Работники образования объединяются для борьбы за свои права
16 января 2011 г. в Москве прошла учредительная конференция Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
Принявшие участие в конференции педагоги из 15 регионов России приняли Устав и Декларацию, а также определили первоочередные действия по защите прав работников отрасли.
Новый профсоюз намерен объединить не только педагогических работников всех учреждений образования от детских садов до вузов, (а также формально относящихся к ведению Минкульта музыкальных и художественных школ), но также технический персонал.
Объяснение простое – общий работодатель и общие проблемы, связанные с условиями труда и зарплатой диктуют, по мнению создателей профсоюза, необходимость объединения всех здоровых сил в коллективе. А взятое организацией звучное имя «Учитель», в профсоюзе объясняют в том духе, что традиционно в России учитель (с большой буквы) – это не столько должность, сколько призвание и социальная миссия и вспоминают канонические слова Белинского «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Таким образом, учителем можно считать и профессора и лаборанта и воспитателя детского сада.
Единственный, кого не ждут в новом профсоюзе – работодатель, директора школ и чиновники. Впрочем, сотрудничество с директорами, искренне болеющими за судьбу школы возможно, но исключительно – на равноправной основе.
Однако, это не единственное отличие нового профсоюза от профсоюза традиционного, входящего в ФНПР и пока еще формально объединяющего большинство работников образования.
Членство в новом профсоюзе будет осознанным выбором каждого работника в пользу активных коллективных действий в защиту своих трудовых прав – уверены в «Учителе».
А защищать есть много чего. О крайне тяжелой ситуации, сложившейся в сфере образования говорили на конференции педагоги, приехавшие из Москвы, С-Петербурга, Тулы, Иркутска, Братска, Ульяновска, Челябинской области, Перми, Ставропольского края, Новосибирска, Вологды, Иваново, Белгорода, Ижевска, Архангельска, Северодвинска.
Фактическое урезание зарплат дополняется усилением произвола администрации при распределении фонда заработной платы. Дополнительную нагрузку создает все увеличивающийся вал дополнительной (как правило, неоплачиваемой) работы.
Звучали факты и вовсе криминальные – от «принудительно-добровольного» страхования жизни педагогов в «нужной» страховой кампании, до оформления «мертвых душ», по сути крадущих зарплату у настоящих работников. Нередки случаи, когда школы и детские сады подвергаются рейдерскому захвату в интересах коммерческих структур.
При этом, официальный профсоюз в лучшем случае безмолвствует, а в худшем – активно помогает администрации гасить недовольство.
Стремление отличаться от авторитарной структуры традиционных профсоюзов проявилось даже в избранной новым объединением схеме управления.
Вместо единоличного председателя руководство МПРО «Учитель» будут осуществлять три сопредседателя – по одному из Москвы, Ставропольского края и Новосибирска. Правом первой подписи делегаты наделили представителя Москвы Андрея Демидова.
«В первую очередь, мы намерены заняться обеспечением прозрачности в распределении фонда заработной платы и прекращением практики привлечения работников к выполнению работ бесплатно» - говорит вновь избранный лидер профсоюза.
С другой стороны, новый профсоюз намерен активно лоббировать интересы работников образования на уровне федеральных органов власти. В первую очередь, через изменение содержания подготовленного Правительством РФ проекта новой редакции закона об «Об образовании». Предполагается «предметная» работа с депутатами Госдумы. В числе прочего, путем организации потока обращений через почту и личный прием с требованием предложенных профсоюзом защищающих педагогов поправок.
При этом, профсоюз намерен использовать не только традиционные формы воздействия, но и «ноу-хау», привнесенные из опыта коллег в других странах. «Почему-то считается, что педагог не имеет права выносить свои проблемы на суд общества. Мы с этим намерены покончить и активнейшим образом вовлекать в борьбу за трудовые права педагогов местные сообщества, родителей, тех, кто кровно вместе с педагогами должен быть заинтересован в сохранении системы доступного и качественного образования. Очевидно, что обеспечить качественное обучение в состоянии лишь педагог, имеющий нормальную зарплату, условия труда и защищенный от произвола» – уверен Андрей Демидов.
