ГОУ "Шебекинская школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принцип подбора упражнений для развития силы юношей -старшеклассников
Из опыта работы учителя физической культуры, почетного работника общего образованияПикалова В.Н.
г. Шебекино 2008 год
Принцип подбора упражнений на развитие силы
Сделать доступными ежедневные занятия физической культурой, внедрять их в быт каждого школьника - сложнейшая задача, поставленная школьной реформой пред учителями физической культуры. Особая наша забота -развивать физическую качества юношей - старшеклассников. Ведь от этого во многом зависит их здоровье, успешное овладение будущей профессией, продуктивный труд на производстве, достойная защита Родины. За последние годы при помощи базового предприятия нам в школе удалось создать хорошие условия для проведения уроков, внеклассных мероприятий, оснастить места занятий необходимым инвентарем и достаточным количеством оборудования.
НЕ секрет, что все это создает учащимся необходимые условия для успешной учебной работы, в том числе и юношам - старшеклассникам, поставившим перед собой цель к выпуску из школы иметь отличную физическую подготовленность. Все мы, учителя физической культуры, знаем, как порой непросто обеспечить для юношей высокий уровень развития силы. О формировании у воспитанников этого двигательного качества я хочу рассказать.
Начну с того, что значительную часть каждого урока планирую с учетом именно такой задачи. В план включаются упражнения, которые я использую на уроках.
Как правило, специальных упражнений начинаю с тех, которые способствуют развитию мышц рук и плечевого пояса. Затем составляю комплексы для развития мышц спины, далее - брюшного пресса и, наконец, для развития мышц ног. Раскрою сложившуюся у меня практику последовательного подбора упражнений специальной направленности. Упражнения на развитие мышц рук и плечевого пояса. Одними из первых здесь должны быть варианты упражнений на сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, ноги на повышенной опоре; то же, но в упоре на брусьях. Весьма полезны упражнения с резиновыми амортизаторами, а также с набивными мячами различного веса, которые я рекомендую юношам использовать сначала в бросках попеременно левой и правой рукой, затем в метаниях на дальность от плеча Практика подтверждает, что данный комплекс будет неполным, если в него не включить подтягивание в висе на высокой перекладине, упражнения с отягощениями, используя гантели, диски от штанг и д.р. Одним из последних в этой серии включаю лазанье по канату без помощью ног или с отягощением. Заметил, что юношам -старшеклассникам нравится лазанье по канату с отягощением в виде обычного рюкзака весом до 12 кг.
В спортивном школьном зале у нас на монорельсе установлено 4 каната. Приятно наблюдать, как в одно и тоже время, целое отделение юношей, соревнуясь между собой, взбираются с вещмешками за спиной по канатам. Уже многие годы при лазанье по канату использую в качестве отягощения, расфасованные по весу целлофановые мешки с песком. Они уложены в
мешки с песком. Они уложены в рюкзаки, на клапане каждого из них мелом обозначен вес. При выполнении этого упражнения для предупреждения срывов с каната необходимо исходить из основных принципов обучения. Так, высоту подъема по канату и вес отягощения повышать постепенно, лазанье выполнять с помощью ног. Необходимо также часто напоминать учащимся о технике безопасности. Нам первых порах учащихся необходимо страховать, особенно при спуске вниз, когда возможен срыв с каната и повреждение кожи ладоней. К страховке следует привлекать помощников учителя из числа более подготовленных юношей. Данные указания относятся и к использованию груза при лазанье по веревочной лестнице или висах гимнастической стенке, а также приседаниях, где в качестве отягощения используются рюкзаки с песком.
Упражнения на развитие мышц спины. Принцип подбора упражнений здесь сложился следующий. Первыми идут упражнения с различными наклонами туловища и последующим его выпрямлением. Уместно использовать и различного рода отягощения, рекомендуя их в первую очередь юношам, которые по уровню физической подготовленности отстают от своих сверстников. Затем проделываются упражнения из положения сидя, руки за головой, ноги закреплены: лечь и снова сесть. Упражнения выполняется на время, за 20 или 30 сек. В заключение юноши выполняют упражнения, лежа поперек на гимнастическом коне лицом вниз, руки за головой, ноги закреплены: на счет "раз" учащиеся прогибаются, подняв туловище повыше, на счет "два" - возвращаются в исходное положение.
Упражнение для развития мышц брюшного пресса. Упражнений здесь можно подобрать много. Однако в первую очередь я включаю в данный комплекс одновременное и попеременное поднимание ног из виса на перекладине, поднимание и медленное опускание ног из положения лежа на спине, а также • вращательные движения туловищем из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки за головой.
Упражнения для развития мышц ног. Вначале предлагаю ребятам выполнять приседания с отягощениями (штанги и гантели, партнер) и пружинящие приседания в положении выпада. Затем подбираю серии прыжков: со скалкой, на двух или одной через гимнастическую скуамейку и легкие барьеры высотой 40 - 50 см на одной или двух на месте и продвижением, подпрыгивая с доставанием предметов. Завершают - специальные "пистолет" (приседание на одной ноге), опорные прыжки и игра "чехарда". Теперь несколько слов о дозировке упражнений, применяемых нагрузках. Поскольку у старшеклассников наиболее четко проявляются индивидуальные особенности в приспособляемости к увеличениям и длительным по времени нагрузкам, дозировку всех выше перечисленных упражнений определяю с учетом уровня физической подготовки, используя за исходную нагрузку 50% максимального теста.
Для индивидуализации обучения я периодически составляю таблицы максимальных тестов. Они уже служат основной информацией о результативности примененной методики и достижениях обучаемых. Необходимая эффективность достигается при комплексном использовании перечисленных выше специальных упражнений в форме круговой тренировки. Время занятий на каждой станции - 1,5 - 2 мин., юноши занимаются по два человека. Последовательность выполнения упражнений определяется исходя из принципа чередования нагрузки на основные группы мышц.
При самых, казалось бы, благоприятных условиях, увы, некоторые наши ученики из - за отдельных недостатков, а порой инертности не справляются с требованиями учебной программы. Я в таких случаях, считаю важным своевременно провести индивидуальную беседу, а затем установить более тесный контакт с воспитателями учащихся с целью заручится их постоянной поддержкой, обеспечить контроль за самостоятельными занятиями детей. Со временем, как правило, у учащихся меняется отношение к предмету "физическая культура".
Наши выпускники, возвратившиеся после воинской службы, частые гости и в школе, и в спортивном зале. В беседах с нынешними IX классами, в спортивных соревнованиях они охотно делятся своим военным опытом, дают юношам полезные советы: как следует готовиться к воинской службе, как важно в стенах школы воспитывать морально - волевые и физические качества. Информация из первых рук, в привычной обстановке оказывает действенное влияние на старших школьников, вызывает у них стремление к физическому совершенству.