Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие образовательных компетенций обучающихся через использование технологий компетентностно-деятельностного обучения

Фото пользователя Ольга Владимировна Свириденко
Размещено: Ольга Владимировна Свириденко - вс, 30/01/2011 - 10:18

 

Развитие и образование ни одному человеку
 не могут быть даны или сообщены.
    Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением.
                                           А. Дистервег
Содержание:
1.Введение.
2. Сущностные характеристики инновационного опыта.
2.1. Идеи изменения или сущность инновационного педагогического опыта
2.2. Организация образовательного процесса на уроке.
2.2.1.Технология «создания» нового знания обучающимися на уроке
2.2.2.Технология обучения применению отдельных элементов знаний
2.2.3.Технология систематизации знаний в процессе решения задач
2.2.4.Изменения, происходящие в организации самого образовательного процесса
2.2.5.Оценивание деятельности обучающихся
2.2.6.Сравнительная характеристика технологий
2.3. Организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
2.3.1.Организация физико-математического кружка «КЛУБ АРХИМЕДЕС»
2.3.2.Организация первой школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
3. Заключение.
Литература.
 
1. Введение.
На определенном этапе педагогической практики пришло понимание того, что технологии и методы традиционного обучения пришли к некоторому противоречию требованиям времени. Страна давно изменилась, а образование осталось прежним. Как образно заметил вдохновитель КПМО  - ректор института проблем образовательной политики Александр Адамский, в советские времена политика менялась в зависимости от государственного заказа – то в почете был рабочий класс, то управленческий. Сегодня обществом востребован класс креативный, то есть созидающий. Его представители должны обладать несколько другими качествами, чем их родители. Надо считаться с современными реалиями: мощной промышленности в стране нет, зато создана атмосфера для предпринимательства практически во всех жизненно важных областях.
Теперь ценится не только способность знать, но и способность действовать. Полученные в школе знания (которые мы раньше накапливали по кирпичику, а затем вспоминали, устроившись на работу, или, забывали напрочь) должны способствовать не только поступления в вуз, а дальнейшему жизненному благополучию конкретного человека. Другими словами, качество образования теперь оценивается как вопрос выживания. Обучение «вечным истинам» необходимо. Но важно научить ребенка обновлять часть своего культурного опыта. Важно помнить: ребенок не готовится к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью. Отсюда и видна специфика другого обучения – компетентностно-деятельностного.
 
Основная задача школы в конечном итоге – образованный выпускник, поэтому в своей педагогической практике большое внимание уделяю именно развитию образовательных компетенций школьников.
Образовательные компетенции (учебно-познавательные компетенции) - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.[1]
 
 
2. Сущностные характеристики инновационного опыта.
 
2.1. Идеи изменения или сущность инновационного педагогического опыта
Система традиционного образования не способна ответить на вызов времени, в связи с этим надо менять сами подходы к определению целей образования, содержания, организации самого образовательного процесса.
Основное различие подходов к определению целей школьного образованиясостоитв понимании сущности ожидаемого результата. При традиционном образовании основная цель - личностные новообразования, которые формируются у школьников; обеспечение усвоения школьниками набора запланированных качеств (стандартов) обучения, при этом учитель – транслятор готовых знаний. Основной вопрос: Что нового узнает ученик в школе? В традиционном образовании - ориентация на сохранение экстенсивного пути развития. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем выше уровень его образованности.
Однакоуровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. Уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностно-деятельностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Основной вопрос образования: Чему научится ученик за годы обучения в школе? Важно, чтобы уже в школе ученик видел результаты своего труда – определенный образовательный продукт. Исходя из этого, основным содержанием образования является система научных понятий, определяющая принцип действия, формирование ключевых компетенций.
Каковы пути формирования образовательных компетенций обучающихся?
Прежде всего, это реализация на уроках технологий деятельностного подхода:
 
-технология «создания» обучающимися нового знания на уроке;
 
-технология обучения применению отдельных элементов знания;
 
-технология систематизации знаний в процессе решения физических задач;
 
и организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
 
2.2. Организация образовательного процесса на уроке.
 
2.2.1.Технология «создания» нового знания обучающимися на уроке
Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программ и учебников, сколько от организации процесса обучения. Большая часть уроков физики – это уроки изучения нового материала. Этап изучения нового материала при компетентностно-деятельностном обучении организуется как процесс решения познавательных задач, имитирующих научное исследование.
                    Методика организации этапа изучения нового знания:
1.Выделение учителем в целях урока новых элементов знаний и действий по их применению.
       2.Самостоятельная постановка обучающимися познавательной задачи и обсуждение метода решения в ходе этапа актуализации знаний и мотивации обучающихся.
      3.Решение обучающимися поставленной познавательной задачи самостоятельно или с помощью учителя.
На этапе «создания» обучающимися нового знания необходимо выдерживать определенный стиль общения: следует одинаково уважительно относится к любым попыткам обучающихся организовать мыслительную деятельность; запланировать и обязательно выдерживать паузы на обдумывание решений познавательных задач. [3]
 
