельно. Будьте внимательны, т.к. ответ первой задачи является данным во второй, а ответ второй задачи является данным для третьей задачи. Вы должны выполнить самостоятельную работу на отдельных листах, а ответы зафиксировать в своей тетради. (Самостоятельная работа содержит разноуровневые задания.) Если вы решите только одну задачу, то получите «3», две задачи - «4», три - «5».
Задания для прохождения Лабиринта.
1.
м
3. k
,
\"
(Проверка работы осуществляется в классе. Учитель сообщает ответы задач. Учащиеся по готовым ответам осуществляют самопроверку и самооценку работы.). Учащимся, выполнившим самостоятельную работу раньше других, предлагается дополнительное задание.
Дано: ABII CD
АВ = CD
Доказать: /). АВО = /). CDO
А
IV. Итогурока. Наше путешествие подошло к концу. Мы на станции Конечная.
Кто не уверен в своих силах, еще раз закрепите материал, а поможет вам в этом выполнение домашнего задания.
V.Домашнеезадание. Составить схему пройденного материала, в которой должны бьпь отражены и показаны основные понятия, изученные в этой теме, и связи между ними. Можно работать в группе.