Submitted by Елена Леонидовна Степанова on вс, 30/01/2011 - 00:50
Ход урока.
Орг. момент.
Мы улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра. Мы, желаем вам хорошего настроения и интересных открытий на уроке.
Повторение изученного
- Чем отличается живая природа от неживой? Назовите признаки жизни (рост, дыхание, размножение, питание, развитие).
- Ребята, вспомните, что является основой всех живых организмов? (вода)
- Скажите, что изображено на схеме? (схема на экране) (круговорот воды в природе)
- Кто может объяснить, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?
Актуализация знаний.
Ребята, как вы думаете, существует ли в природе ещё круговорот чего-нибудь? (ответы детей)
- Возможно просмотр отрывка из мультфильма « Король Лев» поможет вам с ответом или подтвердит ваши предположения.
(Просмотр мультфильма)
- О чём говорил лев Мустафа своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)
- О чём же мы будем говорить на уроке? (Круговорот жизни) (на доске)
Открытие новых знаний
Групповая работа
-Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, поработаем в группах. (проанализирируйте рисунки и выделить 3 группы живых организмов) Работайте.
-Какие группы живых организмов выделили?
На доске появляются карточки: 1 растения
2 животные
3 бактерии (грибы)
-Как учёные-экологи называют растения? (организмы-производители) Почему?
-А как называют животных? (организмы-потребители) Почему?
- А чем занимаются грибы и бактерии? (разрушают, разлагают останки живых организмов)
- И как можно назвать 3 группу?(организмы-разрушители)
-Мы говорим с вами о великом круговороте жизни, получился ли он у нас на доске или чего-то не хватает? Завершите схему, замкните цепь.
-Ребята, вы молодцы, сделали научное открытие. Сравните нашу схему со схемой, которая дана в учебнике экологии 9 класса.
Первичное закрепление.
Парная работа.
- В мультфильме мы с вами наблюдали круговорот жизни в африканской саванне. --- Давайте теперь перенесёмся в наши новгородские леса, и выделим в них звенья круговорота. Работать будете в парах. Кто в наших лесах является производителем, разрушителем, потребителем?
- Участниками круговорота жизни являются только живые организмы, или неживая природа тоже участвует? (вода, почва, солнце)
На схему добавляем почву, солнце, воду.
Применение полученных знаний.
- Ребята, хотите самостоятельно создать модель круговорота жизни на компьютере?
- Для этого мы воспользуемся программой, которая уже известна вам:MicrosoftPowerPoint.
- Но прежде чем пройти за компьютеры, давайте немножко отдохнём .(физ,пауза)
- Пройдите за компьютеры.
Назовите правила посадки во время работы за компьютером.
Для того, чтобы работа была более успешной, составим алгоритм.
1.Выбрать фон для работы.
2.Расположить на экране звенья круговорота.
3.Замкнуть звенья в цепь (добавить стрелки)
4.Подписать схему, закончить оформление.
Итог урока.
- Ребята, а что произойдет, если из нашего круговорота убрать одно из звеньев, например, производителей или разрушителей? -Какой же можно сделать вывод? Вывод: В круговороте жизни все звенья важны и имеют огромное значение.
Дом. задание (на выбор):
1.Напишите сочинение-рассуждение по теме «Что произойдёт, если исчезнет одно из звеньев великого круговорота жизни»
2.Изготовьте модель круговорота жизни, используя любые материалы.
3.Составьте схему круговорота жизни из 5-6 звеньев
Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу.
- С помощью смайликов выразите своё отношение и настроение к рассмотренной сегодня теме.