1. Организационный этап.
Мы рады приветствовать всех участников и гостей слета специалистов оптики. Данное мероприятие является заключительным этапом работы над проектом «Загадочные оптические явления», специалисты представят свои работы, а представители известных научно-популярных изданий имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы в ходе пресс-конференции (слайд 4). Познакомимся с планом Слета (слайд 5).
План слета специалистов оптики:
I. Проверь себя
II. Сообщения специалистов по загадочным оптическим явлениям
III. Физминутка «Гимнастика бодрости»
IV. Пресс-конференция специалистов по загадочным оптическим явлениям
V. Выступление экспериментаторов
VI. Экспертиза знаний
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов
Просьба к участникам Слета:
соблюдать регламент,
быть взаимно вежливыми,
добросовестно заполнить оценочный лист самоконтроля участника Слета
2. Актуализация знаний (слайд 6)
Готовы ли мы осознанно работать на уроке? Чтобы ответить на данный вопрос предлагаю вам проверить свои знания по теме «Световые явления».
Проверка знаний обучающихся по теме «Световые явления»: ЦОР «№ 7 Запомни «Световые явления» (№186434):
1.Миражи.
2. Гало, глории, венцы
3. Радуга
4. Брокенский призрак
Перед каждым выступлением учитель озвучивает загадку. Ответ на загадку является гиперссылкой ученической презентации.
(презентация учителя: слайд 8, Слайд 9, Слайд 10, Слайд 11).
5. Физминутка «Гимнастика бодрости».
Комплекс упражнений для бодрости ума и профилактики заболеваний органов зрения с музыкальным сопровождением (слайд 12-17). Эти упражнения снимают напряжение в мышцах головы и глаз.
5.«Пресс-конференция для журналистов известных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света» ит.д.» Ролевая игра: ученики, представившись журналистами конкретного издания, задают вопросы.
Учитель выступает в роли ведущего, следит за верностью рассуждений обучающихся.
Вопросы «Группы журналистов», обращенные к специалистам по загадочным явлениям
1. В 1085 г. – знамение в граде Ярославе. С утренних часов стоял круг до полуночи, на другой день к полудню явился второй круг. В нем крест с короною, и солнце мрачное. И под большим кругом явилась радуга.
Вопрос: Какие явления описаны в этих отрывках? Чем они могут быть объяснены?
Ответ: Это описание гало – светового явления, связанного с преломлением и отражением света в ледяных кристалликах, находящихся в воздухе.
2. Один парижский аббат в своем сочинении (1781 г.) сообщает, что ему удалось наблюдать радугу, находясь в Париже, у одного ее конца, в то время как другой ее конец упирался в предместье города.
Вопрос: возможно ли такое?
Ответ: Видеть радугу, стоя у одного ее конца, нельзя. Глаз наблюдателя всегда находится на прямой линии, соединяющей центр радуги с центром солнечного диска. По этой причине два разных наблюдателя никогда не видят одну и ту же радугу.
3. Пасечник Рудый Панько из произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывал: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собиралась дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была Галичская.
Вопрос: Что это такое?
Ответ: Это – мираж.
4. Путнику, поднявшемуся на степной бугор тихим солнечным утром, иногда кажется, что далекие предметы отражаются в водной глади.
Вопрос: О каком явлении идет речь? Почему происходит эта иллюзия? Какое влияние на показатель преломления воздуха оказывает его нагревание?
Ответ: Это явление – мираж. Эта иллюзия происходит потому, что, лучи, идущие от предметов в направлении почвы, испытывают полное отражение от припочвенного слоя воздуха и лишь, затем попадают в глаз наблюдателя. Полное отражение может происходить только от оптически менее плотной среды. Солнечные лучи нагревают поверхность Земли. От нее нагреваются нижние слои атмосферы. Их показатели преломления при этом уменьшаются.
5. В рассказе А.И. Куприна «Черная молния» написано: «Глубокой зимой, в день ужасного мессианского землетрясения, утром… часов в десять-одиннадцать на совершенно безоблачном небе вдруг расцвела радуга. Она обоими концами касалась горизонта, была необыкновенно ярка и имела в ширину градусов сорок пять, а в высоту двадцать – двадцать пять. Под ней, такой же аркой, изгибалась другая радуга, но несколько слабее цветом, а дальше третья, четвертая, пятая. И все бледнее, и бледнее – какой-то сказочный семицветный коридор. Это продолжалось минут пятнадцать. Потом радуги растаяли, набежали…тучи, и повалил сплошной снежище».
