Submitted by Елена Леонидовна Степанова on вс, 30/01/2011 - 01:10
Орг. момент.
Дорогие мои юные исследователи , я рада, что мы снова вместе можем отправиться в путешествие по просторам нашей родины и узнать много нового и интересного. Сегодня на уроке серьёзные проблемы будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать
Нам предстоит найти ответ на один очень важный вопрос.
Вы готовы?
Повторение изученного
- Для начала давайте вспомним, где мы путешествовали на предыдущих уроках и что изучали. (на доске карта)
- Подпишите природные зоны.
- Определите представителей животного мира каждой зоны (дети помещают рисунки животных и растений в каждую природную зону)
Актуализация знаний.
- В какой природной зоне расположена Новгородская область (в южной подзоне тайги)
- Давайте изобразим нашу природную зону в виде модели (весы, на одной чаше рысь, а на другой –заяц)
- Как вы думаете, что произойдёт с экосистемой наших лесов, если исчезнут рыси? (учитель убирает рысь с весов) (мнения детей)
- Что необходимо сделать, чтобы лес не погиб? (вернуть рысь, уравновесить весы)
- Что такое равновесие?(Устойчивое соотношение между чем – нибудь)(На доске появляется определение)
- Мы изучаем природу и связи между живыми существами в природе, как называется эта наука? (Экология)
- Два основных понятия у вас на доске, сформулируйте тему урока. (Экологическое равновесие) (на доске: ……….это важно или нет?)
- Так на какой же главный вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Экологическое равновесие - это важно или нет?)
Открытие нового знания.
1. Внимательно посмотрите отрывок мультфильма, и проанализируйте сложившуюся ситуацию (работа с мульт)
2. Парная работа.
Детям выдаются карточки с экологическими ситуациями, аналогичные ситуации на доске.
- Проанализируйте ситуации. Определите, какие компоненты природы должны находиться в равновесии и какие факторы его нарушили.
1.На степном пастбище несколько лет подряд пасут большое стадо овец. Последнее время наблюдаестся резкое ухудшение состояния пастбища.
2.В Австралию более 150 лет назад завезли диких кроликов. Невероятно размножившись, они начали опустошать пастбища и поля.
3. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими и здоровыми.
4. На Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолётов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз.
(после выполнения задания каждая ситуация разбирается совместно. Учитель на доске маркером подчёркивает ключевые слова: зелёным цв –не нарушено равновесие(3), нарушено кр.цв)
Первичное закрепление.
– Мы рассмотрели различные экологические ситуации, какой компонент природы присутствовал во всех ситуациях, но не был назван конкретно? (человек)
- Приведите примеры нарушения экологического равновесия в результате деятельности человека.
- А может ли человек восстановить нарушенное равновесие?
-Попробуйте предложить свои варианты улучшения экологической ситуации в данном районе города.
Групповая работа.
После выполнения проверяется на доске.
-Давайте ответим на главный вопрос урока. Экологическое равновесие – это важно или нет?( Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.)
-Ребята, что вам сегодня понравилось, что удалось?
-Какую проблему мы обсуждали на уроке?
- Что предлагаете обсудить в следующий раз?
Рефлексия
Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушить равновесие в природе.
- И в завершении нашего урока давайте просто посидим, посмотрим, подумаем…
Видеоролик, стихотворение
Ели ты взял что-то от земли, отдай ей, посади дерево, почисти родник,подкорми птиц.
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.