Submitted by Елена Владимировна Михеткина on Fri, 28/01/2011 - 04:01
"Расктытие вопросов для беседы с ребенком, позволяющих оценить его музыкальные интересы"
Цель. Научить детей слышать, любить, понимать музыку, её красоту.
Задачи.
1. Выявить положительно направленные музыкальные интересы ребёнка, знание которых позволит легче найти индивидуальный подход к нему (учёт его интересов при распределении «ролей» для увеличения желания ребёнка играть роль и, соответственно, качество исполнения этой роли, т.е. насколько охотно будет учить, и как хорошо получится ).
2. Выявить музыкальное окружение ребёнка и его отношение к нему с целью эстетической
оценки его музыкальных интересов и создания рекомендаций родителям по коррекции музыкального окружения ребёнка.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо учитывать, что понятие «музыкальный интерес ребенка» не является постоянным и конечным.
Это обусловлено в первую очередь наличием непосредственной взаимосвязи между музыкальными интересами ребёнка и его музыкальным окружением, т. е. «нравиться» и «не нравиться» может та музыка, которую он слышит вокруг. Исходя из этого, можно говорить о таком процессе, как формирование у ребёнка музыкальных интересов
путём соответствующего музыкального окружения, по принципу «нравится что-то из того, что слушаю» и «из того, что слушаю что-то нравится» или о музыкальном воспитании.
Во вторую очередь это обусловлено непосредственным музыкальным окружением ребёнка. А это – совокупность всего музыкального окружения в местах его пребывания, что в процентном и психологически-значимом соотношении, в зависимости от конкретных условий, распределяется по убыванию силы воздействия следующим образом: дом, ДОУ, другие места пребывания (гости, кинотеатр, концерты и др.)
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в сознании ребёнка
происходит:
1. Постоянный анализ «нравится - не нравится» прослушанного материала и выработка ересов;
2. Постепенное смещение музыкально интереса ребёнка в сторону суммарного или наиболее значимого музыкального окружения.
В связи с этим важно делать различия между собственными музыкальными интересами (данными ребёнку в силу природной чистоты и естественной тяги к прекрасному, что особенно хорошо заметно у детей первого года жизни) и навязанными музыкальными интересами (сформированных у него искусственно в силу соответствующего музыкального окружения).
Ведь если дать прослушать ребёнку несколько музыкальных произведений, различных направлений, которых он раньше не слышал, он сможет отдать предпочтение (или не отдать) некоторым из них. То же можно сказать и о предпочтении тех или иных музыкальных инструментов.
Собственные музыкальные интересы ребёнка можно и нужно учитывать в обучающем процессе. Например, при распределении ролей (стих, та или иная песня, танец) для повышения желания ребёнка её учить и, соответственно, повышения качества её исполнения, следовательно - для повышения показателей качества обучения.
Навязанные музыкальные интересы, и соответствующее им музыкальное окружение, необходимо учитывать для развития/формирования у ребёнка положительного музыкального интереса, и для коррекции уже существующего, для чего следует выявить места и ситуации с наиболее психологически значимым музыкальным окружением и выработать рекомендации для родителей и других ответственных за воспитание ребенка лиц по его коррекции.
Раскрытые в работе вопросы, учитывая поставленные задачи и обозначенные ключевые моменты, позволяют провести беседу с ребёнком старшего дошкольного возраста в знакомой ему обстановке, и оценить его музыкальные интересы, а так же, при необходимости, выработать рекомендации по коррекции его музыкального окружения.
План беседы
1. Коммуникативное приветствие;
2. Пение детской песенки;
3. Игра «Танцевальная фантазия»;
4. Беседа о музыкальных интересах и музыкальном окружении;
Елена Владимировна, спасибо за полезный материал, который Вы опубликовали. Некоторые мысли возьму на вооружение и буду пользоваться при проведении диагности развития музыкальности у дошкольников. Удачи и новых публикаций Вам!
На: "Музыкальные интересы ребёнка"
Елена Владимировна, спасибо за полезный материал, который Вы опубликовали. Некоторые мысли возьму на вооружение и буду пользоваться при проведении диагности развития музыкальности у дошкольников. Удачи и новых публикаций Вам!