Вопрос: Возможно ли описанное явление?
Ответ: Описанное явление возможно. «Когда бы радуга ни возникла, она всегда образуется игрой света на каплях воды. Обычно это дождевые капли, изредка – мелкие капли тумана. Если вы когда-нибудь услышите, что кто-то видел радугу в падающем снеге или на совершенно чистом небе, будьте, уверены, что снег был полурастаявшим или радуга была видна на моросящем дожде, который временами идет без всяких туч». (М. Миннарт. Свет и цвет в природе. М., «Наука», 1969, стр. 181). Возникает сомнение относительно расположения радуг второго, третьего и высших порядков. Для радуги второго порядка теория дает угол 51 град,т.е. эта радуга должна быть вне первой яркой дуги, а не внутри ее.
6. Можно ли в полдень 22 июня увидеть радугу в Москве?
Ответ: Радуга видна лишь тогда, когда высота Солнца над горизонтом не превышает 42 град. Высота же полуденного Солнца 22 июня на широте Москвы равна 57,5 град.
7. В какой части неба может появиться радуга ранним утром?
Ответ: В западной.
8. Когда радуга бывает выше: в 4 или в 5 ч пополудни?
Ответ: В 5 ч, т.к., чем ниже опускается Солнце, тем выше поднимается точка О (центр радуги). Следовательно, радуга все большей дугой поднимается над горизонтом, а при заходе Солнца она становится полукруглой.
9. Как искусственным путем получить радугу?
6.Выступления экспериментаторов.
Группа экспериментаторов показывает всем интересные опыты-загадки.
Учитель следит за соблюдением техники безопасности, за верностью рассуждений обучающихся.
(При отсутствии возможности демонстрации, опыты можно заменить просмотром видеороликов без звука (слайд 19), предложив детям объяснить наблюдаемые явления, а затем заслушать объяснение.)
Опыт 1 – палочка-невидимка. (Стеклянную палочку опускают в глицерин. Она не видна, т.к. показатель преломления стекла и глицерина почти равны). Почему палочка становится невидимкой?
Опыт 2 – блестящая закопченная ложка. (Ложку, покрытую сажей опускают в воду. Из черной она превращается в блестящую.) Почему блестит в воде закопченная ложка?
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутренне отражение освещающего ложку света.
Опыт 3 – радуга. Оставить в конденсаторе проекционного фонаря одну линзу (вторую линзу и объектив снять) и получить, таким образом, почти параллельный пучок света. На пути этого пучка поставить колбу с дистиллированной водой, загородив его от зрителей небольшим экраном. Пучок вторичных лучей, идущих в виде конической поверхности от колбы в сторону фонаря, образует на экране радужное кольцо. Объяснить явление. Начертить ход лучей в колбе.
Ответ: наблюдаемое явление – радуга. Пучок лучей, вошедших в воду, претерпевает в колбе полное внутренне отражение и два преломления. Так как лучи разных цветов преломляются под разными углами, то белый свет разлагается на составные лучи (дисперсия).
Опыт 4. – смешивание цветов. (берут картонный круг с цветными секторами: красный – 51 град, оранжевый – 33град, желтый – 55 град, зеленый – 67 град, голубой – 68 град, синий – 10 град, фиолетовый – 76 град,; вставляют его проходящую через центр ось-ножку в центробежную машину. Цвета как бы смешиваются, а на самом деле вследствие инерции зрения «сливаются» почти в белый цвет. Почему происходит это явление?
8.Рефлексия
1.Еще раз обратить внимание обучающихся на основные законы отражения и преломления света.
ЦОР:
} Видеоролик - анимация "Закон отражения" Видеоролик - анимация "Преломление света"
} слайд-шоу «Миражи» (№ 186301), http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>.
2. Отметить свое эмоциональное состояние на оценочном листе самоконтроля участника Слета.
9.Подведение итогов. Оценка получившихся презентаций, буклетов, подсчет числа заработанных баллов, общие результаты.
|
На: Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления
OlgaSvir