Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Советское изобразительное искусство в борьбе с фашизмом»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Алексеева Оксана Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2
Регион: 
Амурская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
рассмотреть как художники «воевали» с фашизмом
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
Разработка урока предназначена для изучения творчества художником, которые работали в тылу. Содержит сведения о ВОв, о подвиге народа . Включает в себя иллюстрированную презентацию, литературный ряд, ход урока.

p { margin-bottom: 0.21cm; }

Класс: 11

Тема: «Советское изобразительное искусство в борьбе с фашизмом»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный урок по МХК и истории

Цель урока: рассмотреть как художники «воевали» с фашизмом

Задачи урока: -рассмотреть творчество художников работающие в историческом,

батальном жанре; исторические даты ВОв

- сформирование творческий и эстетический потенциал учащихся

на примере творчества художников;

- воспитать патриотизм, любовь к РОДИНЕ.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

Зрительный ряд: военные плакаты, репродукции художников

- И.Тоидзе, «РОДИНА - МАТЬ ЗАВЁТ», Кукрыниксы, сатирические плакаты,

Б. Е. Ефимов, «В партизанском крае. Ловля на живца», Б. И. Пророков, «Это не должно повториться!», А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя», К. Ф. Юон, «Военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади», Кривоногов П. А., «Защитники Брестской крепости», « Поединок на курской дуге», «Корсунь – Шевченковское побоище», «Зверства в Речицах», «Победа», Непринцев Ю. М. «Отдых после боя», Герасимова С. В. «Мать партизана», А. И. Лактионова «Письмо с фронта»

Музыкальный ряд: «Зажгите свечи…»

Литературный ряд: Дунин М«У памяти старой в плену», Смеляков Я «Но, из камня вся и металла», Смирнов С «В ратной форме», Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок), БельхинИ. «Мы верили, что письма вновь придут»

 

 

ХОД УРОКА

I.Организационная часть урока

II.Объяснение нового материала

СЛАЙД 1

Великая отечественная война закончилась 65 лет назад. Родилось и выросло не одно уже поколение, которое знает о войне только по книгам и кинофильмам. Но в памяти нашего народа навсегда останутся подвиг и весь тот путь, который прошли советские люди к ПОБЕДЕ.

Образы тех, кто, не щадя жизни, приближали Победу, боевые схватки с врагом предстают перед нами в плакатах, художественных полотнах. Сегодня я предлагаю поговорить о художниках, которые писали о войне.

Около 900 художников были призваны в армию, на фронт. Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки. Некоторые после войны по зарисовкам создавали картины. Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали творческими бригадами на фронт и писали свои картины.

Во время войны к изобразительному искусству предъявлялись несколько иные требования, чем в мирное время. Прежде всего, художники должны были своим творчеством содействовать разгрому врагов, они призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками, к защите и освобождению своей Родины, то есть искусство играло агитационную роль. Эту задачу, особенно в первые дни войны, выполнял такой вид изобразительного искусства, как графика фронтовые зарисовки, рисунки и плакаты.

Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художниками, «воевали» наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размера тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на «лбы» танков плакаты вели за собою в атаку. За годы войны было создано очень много плакатов. Главные их герои – солдат, отдающий жизнь в борьбе, партизан в тылу врага, рабочий – тыловик, мать с ребёнком – все они призывали к защите Родины.

Даже названия и надписи к ним говорили сами за себя:

 

 

 

СЛАЙД 2

«Отстоим москву», «Свободим европу от цепей фашистского рабства»,«Каждый рубех решающий»,«Востановим наши сёла, разрушенные немецко – фашистскими захватчиками!»…

 

СЛАЙД 3

Один из первых и один из самых известных плакатов 1941 года – «РОДИНА - МАТЬ ЗАВЁТ », автор – Ираклий Тоидзе. На фоне грозной стены штыков художник создал образ простой женщины – матери того времени. В руке женщины – матери - текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества.

 

СЛАЙД 4

Образ женщины – матери символизирует образ Родины, ведь недаром в русском языке есть такие пословицы:

«Одна у человека мать, одна у него Родина», «Родина любимая – мать родимая», «Родина - мать, умей за неё постоять», Слова «Родина» и «мать» - оба женского рода.

 

СЛАЙД 5

На второй день после начала войны появился плакат, написанный в жанре сатирический графике. Назывался он «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Авторы – творческий союз трёх художников – Кукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фамилий художников: М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов.

 

СЛАЙД 6

- В чём сатира плакатов, написанных Образы врагов изображены карикатурно.

в сатирической графике? Художники их высмеивают, изображают

трусливыми, глупыми, ничтожными,

жалкими

Разорвав пакт о ненападении на СССР и сбросив маску, Гитлер тянется костлявой лапой к СССР, но красноармеец накалывает его на штык, как паука на булавку.

Это был первый плакат, появившийся в первые дни Вов на улицах Москвы. В течении нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а ещё через неделю – и всему миру. Его переиздавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в журналах, газетах, клеили на улицах, и везде он вызывал веру в Победу. Сатирическая графика Кукрыниксов времён Вов имеет всемирно – историческое значение.

 

СЛАЙД 7

В сатирической графики работал художник Борис Ефимович Ефимов. Его первые карикатуры появились ещё после революции и 50 лет высмеивали врагов Советского Союза. В годы ВОв Ефимову не изменило чувство юмора. Чего стоил рисунок 1942 года «В партизанском крае. Ловля на живца», изображающий жадного гитлеровского солдата, который в погоне за жирной свиньёй попадает на мушку к партизану. И по сей день карикатуры Б. Ефимова вызывают смех.

СЛАЙД 8

Художник график Борис Иванович Пророков прошел всю войну с первого дня и до последнего, победного. Он был пехотинцем, сапёром, военным моряком. Участвовал в обороне Ленинграда, в десантной операции на Балтике и Чёрном море. Война стала для него школой жизни.

В годы ВОв Борис Иванович работал на фронтовой газете и сделал очень много зарисовок. После войны по зарисовкам он создавал свои рисунки. Рисовал он чаще всего карандашом и цветной тушью. У него нет больших картин, но есть серии рисунков, объединённых общим заголовкам, например серия «Это не должно повториться!». Эти рисунки много стояли художнику. На фронте, в последние годы войны, он получил две тяжелые контузии и, после нескольких часов напряженной работы, у него появились сильные головные боли и конвульсии. А в последний год жизни болезнь приковала его к постели. В своём дневнике Пророков записал: «Силы уходят с

 

 

каждым днём. Вынужден лечь на койку. А мне ещё хочется нарисовать групповые портреты наших пехотинцев. Слышишь ли, товарищ. Судьба?!».

За серию рисунков «Это не должно повториться!» художнику была присуждена Ленинская премия. Хранятся рисунки этой серии в Государственном музее в Санкт – Петербурге. Вот эти рисунки «Тревога», «Налёт», «Город», «Изуверство». Борис Иванович о своей серии сказал так: «Рисунки серии напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной попугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней! Это было и остаётся главной моей задачей художника – пропагандиста и в мирное время». В этих словах Пророкова и заключается главная задача художников во время войны – мобилизовать на борьбу с ней!

С Борисом Ивановичем Пророковым был очень дружен известный поэт – фронтовик Михаил Дунин, у которого есть стихотворение, посвящённое художникам – пропагандистам.

М. Дудин

У памяти старой в плену,

Не зная к себе снисхождения,

Художники пишут войну,

Живую картину сражения.

И видят опять наяву

Разбитых траншей повороты,

Через ледяную Неву

Бросок беззаветной пехоты.

Гудит на ветру полотно

От жаркого грохота стали.

Погибшие в битве давно

Живыми из мёртвых восстали,

Покорные кисти пошли

В атаку по старому следу,

Уже различая в дали

Добытую дважды Победу.

 

Художники на войне изображали боевые действия: от крупных, решающих сражений до небольших, отдельных эпизодов и сцены фронтового быта. Они воевали с оружием в руках в армии, в партизанских отрядах, даже в концлагерях с риском для жизни художники продолжали рисовать.

Умирающего в лагере для военнопленных от дистрофии художника Николая Обрыньбу товарищи, отрывая последние куски хлеба от себя, поставили на ноги: «Рисуй! Пусть люди увидят лицо фашизма!...» Бежав из концлагеря и став партизаном, Обрыньба писал картины, портреты, изображал героев по специальному приказу командира. В ту пору из – за отсутствия связи с Большой землёй не было ни орденов, ни медалей, поэтому в качестве наград бойцам – героям вручали их портреты.

