Конспект урока. Тема: Государственное устройство России в 17 в.
Submitted by татятьяна ивановна долгошеева on вс, 30/01/2011 - 15:06
Методическая разработка урока истории на тему
«Государственное устройство России в 17 в.»
Автор:
Долгошеева Татьяна Ивановна
учитель истории
МОУ СОШ №80 с УИОП г. Хабаровска
Цель урока:
Показать учащимся как в результате изменений в социально — экономической и политической жизни в сер. 17 в. в России складывается самодержавный государственный аппарат, направленный на защиту интересов феодалов и дальнейшее закрепощение основной массы крестьянства и угнетение городской бедноты.
Подвести учащихся к выводу, что система государственного управления в 17 в. продолжала сохранять следы старого феодального уклада и приходила во все большее противоречие с объективными потребностями развития страны, что привело впоследствии (нач. 18в) к крутой ломке старых государственных . Учреждений и созданию подлинной централизованной системы управления, подготовило переход от монархии с Боярской думой 17 в., к чиновничье — дворянской монархии 18 в.
Структура урока :
комбинированный урок
Основные понятия урока:
государство, централизованное самодержавное государство и его признаки, местничество, приказы, местное управление, урочные лета, стрелецкие полки.
Опрос фронтальный:
какая система хозяйства оставалась господствующей в России в 17?
Какими чертами характеризует барщинная система хозяйства?
Какие новые черты появились в хозяйственной жизни русского государства в 17в.?
Что такое мануфактура и каковы ее характерные черты?
Назовите крупнейшие мануфактуры России 17в.
В чем состоит главное отличие российской мануфактуры от западноевропейской?
Какими чертами характеризуется товарно—денежное хозяйство? В чем его главное отличие от натурального?
Что такое всероссийский рынок? Почему он стал складываться в 17в?
Чем было вызвано усиление крепостнического угнетения крестьян в 17в?
Изложение нового материала:
Итак, изменения в экономике вызвали изменения в политическом строе. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими изменениями .
Что представляла собой эта система управления государством к началу 17 века?
Кому принадлежала верховная власть в государстве к к.16в.
Какими полномочиями пользовался царь при решении государственных . дел?
Какие органы центрального управления были созданы в русском государстве?
Как осуществлялась власть на местах?
Какие законы были направлены на закрепощение крестьян?
Краткий вывод:Итак, в 16 -нач 17 в. в российском государстве складывается государственный . аппарат, при котором управление страной
сосредотачивается в руках царя. Посмотрим какие изменения произошли в государственном устройстве России 17 в.
Усиление самодержавной власти царя.
С сер. 16 в. , с 1645 по 1676 в России правил царь Алексей Михайлович. За время его правления происходит дальнейшее укрепление власти царя. Его распоряжения, воля становятся законом для всей страны. Царь все меньше и меньше советуется с Боярской думой, почти не собирает Земский собор. Бывший подъячий Г.Котошихин об Алексее Михайловиче писал, что он «Государство свое правит по своей воле» и сравнивал нового царя с его отцом, который хотя «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делать ничего»
Работа по картине: картина К.В. Лебедева «В Боярской думе и А.П. Рябушкина «сидение царя с боярами в государственной комнате».
-какую разницу, сравнивая картины, можно отметить в поведении бояр, в их отношении к царю?
\Работа с документом
Соборное уложение (о царе)
положение царя в обществе: за покушение на жизнь царя — смерть
изображение царя на портрете — торжественный случай, прием иностранных послов, блеск, богатство, величие., во круг царя — бояре, представители церкви. Описание одежды царя кафтан — платно
парчовый воротник с изображением святых — барма
шапка Мономаха держава
Обобщение учителя:Именно вXVIIв. русские цари стали официально именовать себя самодержцами. К своему имени они прибавляли титул «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец». Россия постепенно превращается в абсолютную (неограниченную) монархию. Кому же была выгодна неограниченная власть царя? Кто поддерживал ее?
