Факультативный курс "Азбука здоровья" 1 класс.
Сенёва Нина Дмитриевна учитель начальных классов, МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Струнино Владимирской области
Пояснительная записка.
Актуальность:
В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. кроме того, у самих взрослых не сформирована культура здоровья и они не придают этому серьёзного значения в воспитании детей..
Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.
Тематический план и программа факультативного курса «Азбука здоровья» рассчитаны на учащихся 1 классов начальной школы в количестве 32 часов, по 1 часу в неделю в течение года. Программа данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы. «Сквозные» герои курса Неболейка и Хворайка придают занятиям игровой характер. Занятия проводятся в форме эвристической беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Обязательным этапом занятий является ресурсный круг /приветствие, дающее эмоциональный заряд/.
Цель занятий: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Школьный курс ставит следующие задачи:
· формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
· формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.
· заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни.
Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни в условиях школы является как урок, так и внеклассная работа, включающая мероприятия данной направленности.
Проанализировав программы по окружающему миру, (авторы: А. А.Плешаков, О. Т. Поглазова,В. Д. Шилин, Н. Ф. Виноградова, ), физической культуры ( авторы: В. М. Качашкин, А. А. Гугин) ОбЖ ( авторы: А. А. Усачёв, А. И. Березин), в которых закладываются знания в области здоровья, и разработан мной данный курс таким образом, чтобы он позволял дополнять их и расширять представления детей об окружающем мире с позиции здоровьесбережения.
Программу отличает использование тренинговых упражнений , что приобщает каждого участника факультативного курса стать исследователем « Я- концепции» и социума. Изучение основ здорового образа жизни помогает в формирование активной жизненной позиции.
Важным аспектом оздоравливания учебного процесса является использование в нём активных форм обучения организации игровой деятельности, спортивных праздников с привлечением родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы о здоровьесбережение, о духовно-нравственных ценностях на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми. В целях обеспечения преемственности и целевой направленности обучения предлагается осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям (разделам)
Содержание разделов
1. Человек - часть природы.
Цель : воспитывать бережное отношение к природе, как к источнику здоровья.
Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье. Место человека в природе. Взаимодействие человеческого здоровья от окружающей среды. ( 18 )
2 . «Как ты узнаёшь мир? Органы чувств человека.
Цели:
· познакомить детей с органами чувств человека
· сформировать у них гигиенические знания, умения и навыки по охране органов чувств
. Раздел посвящён вопросам познания мира. Органы обоняния. Органы осязания Гигиена зрения, слуха. Значение хорошего слуха. Значение хорошего зрения для человека. Правила просмотра телепередач. Тренинг упражнений для глаз. Кожа. Уход за кожей. Правила гигиены. (19 )
3.Я и моё здоровье. Двигательная активность.
Цель: формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков о двигательной культуре.
Раздел посвящён изучению тем о физическом здоровье. Тематика данных уроков предусматривает работу по следующим направлениям:
Моё самочувствие. Понятие «Здоровье», понятие « Болезнь». От чего возникают болезни. Режим дня, учёбы и отдыха. Практическое занятие по разучиванию комплекса упражнений утренней гимнастики, лечебной гимнастики для сохранения правильной осанки. Понятие о человеческом организме, как едином слаженном механизме. Значение здоровой пищи для человеческого организма. Основы рационального питания. Культура питания. (20)
4. «В здоровом теле - здоровый дух». Психическое
( душевное) здоровье
Цель: помочь ребёнку адаптироваться социальных условиях микро- и макросреды ( семье, школе, группе)
В этой части программы обращается внимание детей на состояние общего душевного комфорта, Уделяется большое внимание воспитанию системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
Виды и роль эмоций в жизни человека. Личность и общение. Человек как совокупность свойств, как сумма привычных способов поведения. Общение в социуме. Культура поведения. Истоки воспитанности. Формирование характера. Ситуация психологического комфорта. Взаимоотношения в семье. Ситуация успеха в семье. Понимания людьми друг друга.(21)
5. Формы контроля:
- скрининговая диагностика:
- тестирование;
- анкетирование.
- наблюдение
6. Формы и методы
Методы:
- беседа;
– проекта;
– диалога;
– игры;
– экскурсии.
Формы:
– коллективная форма;
– работа в парах;
– индивидуальная;
Прогнозируемые результаты
К концу 1-го класса у учащихся должны быть сформированы следующие представления:
что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
правила поведения в природе;
знать части своего тела и их функции;
что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
что такое общение и какова его роль в жизни человека;
знать правила хорошего тона;
способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
правила для слушающего;
правила для собеседников;
свой режим дня;
гигиенические требования к организации сна;
культуру питания;
правила гигиены полости рта;
сформировать полезные привычки;
Учащиеся должны уметь:
Использовать в своей речи вежливые слова;
соблюдать правила поведения в школе;
Знать коллективные игры и уметь организовывать их;
слушать и слышать;
принимать участие в организации подвижных игр;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
выполнять правила поведения за столом во время еды;
обладать навыками самоконтроля.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
|
Скрининговая диагностика (рост, вес)
Человек- часть природы
« Кто я маленькая частичка или царь природы? Моё место в природе.
Экскурсия в природу.
Как устроен человек. Основные части тела. Рисуем себя.
Взаимодействие человека с природой.
Как ты узнаёшь мир? Органы чувств человека.
Как человек узнаёт мир?
Глаза- главные помощники.
Гигиена зрения. Гимнастика для глаз.
. Правило просмотра телепередач.
Слух. Гигиена слуха.
Обоняние. Моё величество нос. О чём рассказывают запахи? Гигиена носа.
Осязание. Вкус. Язык.
Практическое занятие Игра.
« В гостях у к доктора Айболита».
Кожа человека. Защита организма от разрушительных внешних влияний. Кожа защищает от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий).
Игра «Спешим на помощь Колобку»
Обобщающее занятие « Органы чувств.
Я и моё здоровье. Двигательная активность.
Моё самочувствие.
Что такое здоровье? Что значит быть здоровым?
Что такое болезнь? Что значит быть больным? От чего возникают болезни?
Режим дня. Как я провожу день.
Сон. Его польза
Пища. Зачем мы едим..
Вредные продукты. Заочное путешествие в магазин.
Поведение за столом. Весёлые стихи Остера.
Практическое занятие в столовой. Культура приёма пищи
Практическое занятие в столовой. Правила приёма пищи.
Путешествие в страну« Витаминия»
Витамины и их значение в жизни человека.
Для чего нужны зубы? Красивая улыбка.
Смена молочных зубов. Жевательная резинка.
Экскурсия в школьный зубной кабинет. Диагностика полости рта.
.
«В здоровом теле- здоровый дух». Психическое( душевное ) здоровье
Кто тебя окружает? Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Обязанности членов семьи.
Презентация проекта : « Папа, мама и я – спортивная семья». Анкетирование родителей. « Какое место занимает физкультура в вашей семье?» Мультимедийная презентация проекта.
« Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
.
Практическое занятие.
Школа, учитель и ученики. Разучивание и организация совместных игр для мальчиков и девочек.
Улыбка. Эмоции человека и его здоровье
.
В гостях у феи Вежливости.
Коммуникативные навыки и умения.
Правила хорошего тона.
Делать добро спеши. Доброму всё здорово. Чем сердиться, лучше помириться.
Корректирующее занятие.
Скрининговая занятие (вес, рост, наличие плоскостопия)
|
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 часа
1 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
|
Ресурсный круг- приветствие. Релаксация под музыку. Фитопроцедуры
Игра « Пантомима » (изображение животных) под музыкальное сопровождение.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Игра « Выполняй команды». Цель игры: закрепление знаний частей тела.
Проблема: Возможна ли жизнь без природы?
. Киплинг « Маугли».
/приложение 8 / Диагностика зрения
Ресурсный круг- приветствие.
Игра « Жмурки»..
Тренинг на развитие внимания..
Игра « Угадай чей голосок». Релаксация под музыку. Диагностика слуха «шёпотной речью»
Игра « Испорченный телефон»
.
Ресурсный круг- приветствие.
Кварцевание.
/Приложение./
Формирование простейшего навыка обработки раны.
Рецепт ухода за кожей.
Приветствие. Пословицы о здоровье.
кварцевание
Самомассаж тела /приложение5/
Рисуем здоровье. ( «Неболейку» ) Игра « Ромашка». Подвижные игры.
Ресурсный круг – приветствие. Рисуем болезнь. ( « Хворайку) « Игра « Ромашка»
Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики. Приложение 6.
Ресурсный круг – приветствие.
Тестирование личностных качеств и свойств.» Яблоко» « / приложение 9/
Занятие проходит в форме игры- путешествия. Мультимедийная презентация /приложение /
/Приложение./ Врачебный осмотр
Врачебный осмотр.
Блицдиагностика самооценки /приложение/
(Тест- рисунок «Моя семья»
Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан,
Проективная методика “Школа зверей)
Ресурсный круг – приветствие
Определение степени комфортности в семье. Выставка детских рисунков.
/
Ресурсный круг. Цветок добра. Психогимнастика.(приложение 1)
/приложение 4/ Памятка добрых дел и добрых слов. Игра « Вежливый ручеёк
Психогимнастика приложение 1)
Конкурс комплиментов
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) /приложение 3/
Психогимнастика / приложение 1/ Исследование самооценки ( В. Щур, С. Г. Якобсон) / приложение 10 /
Игры на развитие коммуникабельности, внимания, толерантности: « Колпачок»,
« Зеркало», « Почта»
Приложение 7
|
Итого:32 часа
Практические занятия-4
Экскурсии-2
Проект-1
Адресная направленность:
В школе элементы факультативного курса могут быть использованы во внеклассной работе и включены в содержание следующих учебных дисциплин :
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Мир вокруг нас.
- Физическая культура.
- Окружающий мир. .
- Природоведение.
- Биология.
Литература:
- Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
- Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
- Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
- Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
- Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
- Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
- Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
- Латохина Л. И. Творим здоровье для души и тела. – СПб., 1997.
- Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
- Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 200
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986
- Зяблова Е.В. Курить или не курить? – Хим. В школе, 2002, №7
- Белоусова О.Е. «Вредным привычкам – нет!» – Биол. В школе, 2004, № 7
- Соловьев А.Л. Навыки жизни. М., 2000
- Андреев В. И. Тест- анкета для изучения ориентации на здоровый образ жизни. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, эдоровьесберегающего обучения. Казань 2000.
- Алфёрова В. П. Как вырастить здорового ребёнка. Л., 1991.
- Сетко Н. П., Абзалилова Н. Н.. Влияние факторов антропогенного загрязнения окружающей среды на детский организм / Международный медицинский конгресс «Экология и здоровье населения» Сочи 1998
- Феофанов В. Н. Мотивация детей на здоровый образ жизни./Медико- педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников) Оренбург, 2001.
- « Мониторинг здоровья и здорового образа жизни детей». Методические разработки ОЦДЮТ 200-2001
- Братусь Б. С. Аномалии личности .М.1988
Приложение 1
Психогимнастика в начальной школе.
То, что дети младшего школьного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции овладели сами учащиеся.
Целью этих методов является познание и изменение личности учащегося. Курс специальных занятий (этюдов, игр) направлен на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка: познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью,а значит уместны в 1 классе.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражения.
Мимические и пантомимические этюды.
Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Коррекция настроения.
Психомышечная тренировка.
Приложение 2
Обобщающее занятие-игра « Спешим на помощь Колобку».
Программные задачи:
- Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
- Развивать разговорную речь, используя прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.
- Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
- Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Методы и приёмы.
Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, ТРИЗ “хорошо, плохо”.
Ход занятий
1. Ресурсный круг
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться
-Доброе утро! (дети повторяют слова приветствия)
Доброе утро солнцу и птицам, доборе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и давайте возьмём с собой Колобка и познакомим его с органами чувств. А чтобы нам было весело, мы начнём путешествие необычно “ручейком”. ( Дети встают ручейком и двигаются под музыку) Вот наш “Ручеёк” добежал до полянки. Давайте осмотримся – что вы видите? Нам помогают глаза – орган зрения.
Включается фонограмма
А что вы слышите? Чем слышите? Ухо – орган слуха. Чем может пахнуть весенняя поляна? Что поможет нам определить запах? Конечно нос – орган обоняния. А вот наш друг, Колобок не слышит и не видит этой красоты. Почему? У нас путешествие волшебное и я знаю, как ему помочь.
Прямо за этой поляной есть волшебная страна чувств. Мы сможем приобрести там органы чувств для нашего Колобка, но вы должны думать, правильно отвечать, решать небольшие проблемы.
Итак, в путь.
Первым на пути у нас посёлок Зоркий. Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? Почему плохо?
Давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?
Дети определяют расстояние между сказочными героями. Определяют размер.
Посмотрим смогут ли определить форму? Как называется эта фигура?
Из волшебного мешочка достаются разные муляжи фруктов и овощей.
Вывод: Нам помог орган зрения- глаз
Мешочек. Достань из мешочка красное яблоко. А кто достанет зелёный помидор? Можно ли наощупь определить цвет? Я думаю, вы хорошо работали и жители посёлка Зоркий приготовили для Колобка орган зрения – глаза.
Расскажите Колобку, как нужно беречь глаза? А если человек плохо видит, ему прописывают очки. Как называется этот доктор? А ещё, чтобы не болели глаза, мы можем делать гимнастику для глаз./приложение/
Путешествуем дальше.
А вот и долина запахов. Какой орган мы здесь подключаем? Что может нос? Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу.
И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.
Конечно нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А если лекарством?
В долине Запахов жители вырастили волшебное дерево, где растут плоды с разными запахами. Если вы правильно определите запахи, жители подарят Колобку нос. Дети снимают плоды нюхают и определяют, что в них находится. Дарят нос. Расскажите как ухаживать за органом обоняния – носом?
Теперь отправимся в деревню Слухачей.
Как вы думаете какой орган хорошо развит у этих жителей. Орган слуха – уши. Закройте глаза. Что вы услышали? Чем мы слышим? Уши помогают нам слышать звуки сообщают, что происходит вокруг нас.
Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает и мы лучше слышим.
3.Практическая работа
Проделаем такой опыт. (Фонограмма тихо).
1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху.
2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.
3) Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.
А) Возьмём расчёску, натянем – она загудела.
Б) Если капнуть из леечки в таз, то услышали “кап”.
В) Если ударить по металлофону, другой звук.
Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по чему нибудь, по воздуху или воде.
4) 2 коробочки “телефон”. Как слышим? Звук голоса заставляет дрожать донышко коробки, оно – дрожать нить. По нити, как по проводу бежит от 1 коробки к другой. Так мы и слышим. Вот сколько опытов мы проделали и конечно колобку жители подарят орган слуха - уши. И как обычно ребята расскажут, как беречь ухо.
Теперь нам предстоит пройти Море вкусов. Для чего человеку язык?
1) Помогает жевать (перемешивать пищу)
2) И конечно язык – орган вкуса. На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус.
3) Берём палочку, макаем в жидкость. Определяем какая (сладкая, кислая, солёная, горькая). Вы хорошо прошли испытание и Колобку вручим орган вкуса - язык.
4. Итог занятия Итак, ребята, мы убедились, как важны и что действительно являются помощниками наши органы чувств.
5.Игра
Колобок очень доволен, он мне шепчет, что хочет в благодарность поиграть с вами. В игру “Какой орган узнает об этом?”
Яркий, красный-- глаза
Ароматный запах– нос
Сладкий, кислый - рот
Стучит , музыка -слух
Больно, горячо- кожа
Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.
Наше путешествие закончено
Приложение 3
Занятие “ Какие бывают привычки ”
Цель: формировать у детей представление о том, что такое привычка, учить различать привычки хорошие и плохие, обосновывать: “почему?”; вызвать желание формировать у себя хорошие привычки, развивать связную речь.
Материал: игрушки: лисичка, петушок, мышка, кот, сова, ежик, медведь, зайчик, волк, корова, лягушка, свинья; макет теремка, коробка, 2 полосы бумаги шириной 8 -10 см, разделенный на квадраты.
Ход занятия.
1. Приветствие. Ресурсный круг.
Здравствуйте! Слово какое чудесное. Чуточку доброе, чуточку нежное
Здравствуйте! Скажем мы этому дню.
Здравствуйте! Скажем мы всем и всему.
Учитель “Дети, скажите мне, пожалуйста, что Вы делали сегодня утром, собираясь в школу? (умывались, чистили зубы, причесывались, одевались.) ”
Вы сами шли умываться, чистить зубы, или Вас мама заставляла это делать? (я сам, и я сама.)
Хорошо, значит у вас это уже вошло в привычку. А что же такое привычка? (Дети высказываются.)
-Привычка- это то, что мы делаем очень часто и уже не задумываемся о том, нужно это делать или нет. А вот сегодня мы как раз и подумаем, какие бывают привычки.
Какие же они могут быть? (Дети высказываются и выясняют, что привычки бывают хорошие и плохие.)
Игра
А сейчас мы и посмотрим, как Вы умеете их различать. Я предлагаю Вам поиграть в игру “Теремок”.( Учитель выставляет на стол макет теремка). Я буду доставать из коробки различные привычки, а если Вы хотите, чтобы они у Вас жили, то протяните руки им навстречу, а если нет, то не открывайте теремок.
Учитель достает игрушки и говорит от их лица, как они называются:
- Я лисичка - умытое личико.
- Я медведь, живу в лесу,
Палец свой всегда сосу.
- А я Петушок-Петушочек,
Всегда ношу чистый носовой платочек.
- А я зайчик - в носу ковыряйчик.
- А я мышка-норушка,
Вещи на место кладушка.
- А я волк- волчок
Отгрызу свой ноготок.
- Я кот-котище,
Каждый день зубы чищу.
- А я корова - обзову любого.
- Я сова - говорю вежливые слова.
- Я лягушка - мокрые глаза, это значит,
Что я по любому поводу плачу.
- А я ежик молодой,
Мою руки перед едой.
- Я свинья хрю-хрю,
Я везде сорю.
(Плохие привычки убирают обратно в коробку, хорошие в теремок.) Объясняют выбор.
- Молодцы, ребята, не надо дружить с плохими привычками, и повторять надо только хорошие.
Психогимнастика /имитация/
Сейчас мы поиграем; в игру “Повторяй за мной”. Водящий будет нам показывать хорошую привычку, а мы все за ним повторять. (Физкультминутка: имитируют движения умывания, мытья рук, причесывания, складывания вещей, чистку зубов.' Водящего меняют, в случае затруднения, воспитатель подсказывает)
А кто хочет рассказать нам о своей привычке, хорошей или плохой, и объяснит, почему он такой ее считает. (Заслушиваются ответы нескольких
детей.)
Итог занятия
Ребята, а как Вы думаете, что нужно делать для того, чтобы победить вредную привычку (Дети высказываются: “Стараться так не делать, думать, что делаешь. Обращать, внимание на свое поведение и т.п”.) Я предлагаю Вам, объявить неделю борьбы с вредными привычками. Вот на этих двух полосках я зарисовывала некоторые привычки и в течение недели, мы с Вами будем продолжать зарисовывать наши хорошие привычки красным цветом, а плохие - черным. Вы бы хотели, чтобы победили какие привычки? (“Хорошие”). Тогда следите за собой и старайтесь делать только хорошее. И они обязательно победят
Приложение 4
Памятка добрых дел и добрых слов.
1. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняя зла, добрей становишься!
Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку - Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.
О! Чеоловек – прекрасное творение!
Вглядись в себя! И чаще повторяй:
Я есть человек! Я есть – Жизнь, Здоровье, Красота, Любовь, Юность, Мудрость, Совесть, Добро, Чистота, Лад, Гармония, Истина, Мастерство, Оптимизм, Радушие, Успех, Созидание, Щедрость, Преображение, чуткость, Романтика, Энтузиазм, Развитие, Естественность, Свет, Теплота, Цветение, Вечность, Дар, Гениальность, Уверенность, Благо, Простота, Ясность, Путь, Устремленность, Достоинство, Удаль, Радость, Смелость, Уникальность, Бодрость, Сознательность, Мысль, Слово, Действие, Активность, Интуиция, Сердечность, Верность, Твердость, Честность, Надежность, Счастье, Душевность, Ласка, Род, Единение, Знание, Умение, Быстрота, Восприятие, Легкость, Достижение, Удовлетворение, Веселье, Смех, Детство, Основа, Эволюция, Божественность, Быль, Состояние, Волшебство, Лучение, Открытость, Свобода, Целостность, Общительность, Аккуратность, Забота, Чувственность, Музыка, Образ, Вдохновение, Полет, Свежесть, Мир, Чудо, Творчество, Сила, Богатство, Порядок, Благодарность, обаяние, Песня, Звучание, Совершенство….
Дарите всем прекрасные слова!
Приложение 5
Самомассаж тела
Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)
Да! (смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)
Приложение 6
Комплекс утренней гимнастики «В гостях у солнышка»
Вводная часть.
.
Учитель: Посмотрите, как светло и тепло в зале. Знаете почему? Очень просто, мы с вами в гостях у солнышка (проводится игра «Солнечный зайчик»). Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза – закрой их. Он побежал дальше по лицу – нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, щеках, подбородке. Поглаживай аккуратно голову, шею, живот, руки, ноги, чтобы не спугнуть зайчика. Он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. (Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком). Бег врассыпную. Ходьба в колонне по одному (по 15 секунд). Построение в круг.
Основная часть
Улыбнись солнышку
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперёд, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и.п. То же самое другой рукой и ногой. Вернуться в исходное положение ( три раза).
Указание. Будь внимателен, чётко выполняй задание: одновременно действуй правой рукой и правой ногой.
Играем с солнышком.
И.п. – сидя, ноги вогнуты в коленях, руками обхватить колени. Поворот на 360 градусов, пересыпая ногами. Вернуться в исходное положение (пять раз).
Указание. При повороте руками себе не помогать.
Играем с солнечными лучами.
И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Развести ноги в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.п. (шесть раз).
Указание. Ноги в коленях не сгибать.
Отдыхаем на солнышке.
И.п. – лёжа па спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и.п. (три раза в каждую сторону).
Ребятишкам радостно.
И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Прыжки (десять раз) чередовать с ходьбой.
Указание. Прыгать высоко, легко.
Заключительная часть
Ходьба в колонне но одному (15 сек.). Подвижная игра «Солнышко и дождик» (по команде «Солнышко» дети бегают по залу, по команде «Дождик» – приседают».
Спокойная ходьба.
Приложение 7
Занятие « Делать добро спеши»
Цель: дать детям понятие о душевной красоте и душевном здоровье человека., о значении добра для гармонии и счастья., развивать способность помогать и сочувствовать людям.
Ресурсный круг/приветствие/
Учитель: Мы начинаем занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли.. нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания. А что вы хотите мысленно пожелать?
Дети: Здоровья, добра, послать привет, поздороваться, пожелать, чтобы больше было друзей.
Игра» Добрые мысли, добрые чувства»
Учитель. Я хочу попросить вас рассказать, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые мысли. И добрые чувства.
Дети. Было весело, стало очень хорошо и уютно.
Игра « Ромашка»
Учитель. На нашей ромашке появился новый лепесток.
Ребёнок срывает его и читает пословицу. « В здоровом теле- здоровый дух». Как вы её понимаете?
Дети. Зто пословица о том, что у человека есть тело и дух, то есть душа.. Когда болеет тело, более и душа.. Если душа болеет, то телу тоже плохо.
Пословицы
« Ласковое слово, что весенний день». « Добрый человек скорее дело делает, чем сердится». , Чем сердиться, лучше помириться».» Доброму- все друзья». « Сделай доброе дело, чтобы сердце пело». Выберем самую интересную пословицу. Почему?
.Исследование самооценки. ( В. Щур, С. Г. Якобсон)
Приложение 8
«Глаза - главные помощники человека»
Цель: познакомить детей со строением глаза; расширить знания детей о правилах гигиены зрения; разучить гимнастику для глаз.
Ход урока
1. Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”.
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Оно несет тепло всем – всем. ( Руки в стороны перед собой.) Психогимнастика
2. Повторение.
- Какие советы вы получили от доктора Воды?
3. Беседа по теме.
- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств.)
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: “Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят”. (Глаза).
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из- за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг друга. Какие красивые у нас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, веселые и т. д.)
- Каким бывает цвет глаз?
- Какие по размеру бывают глаза?
- Как глаза расположены? (Рисунок - строение глаз.)
- Что можно увидеть в глазу, рассматривая его?
Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это-зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
4. Заучивание слов.
Если хочешь быть здоров-
Позабудь про докторов.
5. Игровая физкультминутка под музыку.
Изображаем мельницу, боксёра, дровосека
6. Опыт (дети наблюдают).
Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены наши глаза? (Веки, ресницы защищают их.)
- Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку: “Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались” (Брови и глаза)
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
7.Правила бережного отношения к зрению.
Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1 – 2 часов в день.
- Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
- Не читать лежа.
- Не читать в транспорте.
- Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
- При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
- Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30 – 35 см.
- Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
- Делать гимнастику для глаз.
8. Оздоровительная минутка “Гимнастика для глаз”.
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторить 10 раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторить 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
9. Если вы носите очки.
Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
- Берегите свои “ вторые” глаза.
- Храните их в футляре.
- Не кладите стеклами в низ.
- Регулярно мойте теплой водой с мылом.
- Снимайте во время занятий спортом.
10. Итог урока.
Игра “Полезно – вредно”.
Рассмотрите картинки. Если это для глаз полезно – хлопаем в ладоши, если это для глаз вредно – топаем ногами.
- Читать лежа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаз от ударов.
- Промывать по утрам глаза.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем свете
Приложение 9
Тестирование личных свойств и качеств. « Яблоко»
На небольших листах бумаги просят нарисовать яблоко. Никаких дополнительных инструкций не даётся. .Тест направлен на изучение степени удовлетворения.
Большие размеры яблока указывают на широту интересов. Маленькое- на узость жизненного пространства испытуемого.
Яркое, крепкое, здоровое яблоко означает, что человек доволен существующим положением вещей, чувствует себя комфортно. Бедное, хилое яблоко означает, что человек неудовлетворён чем- либо. Он не чувствует себя защищённым.
Приложение 10
Исследование самооценки ( В. Щур, С. Г. Якобсон)
Нарисуйте три лесенки, каждая лесенка из пяти ступенек.Первая лесенка- лесенка здоровья, вторая лесенка –ума, а треть-счастья. А теперь определитесь, где будите стоять вы
За одну ступеньку ребёнку ставится 1 балл. Подсчитываем. !4- 15 !-самооценка завышена, 9-13-адекватная, 3-8 – занижена. В зависимости от уровня самооценки педагог работает с ребёнком, корректирует его поведение.
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
window.google_render_ad(); Шкалы: уровень тревожности
Ключевые слова: детям, невербальный, проективный, тест, тревожность, школьникам
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Младший школьный
Тип теста: Невербальный, Проективный · Вопросов: 14 ·
Назначение теста
window.google_render_ad(); Определение уровня тревожности ребенка.
Описание теста
Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция к тесту
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
- Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
- Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
- Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Тестовый материал
Анализ результатов теста
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
- средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Источники
- Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С.19-28
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Инструкция к тесту
В каждом из вопросов выбери один ответ.
Тестовый материал
-
Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
-
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
-
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
-
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
-
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
-
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
-
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
-
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
-
У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
-
Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:
- «высокий уровень», оценивается в 2 балла;
- «средний уровень» - в 1 балл;
- «низкий уровень» - 0 баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
- 14- 20 баллов - высокий уровень;
- 7-13 баллов - средний уровень;
- 1-6 - низкий уровень
Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый Компонент Графическая методика «Кактус» [6] Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: 1. пространственное положение 2. размер рисунка 3. характеристики линий 4. сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: 1. характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.) 2. характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.) 3. характеристика иголок ( размер, расположение, количество) Интерпретация результатов: По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка. Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
|
На: Факультативный курс "Азбука здоровья" 1 класс.
На: Факультативный курс "Азбука здоровья" 1 класс.
Нина Дмитриевна, здорово, чтто размещаете свой авторский материал вв сообществе! Я за него голосую...
Высокая практическая значимость, четкая логика, методическая компетентность - все это можно сказать о Вашем ресурсе.
На: Факультативный курс "Азбука здоровья" 1 класс.
спасибо в детском саду будем проводить занятия,чтобы дети знали как сохранять здоровье до школы.веду подгот группу.
На: Факультативный курс "Азбука здоровья" 1 класс.
Великолепно! Всё лаконично и чётко. Работаете в системе! Молодцы!
На: Факультативный курс "Азбука здоровья" 1 класс.
Классный час "Моё здоровье" 1 класс
http://www.openclass.ru/dig-resource/82805