2.2.2.Технология обучения применению отдельных элементов знаний
 (методика разработана на основе теории поэтапного формирования умственных действий)
Вычленив некоторую порцию материала необходимо обдумать, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
Подготовить обучающихся к самостоятельному выполнению нужной работы и организовать работу детей на основе кратких схематических записей - конспектов материала и способов работы с ними.
Схематические записи-конспекты позволяют, ничего не заучивая, непосредственно после разъяснения учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. В результате ребенок может убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
На применение отдельных элементов знаний подбираются задачи-упражнения с описанием 8 – 10 конкретных ситуаций. К каждому заданию даны способ его выполнения и образец решения. Работа над заданием предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты:
-реши с помощью,
-реши вместе с товарищем,
-реши самостоятельно.[3]
 
2.2.3.Технология систематизации знаний в процессе решения задач
Уроки решения задач – это уроки по формированию у обучающихся систем физических знаний о физических явлениях и методах решения «ключевых задач».После разбора «ключевых задач» организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем в составлении. Ученикам рекомендуется иметь алгоритмы решения: ими можно пользоваться и на уроке, и на контрольной. С теми, кто проявляет интерес к физике, нужно вовремя перейти к решению нестандартных задач.
Виды работ с задачами:
-решение различными методами;
-решение систем задач;
-взаимопроверка решения задач;
-самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение;
-участие в конкурсах и олимпиадах.[3]
 
2.2.4.Изменения, происходящие в организации самого образовательного процесса
Рассмотрим изменения, происходящие в организации самого образовательного процесса.
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
        Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
        1. учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет основной состав на весь период школьного обучения;
        2. класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы;
        3. урок – основная единица занятий;
        4. урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же учебным материалом;
        5. работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимается решение о переводе учащихся в следующий класс;
        6. учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.
        Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены между уроками – атрибуты классно-урочной системы.
 
        Урок в системе компетентностно-деятельностного обучения
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться.
 
Основные его инвариантные качества:
-Цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других групп свойств личности: развитие способов умственной деятельности (СУД), самоуправляющих механизмов личности (СУМ), эмоционально-нравственной сферы (СЭН), деятельностно-практической сферы (СДП).
-Диалог-полилог, деловое общение в классе, основанное на самостоятельной мыследеятельности детей.
-Сотрудничество учителя и ученика.
 
         Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, организация целенаправленной учебной деятельности учащихся (ЦУД) в результате которой происходит формирование образовательных компетенций школьников.
 
Эта цель достигается следующими путями
-Использование методов и методических приемов деятельностного обучения, направленных на развитие личности ребенка: групповых и парных форм работы, новых методов оценивания результатов и др.
-Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.
-Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД, поиск и построение обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, овладение общими принципами решения задач определенного класса.
üУченик ставится в положение исследователя-творца. Ведь для того, чтобы овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. Все правила, и законы выстраиваются ребенком собственноручно.
-Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.
Особенности урока
üХод познания – «от учеников».
üПреобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенную букву, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
üИнтенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизмом творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
üКоллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
üСоздание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
 
2.2.5.Оценивание деятельности обучающихся
В отличие от традиционного обучения компетентностно-деятельностное обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному опыту учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки, как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования. Такое оценивание трудно провести в рамках принятых Стандартов образования.
Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует).
        Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).[2]
 
2.2.6.Сравнительная характеристика технологий
 
Традиционное обучение
Компетентностно-
деятельностное обучение
Главная цель
обеспечить усвоение школьниками набора
запланированных качеств (стандартов) обучения; учитель – транслятор готовых знаний.
Что нового узнает ученик в школе?
 
Формирование ключевых компетенций.
 Компетентность — это способность
действовать в ситуации неопределённости
Что нового узнает ученик в школе?
 
Основа содержания
 набор правил для каждого конкретного случая
система научных понятий,  определяющая
 принцип действия.
Активность учащихс
 репродуктивная
Продуктивная,
проектно- исследовательская, поисковая
Методы обучения
Иллюстративно-объяснительные:
показ,    объяснение, контроль
Поисково-исследовательские,
методы проблематизации,
проектные, деятельностные,
метод решения учебных задач
Тип взаимодействия учителя – ученик
Руководство – подчинение
Сотрудничество - сотворчество
Форма организации учебного процесса
Классно-урочная система – некая условно-административная группа с   постоянным списком учеников во главе с классным руководителем
 
      Возможен переменный состав
классов, возникновение разноуровневых страт, групп по интересам, исследовательских и проектных групп
 
Тип коммуникации
обмен информацией
 Обмен мыслями, чувствами, мнениями, опытом.
 
Таким образом, именно классно-урочная система и традиционная система оценивания являются ограничениями, сдерживающими более активное внедрение технологий компетентностно-деятельностного обучения. 
 