Царь, как известно, был крупнейшим феодалом страны. В его дворцовых владениях насчитывалось 80 тыс. крестьянских дворов, и вся его власть была направлена на защиту интересов господствующего класса феодалов, особенно дворян. За время правления Алексея Михайловича дворяне еще больше укрепляют свое положение в государстве, служа верной опорой царю и получая от него взамен полную поддержку в политике дальнейшего закрепощения крестьян, угнетения городской бедноты.
Задание для обобщения: «Доказать, подтвердив фактами , что в XVII в. в России происходит дальнейшее усиление роли дворян».
2. Отмена местничества
Усиление царской власти сопровождалось некоторыми изменениями в системе управления страной. Например, в 1682 г. было отменено местничество. Учащимся предлагается вспомнить:
— Какой порядок назывался местничеством?
(Местничеством назывался такой порядок, при котором все государственные и военные должности в стране распределялись между боярами не по заслугам, а по породе. Самые знатные и родовитые, несмотря на свою неграмотность, неспособность, получали высшие чины в государстве).
— Какое же значение, по вашему мнению, имела отмена местничества?
3. Приказы
. В целях более конкретного знакомства с деятельностью приказов используется картина СВ. Иванова «Приказная изба», которая отражает типичную, повседневную работу одного из приказов. Обращается внимание учеников на то, что приказная изба состоит из двух комнат: небольшой комнаты, которая называлась «казенкой», так как в ней хранились казна и наиболее важные документы приказа, и большой передней, где работали подьячие. В «казенке» за столом сидят: глава приказа — «судья» из бояр и дьяк — главный секретарь приказа. От них зависит окончательное решение того или иного вопроса. Дверь в эту комнату охраняется вооруженным приставом. Он стоит у дверей, опершись о притолоку.
Вопросы по картине:
— Какую работу выполняют подьячие, сидящие за столом?
— Кто находится в избе в качестве просителей?
— Всем ли просителям оказан одинаковый прием?
-Что можно сказать об организации работы в приказах?
4. Местное управление
Мы уже говорили о том, что в XVI в. власть на местах осуществлялась губными старостами, которые выбирались в каждом уезде из числа местного дворянства. К XVII в. число уездов увеличивалось до 250, выросло количество городов. Уездом стал править воевода, который в отличие от губных старост не избирался местным населением, а назначался царем из числа высших слоев дворянства. Воевода ведал всеми делами в подвластном ему уезде: управлял войском, судил и назначал наказания, осуществлял надзор за сбором налогов и податей. Некоторые уезды к концу XVII в. были объединены под властью одного воеводы, в чем также сказалась попытка к дальнейшей централизации государственной власти.
Для подведения итогов используется схема, рассмотрев которую, ученики должны ответить на вопросы:
— В чем же проявилась централизация государственной власти?
(Централизация государственной власти проявилась в ослаблении роли Боярской думы, ликвидации Земских соборов, в сосредоточении верховной власти в руках царя, в создании органов центрального и местного управления, подчинявшихся власти царя и осуществлявших его волю на территории всей страны).
— Какие меры были приняты правительством с целью усиления централизации государственной власти?
Итак, к XVII в. окончательно утвердился государственный аппарат, одной из важнейших черт которого была централизация власти в руках царя.
5. Законы, суд
Вся система государственного управления была направлена на возвышение власти царя, укрепление позиции дворянства и защиту их интересов. Этой же цели служили законы и суд.
Учащимся предлагается вспомнить:
— Как назывался новый свод законов, который был подготовлен и утвержден при царе Алексее Михайловиче?
(При царе Алексее Михайловиче в 1649 г. на Земском соборе был утвержден сборник законов, получивший название Соборное уложение.)
— Каково было содержание Соборного уложения по вопросу о крепостных крестьянах?
(Соборное уложение окончательно закрепощало крестьян: крестьяне с их женами и детьми, жившие на земле феодала, навечно прикреплялись к ее владельцу. Помещики получали право искать и насильно возвращать бежавших крестьян независимо от давности их побега, т. е. без урочных лет.)
Соборное уложение, являвшееся сводом законов, утверждало порядок судопроизводства и систему наказаний. Огромную власть получил помещик над своими крестьянами в судебных делах. Специальная статья Уложения говорила о том, что дворяне за «крестьян своих отвечают... во всяких делах». Крестьянин не мог отлучиться для торговли или работы по найму без разрешения своего помещика. В случае нарушения запрета крестьянин наказывался битьем батогами. При совершении особо важных преступлений господин мог подать жалобу на своего крестьянина в суд, который принимал это обвинение безоговорочно, прибегая к пыткам, если даже не было свидетельских показаний. При этом помещик не нес никакой ответственности, если обвинение оказывалось ложным. Суд и расправу над населением сел и городов уезда чинили воеводы. Большое количество судебных дел рассматривалось и в приказах.
Порядок судопроизводства и система наказаний отличались чрезвычайной жестокостью, что наглядно подтверждается на уроке картиной СВ. Иванова «Суд в Московском государстве». Рассказав учащимся о страшных пытках, которым нередко подвергались во время судебного процесса не только обвиняемый, но и свидетели, необходимо подчеркнуть, что система наказаний был неодинаковой для представителей различных сословий. За одно и то же преступление бояре, представители высшего духовенства подвергались лишь «государеву гневу», а служилые люди и трудовой народ — тяжелым телесным наказаниям, длительному тюремному заключению и т.д.
6. Вооруженные силы
Для обеспечения охраны феодальных порядков, а также для успешного решения внешнеполитических задач царскому правительству нужны были надежные вооруженные силы. Учащимся предлагается вспомнить:
— Что представляло собой войско вXVI в.?
(Войско в XVI в. состояло в основном из поместных дворян, получавших от государя за несение военной службы денежные вознаграждения и земли. В случае необходимости дворяне должны были являться в полном вооружении, на конях, с запасом провизии на все время похода. Их должны были сопровождать крестьяне, вооруженные в крайнем случае рогатиной или топором. При Иване IV в XVI в. было создано новое войско, вооруженное ручным огнестрельным оружием — пищалями. Войско это называли стрелецким).
Ученикам дается задание прочитать в учебнике раздел «Вооруженные силы» и ответить на вопрос:
— Как изменились вооруженные силы в XVII в. по сравнению сXVIв.?
(Большую роль стали играть стрелецкие полки, появились новые полки, полки иноземного строя: солдатские (пешие) и рейтарские (конные), которые набирались из даточных и охочих людей. Их служба была пожизненной. Преимущество новых полков перед старым дворянским ополчением состояло в том, что это войско было постоянным. Дворяне являлись на военную службу лишь в случае войны, а чаще они стремились укрыться от военных обязанностей под любым предлогом. Новые полки постоянно находились на военной службе, хотя в свободное от военных дел время и продолжали заниматься различными промыслами и торговлей; вооружены они были новым для того времени оружием: мушкетами, саблями, пистолями, карабинами. Новые полки были лучше обучены и более боеспособны.)
Задание Доказать, подтвердив фактами данной темы, что в XVII в. в России происходит дальнейшее усиление роли дворян
После беседы, проведенной с ребятами по их записям, окончательно оформляется ответ, который заносится учащимися в тетрадь.
Вывод по уроку
Итак, государственный строй России в XVII в. характеризуется дальнейшей централизацией, образованием абсолютной монархии, т. е. такой формы государства, при которой власть монарха (царя) становится самодержавной, неограниченной. Все органы государственного управления — законы, суд, вооруженные силы, — подчиняемые царю, направлены на защиту интересов господствующего класса, предотвращение народных восстаний. Создание такой системы явилось неизбежным следствием развития феодальных отношений и обострения классовой борьбы.
Однако при всей внешней видимости благополучия и непоколебимости созданного царем и феодалами управленческого аппарата в нем ярко проступают язвы феодально-крепостнического строя, его неспособность обеспечить потребности развития страны. Ни вооруженные силы, ни страшный суд, ни воля царя не могли предотвратить новых классовых боев, которые потрясли русское государство в XVII в.
На последующих уроках вы познакомитесь с восстаниями городского населения, а затем с одной из крупнейших крестьянских войн, разразившихся в XVII в. в Русском государстве под предводительством Степана Разина.
Домашнее задание
1. Выучить § «Политическое развитие России в XVII в.»
На: Конспект урока. Тема: Государственное устройство России в 17
Спасибо за материал.