 

СЛАЙД 9, 10

Героический образ создаёт в своей монументальной картине «Оборона Севастополя» художник Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя продолжалась в течение 8 месяцев – с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Когда фашисты прорвались в Крыму, то они надеялись сразу же захватить Севастополь, но сухопутные войска и флот, защищавшие город, объединились и оказали фашистам сопротивление. Фашистская армия насчитывала 200 тыс. человек, танки, самолёты, артиллерия, корабли наносили удары и с воздуха, и с моря. Сначала защитники успешно отражали атаки противника, но постепенно заканчивались боеприпасы.

Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севастополь, в июне, то защитники по приказы Ставки Верховного главнокомандующего отошли к бухтам. Некоторой части удалось спастись на катерах и других мелких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу защитники города (около 5500 человек), имевшие только стрелковое оружие,

 

 

самоотверженно отражали атаки противника, пака не кончились боеприпасы, продовольствие и питьевая вода.

Этот момент и изобразил художник в своей картине: моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне дымного, закопчённого неба, тёмно – синей воды моря, руин домов – гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой русой головой. В ярусном порыве он бросает связку гранат, а у его носа – распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Всё это говорит о том, что враг будет побежден.

Посмотрите, как художник чётко нарисовал жесты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Если моряки показаны в светлой форме, то фашисты - в тёмной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с тёмными. Силы защитников Севастополя и фашистской армии были неравными, и после 8 – месячной обороны город был оставлен.

Известная поэтесса – блокадница Ольга Бергольц написала…

О скорбная весть – Севастополь оставлен…

Товарищи, - встать, как один, пред ним,

Пред городом мужества, городом славы

Пред городом – доблестным братом твоим!

Город Севастополь был освобожден от фашистов 1 1944 году, а за героическую оборону ему было присвоено звание город – герой.

 

СЛАЙД 11, 12

В 1942 году получила легендарную известность картина о событии ещё более легендарном – военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Автор художник Константин Федорович Юон.

 

- В чем же легендарность этого события? Парад состоялся в Москве на Красной

площади в честь 24 – й годовщины

Великой Октябрьской социалистической

революции.

Проходил в условиях, когда советские войска вели тяжёлые оборонительные бои с фашистами, которые находились в 70 – 100 км от столицы. С речью к войскам обратился Верховный Главнокомандующий Сталин. В конце своего выступления он сказал: « ..война, которую вы веёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра невского, Дмитрия донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

По Красной площади торжественно, под звуки марша военного оркестра, мерным, чеканным шагом, стройными рядами прошли войска. Сначала курсанты венных училищ, затем стрелковые дивизии, кавалерия, артиллерийский полк, зенитный полк, танковый батальон. Был сильный снегопад, пурга, поэтому авиация в параде участие не принимала, как предполагалось изначально. В твёрдой поступи войск – сила, уверенность в победе над врагом. Этот парад, единственный в истории всех воин, проходивший в таких тяжелых условий, оказал огромное влияние на моральный и боевой дух советских воинов и народа. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт с большой верой в Победу.

 

СЛАЙД 13

Известный художник – баталист из студии М, Б. Грекова военный художник (с 1940) Петр Александрович Кривоногов в своих картинах описывал могучую силу Красной Армии в Вов. Его кисти принадлежит картины, изображающие героические сражения.

  • «защитники Брестской крепости»

Крепость, которая первой приняла бой с фашистами. О крепости написаны роман, повести, снят кинофильм, поэт Ярослав Смеляков написал стихотворение …

 

 

Я. Смеляков

Но, из камня вся и металла,

Как ворота назаперти,

Неподвижная крепость стояла

У захватчиков на пути.

Ты не знала тогда, Россия,

Средь великих своих утрат,

Что в тылу у врага живые

Пехотинцы твои стоят

 

СЛАЙД 14

  • « Поединок на курской дуге»

Художник изобразил танковое сражение: на фоне горящей ржи разбитые фашистские танки: «фердинанды», «пантеры», «тигры».

  • «Корсунь – Шевченковское побоище»

П. А. Кривоногов изобразил, как фашистские войска получили возмездие, и украинская земля стала для них могилой.

  • «Зверства в Речицах»

Художник написал картину по горячим следам. Он видел солдат, на которых шли фашисты, гоня перед собой, как живой щит, советских людей. Он слышал очевидцев, рассказавших ему, как девушка, толкаемая перед штыками отчаянно закричала : «Стреляйте, товарищи красноармейцы, стреляйте!...Позади нас фашисты!»

Прошло время, и в картины Кривоногова пришла Победе. Его картина так и называется «Победа». Весной 1945 года художник был в Берлине и стал очевидцем штурма Рейхстага. Петь дней фашисты оборонялись, и Рейхстаг был взят, и над его куполом советские солдаты водрузили красное знамя.

Смотрите, как радуются солдаты. Война закончена. Они бросают воздух свои пилотки, шапки, шлемы, в победном кличе поднимают вверх своё оружие.

В ратной форме,

В огне и дыме –

К нам Победа явилась так.

И автографами своими

Мы украсили тот Рейхстаг.

Мир сбратаем сердца и стяги.

Лик Земли обновят века,

Но автографы на Рейхстаге

Не погасит ничья рука

 

И, действительно, весь Рейхстаг был украшен автографами и различными надписями торжества Победы, все стены, от пола до потолка.

После войны Рейхстаг был восстановлен, но часть стены с надписями была оставлена в неприкосновенности как бы в назидание потомкам.

 

СЛАЙД 15

В 1951 году Всесоюзной художественной выставке появилась картина ещё не известного живописца – Юрия Непринцева «Отдых после боя». Возле неё толпились зрители, все решили, что в центре картины изображён Василий Тёркин – герой Александра Твардовского. Но это не было иллюстрацией к поэме.

Юрий Михайлович Непринцев ушёл не войну добровольцем, в минуту затишья рисовал своих боевых товарищей. Среди которых и был вот такой простой, русский солдат. Да, наверно, и в

 

 

 

каждом взводе был такой весельчак, балагур, который несмотря на тяготы войны, сумел сохранить доброту, юмор.

Посмотрите, после боя расположились бойцы на отдых, и среди них неунывающий Василий Тёркин. Поэма Твардовского и подсказала художнику сюжет картины, помогла создать образ главного героя.

- Помните, как писал о нём Твардовский? Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Простой парень….

(работа с текстом)

На картине изображены и танкисты в шлемах, и разведчики в белых маскхалатах, и стрелки. Сколько различных характеров показал на картине художник! Все слушают Василия Тёркина, но каждый по- своему. Одни уже пообедали, это самые активные слушатели. Другие только что возвратились с передовой, а пожелой боец «папаша» - неторопливо хлебает солдатские щи, но тоже слушает краем уха. О каждом с любовью рассказывает художник в картине. Яркое пятно в картине, которое тоже привлекает внимание к главному герою, - это красный кисет с табаком или с махоркой в руках у Тёркина.

(чтение отрывка – Жить без пищи можно сутки….)

Бытовой жанр в живописи Вов тоже изменился. Художники этого жанра стремились показать мужество и стойкость гражданского населения и показать, какое зло могут принести война и фашизм.

СЛАЙД 16, 17

В 1943 году появилась картина Сергея Васильевича Герасимова «Мать партизана». В картине художник противопоставляет два образа: гордая стойкая, пожилая крестьянка с достоинством, мужеством смотрит на жестокого фашистского карателя. Она не склонила перед ним головы. Позади неё другой каратель держит её схваченного, совсем ещё юного сына – партизана.

 

- Что же будет дальше? (варианты ответов учащихся)

- Чем закончится эта сцена?

 

III. Итог урока

Картина художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта» написана после войны в 1947 году. На освещённом солнцем крыльце, на фоне чисто – голубого неба, мальчик читает письмо отца с фронта. Письмо получили по почте, а может быть его принёс солдат, который после ранения приехал домой. Судя по радостным лицам слушателей, у отца всё в порядке, война заканчивается, и скоро все вернуться домой.

Всё во время войны ждали весточки с фронта от родных. При виде долгожданного письма – треугольника сердце сжималось от радости и в то же время от неизвестности: что там радость или печаль?

Мы верили, что письма вновь придут

С знакомою печатью на конверте.

Мы знали: каждый дом наш – наш редут.

И каждая семья – сильнее смерти.

И. Бельхин

Звучит песня «Зажгите свечи…»

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн