Аналитическая работа в группах – определение, характерные черты и структура Мастер-Класса
Мастер-класс –
- форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;
- наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;
- одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового;
- это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно;
- одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование максимального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех;
- это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень «простым» рецептам, которые позволяют общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства.
Характерные особенности мастер-класса:
- Передача и обмен опытом;
- Деятельностный подход (Активная деятельность участников);
- Глубокое сочетание теории и практики;
- Смена деятельности;
- Наглядность;
- Образность;
- Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися);
- Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
- Проводит яркая личность;
- Нет назидательности;
- Вызывает желание сделать, как мастер;
- Сделать лучше;
- Простота;
- Доступность;
- Творчество;
- Инициативность;
- Мозговой штурм;
- Исполнение различных ролей;
- Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма , объединяющая неравнодушных людей;
- Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
- Рефлексивная деятельность.
Структура мастер-класса:
- Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);
- Тренинг или разминка (активизация деятельности);
- Блок учебной информации. Основные элементы опыта;
- Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация;
- Рефлексия.
Организация мастер-класса:
- Идея;
- Подготовка, постановка цели, задач;
- План;
- Найти личность мастера (подбор команды);
- Подбор информации;
- Реализация проекта;
- Показ своей презентации (методов, приемов работы);
- Привлечение параллельно участников к активной деятельности;
- Рефлексия.
Деятельность мастера:
- работа под девизом «Знаешь сам – научи другого»;
- умение владеть вниманием аудитории;
- максимальное вовлечение участников;
- развитие умения работать индивидуально и в группах;
- использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
- высокий уровень педагогического мастерства;
- большое желание работать творчески;
- проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).
Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”).
Задачи мастер-класса:
1) Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;
2) Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;
3) Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.
Модель проведения мастер-класса может быть примерно такой:
Модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса
|
Содержание этапа
|
Деятельность участников
|
- Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).
|
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия-прием “Камертон”), объявление темы.
|
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
|
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
|
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
|
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.
|
Анализ ситуации по критериям:
-овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
- развитие способности к рефлексии;
-развитие коммуникативной культуры.
|
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
|
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-
|
|