Данные об авторе
Автор(ы):
Мичурина Ирина Юрьевна
Место работы, должность:
МОУ "Гимназия№7" Учитель русского языка и литературы
Регион:
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
1. Познакомить с идейно-эстетическим содержанием рассказа «Тапер». 2. Развивать умения анализировать произведение в единстве формы и содержания, выделять идею произведения. 3. Воспитывать у детей на примере героев рассказа благородство, сердечность, душевную щедрость, чувство собственного достоинства.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
5
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник литературы 5 класс в 2-х частях. Учебник-хрестоматия, под редакцией Беленького. Авторы-составители: М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Москва, 2009год.
Используемая методическая литература:
"Гранатовый браслет" А.И.Куприн, "Повести и рассказы" Москва "Художественная литература" 1984год.
Используемое оборудование:
Мультимедийное оборудование; музыкальное произведение «Венгерская рапсодия№2» Листа .
Используемые ЦОР:
Интерактивная презентация книг писателя: «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапер», «Слон»;
Краткое описание:
Урок внеклассного чтения по рассказу А. И. Куприна. Анализ произведений: «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапер», «Слон».
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с идейно-эстетическим содержанием рассказа А. И. Куприна «Тапер», будем учиться анализировать произведение в единстве формы и содержания, находить идею произведения.
А. И. Куприн – выдающийся русский писатель конца 19 – начала 20 века. Он написал много произведений о детях. В рассказах о детях Куприн восхищается их талантливостью, трудолюбием, чувством собственного достоинства, увлеченностью делом.
- Какие произведения Куприна вы знаете, читали?
«Слон» - доброта отца, любящего свою дочь.
«Белый пудель» - талантливые бродячие артисты, честные, обладающие чувством гордости.
«Чудесный доктор» - сердечная доброта, отзывчивость человека, оказавшегося профессором Пироговым.
Вывод: Любимым героем Куприна стал человек волевого характера, благородного доброго сердца. Таких героев мы встретим и в его рассказе «Тапер».
Вопрос на доске: Что необходимо для того, чтобы вызывать уважение окружающих?
На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
2. Назовите главных героев рассказа, где и когда происходит действие.
3. Опишите в сжатой форме ту обстановку, которая царила в доме Рудневых.
а) Семья Рудневых;
б) Ирина Алексеевна,
Аркадий Николаевич.
4. Подробно расскажите о том, как происходит поиск музыканта, тапера – словарная работа, читает ученик с доски.
5. Найдите в тексте портретную характеристику мальчика и выразительно прочитайте (глаза мальчика).
6. Чтение в лицах разговора между Таней и мальчиком.
Рапсодия – словарная работа, читает ученик с доски.
- как ведет себя Юрка Азагаров в этой сцене?
( глаза блеснули гневом и насмешкой, напряженная неловкость позы исчезла )
- как отнеслись к нему окружающие?
( всеобщее недоумение )
7. Выразительное чтение отрывка.
Как Юрка играл рапсодию Листа.
- почему он играл именно эту рапсодию?
- как он выглядел? глаза?
- как выглядят окружающие?
( маленький мальчик в подержанном мундирчике и гордые, нарядные, богатые люди)
- своей игрой вызывает восхищение окружающих.
- что такое идея произведения?
- какова идея рассказа?
( вызвать восхищение читателей игрой мальчика. )
8. Работа с иллюстрациями.
а) кого увидел Юра Азагаров в доме Рудневых?
опишите этого человека, глядя на иллюстрацию;
б) играет на пианино - к какому эпизоду рассказа относится эта иллюстрация?
- что переживает юный музыкант, начиная игру во 2-ой раз?
Зачитать отрывок
- что заставило его забыть об окружающих, какие чувства овладели им?
9. Давайте и мы с вами послушаем, какой музыкой восхищались окружающие.
Прослушивание Венгерской рапсодии Листа №2 ( отрывок )
- кем оказался этот незнакомый человек?
10. Итог: Какие качества автор оценил в Юрке?
( талантливость, трудолюбие, чувство собственного достоинства )
- что необходимо для того, чтобы вызвать уважение окружающих?
11. Оценки за урок.
12. Домашнее задание. Тема детства в произведениях зарубежных писателей.