Использование инновационных технологий связано с определенными трудностями.
Во-первых, необходимо перестроить весь учебно-воспитательный процесс. Физика, наука экспериментальная, представляет большие возможности для организации деятельностного обучения, однако, подготовка оборудования и дидактических средств требует дополнительных временных затрат от учителя.
 Во-вторых, этап познания нового материала организуется как процесс решения познавательных задач, имитирующих научное исследование, которое трудно уложить в 45-тиминутный урок.
 В-третьих, очень трудоемким является процесс формирования практических навыков школьников, ведь дети приходят к учителю физики только в 7 классе, и очень многие ученики не могут обойтись без помощи учителя.
 
2.3. Организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Отметим, что если в качестве основной цели обучения рассматривать формирование у школьников образовательных компетенций, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебного предмета на уроке, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. С этой точки зрения образовательный процесс не равен учебному процессу. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и внеурочную деятельность.
Где современный высокомотивированный школьник может продемонстрировать свои знания по предмету? На уроке? Несомненно.
Только для одаренных детей рамки урока порой становятся «тесны», а «пятерка» в дневнике или одобрение одноклассников уже не являются адекватной и приносящей удовлетворение оценкой знаний.
В условиях ограничений классно-урочной системы, слабой материально-технической базы сельской школы основная работа с одаренными детьми ведется, в основном, во внеурочное время. Именно поэтому возникла необходимость определенным образом организовать внеурочную деятельность школьников
Так, возник педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников».  
Основная цель Проекта: создание научного объединения обучающихся по предметным направлениям как формы самостоятельной внеурочной образовательной деятельности.
Этапы педагогического проекта:
I этап: Организация физико-математического кружка «Клуб Архимедес»
Сроки: 2006 г. – бессрочное.
II этап: Организация первой школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Сроки: 2008 г. – бессрочное.
III этап: Создание общешкольного научного объединения обучающихся по предметным направлениям.
Сроки: 2010 – бессрочное.
Участники Проекта: обучающие 7 – 10 классов и все желающие.
 
2.3.1.Организация физико-математического кружка «КЛУБ АРХИМЕДЕС»
Цель: создание научного объединения обучающихся как формы самостоятельной внеурочной образовательной деятельности по предмету.
Задачи проекта:
üформирование ведущих компетентностей у школьников, которые позволили бы самостоятельно в дальнейшем определять цели своей деятельности, способы и формы решения поставленных задач, умение обнародовать результаты своего труда (провести презентацию).
  • Подготовка обучающихся к предъявлению индивидуальных способностей на различных уровнях.
  • Развитие межпредметных связей в области естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.
  • Формирование ответственности за успешность своего учения, за результат своего труда и умения определять ближайшие цели свое деятельности.
Работа физико-математического кружка «Клуб Архимедес» проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с обучающимися по отдельной программе:
помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи;
обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ;
участие в олимпиадах разного уровня.
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей
III направление – массовая работа – посещение музеев и планетария, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях.
Основные применяемые технологии:
1)Проектные;
2)Исследовательские;
3) ИКТ-технологии.
 
2.3.2.Организация первой школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
         В целях развития интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов обучающихся, формирование у обучающихся потребности и установки на престижность занятий фундаментальными науками, создание условий для профессионального самоопределения учащихся школы, развитие коммуникативных умений и способностей обучающихся в школе при поддержки коллег была организована первая  научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее», в которой в этом учебном году приняло участие 29 обучающихся 5-11 классов, среди них 8 моих учеников.
Научно-практическая конференция школьников является итогом учебно-исследовательской деятельности, которая связана с решением обучающимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства). Научно-практическая конференция может являться заключительным этапом Предметных недель и декад методических объединений.
Основные секции конференции:
  • Физико-математическая секция;
  • Гуманитарная секция;
  • Естественнонаучная;
  • Человек в современном мире.
Компетентное независимое жюри из числа педагогов и независимое жюри старшеклассников высоко оценило участие моих учеников. В секции физико-математических наук мои ученики заняли все призовые места и получили диплом I и II степени в секции «Человек в современном мире»
Создание научного объединения школьников – задача ближайшего будущего.
 
 Заключение
В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? И поэтому учитель это не просто педагог, но и новатор, генератор новых идей.
Считаю, что применение современных педагогических технологий является позитивным фактором в инновационной деятельности. Наиболее универсальными для меня являются технологии компетентностно-деятельностного обучения, которые позволяют применять в педагогической практике и проблемные методы обучения, и проектно-исследовательские технологии, и обучение в сотрудничестве, и ИКТ-технологии, и невозможно представить процесс становления личности без здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода.
   В Национальном проекте «Образование» определены цели и задачи современного российского образования:
  • достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
  • обеспечить конкурентноспособность отечественного образования;
  • создать условия формирования конкурентноспособной личности.
Уверена, что лишь использование инновационных технологий обучения наряду с традиционными, позволит нам решить данные задачи и достичь поставленных целей.
 
Литература:
1.Анофрикова С.В. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение 1987 г.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г.
3.Прояненкова Л.А. Поурочное планирование по физике: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен»,2006 г.

 

 

Прикрепленный файл Размер
Грани педагогического исследования.rar 531.59 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Муниципальные научные лаборатории Саратовской области

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн