СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
Выберите действие:
Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; беседа с учащимися с использованием схем и таблиц о причинах, которые вызывают изменения на политической карте мира, и типах подобных изменений; рассказ учителя (с элементами лекции) о длительной и сложной истории формирования современной политической карты мира; практическая работа учащихся с использованием текста учебника и карт по заполнению таблицы «Этапы формирования полити ческой карты мира»; сообщения учащихся о важнейших событиях, которые привели к изменениям политической карты мира в XX веке; самостоятельная работа учащихся с использованием таблиц и карт атласа по определению современных колониальных владений и их принадлежности; дискуссия на тему «Как выглядела бы политическая карта мира, если бы в 1991 году не произошел распад мировой системы социалистических государств? ».
Основные термины и понятия:
Современная политическая карта мира, этапы формирования политической карты мира, сдвиги на политической карте мира — качественные и количественные, государства, колониальные владения.
Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Карл Великий, Оттон I (создатель Священной Римской империи), Чингисхан, Тимур (Тамерлан), Иван Грозный, Петр I, Наполеон
Задания:
1. Найдите на политической карте мира страны, форма территории которых кажется вам интересной. На что похожи их очертания? Как вы думаете, имеет ли значение форма территории страны для проживающих в ней людей?
2. Выскажите свои суждения о размерах государственной территории. Какие плюсы и минусы жизни в большом по площади государстве и в очень маленькой стране вы можете назвать?
Практическая работа № 1. Составление комментариев к изменениям на политической карте мира. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору) и «горячих точек» планеты.
Практическая работа выполняется в домашних условиях, а обсуждение ее результатов является интересным дискуссионным моментом следующего урока. Задания работы носят творческий характер, их выполнение требует установления межпредметных связей с историей и знания современных политических и социальных событий и проблем. Первая часть работы требует письменного ответа. «Горячие точки» указываются на контурной карте, которая по возможности сопровождается комментариями.
Выполнение этой работы нередко вызывает у ребят затруднения, но в значительной степени повышает их интерес к изучению курса, иллюстрируя связь политической географии с текущими событиями в мире.