Новое профобъединение не намерено оставаться в изоляции и в профсоюзном движении. Единогласно было одобрено предложение о вступлении в Конфедерацию труда России (КТР) – крупнейшее на данный момент российское объединение реальных профсоюзов. Стоит отметить, что именно КТР уже длительное время оказывает поддержку становлению реального профдвижения в среде работников образования.
«Пора трезво признать: мы — такие же наемные работники, как врачи, инженеры, строители, шахтеры, и решать наши проблемы надо традиционными профсоюзными способами — заключением коллективных договоров, забастовками, лоббированием интересов работников в парламенте и в правительстве» - говорится в принятой на конференции декларации, разъясняющей необходимость и цели создания нового профсоюза.
Дополнительная информация по тел:
+7-926-237-99-77 (Андрей)
+7-985-288-81-59 (Всеволод)
и у Годуновой Елена Александровны, админа сообщества "Право имеет каждый!", участницы учредительной конференции
|
На: Декларация
Декларация «Российским учителям нужен настоящий профсоюз!»
Данная декларация принята на учредительной конференции Межрегионального профсоюза работников образования «УЧИТЕЛЬ»
Москва, 16 января 2011 г.
Сегодня мы столкнулось с фактическим отказом государства от своих обязательств по бюджетной поддержке средней школы в полном объеме. Стремясь к «оптимизации» расходов, правительство предпочитает экономить именно на учреждениях бюджетной сферы, и в первую очередь на школах. В 2010 году по стране прокатилась уже первая волна сокращения т.н. «малокомплектных школ» и урезания зарплат. Переход на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда учителей, равно как и активно разрабатываемый в недрах отраслевого министерства новый закон «Об образовании» – лишь часть последовательной политики, направленной на превращение средней школы в часть рыночной сферы услуг. Уже сейчас учителя в полной мере чувствуют на себе первые результаты этих перемен - реальное уменьшение учительской заработной платы, увеличение количества преподавательской и воспитательной работы, чиновничий произвол. И все это – на фоне совсем недвусмысленных угроз массовых сокращений со стороны правительства.
Зачем нам профсоюз?
Нынешний кризис помог избавиться от многих иллюзий. Одна из них — что хороший учитель всегда найдет себе достойное место работы, а остальным («средним») учителям и платить-то не за что. Сейчас никакая квалификация не спасет учителя от произвола школьной и районной администрации. Эффективно защитить свои трудовые права можно только совместно с другими учителями.
Постепенно учителя перестали надеяться на доброго и сильного защитника — министра, премьер-министра, президента. Вся суть нынешней государственной политики означает для учителей одно: директор получил право практически бесконтрольно распоряжаться фондом оплаты труда, никто не собирается контролировать соблюдение трудового законодательства в школе. Значит, нужна независимая общественная организация, последовательно отстаивающая интересы учителей.
Труднее всего расстаться с представлением об особой миссии российского учительства и трезво признать: мы — такие же наемные работники, как врачи, инженеры, строители, шахтеры, и решать наши проблемы надо традиционными профсоюзными способами — заключением коллективных договоров, забастовками, лоббированием интересов работников в парламенте и в правительстве.
Наконец, рост протестной активности учителей в разных регионах страны развеял миф об учителях-индивидуалистах, не способных к совместным действиям. Оказывается, учителя могут проявлять солидарность по отношению к своим коллегам, не боясь угроз со стороны работодателей.
Какой профсоюз нам нужен?
Во-первых, это организация наемных работников, поэтому ни директора, ни работники управлений образования и тем более министерства не могут быть его членами. Хватит с нас советских профсобраний, на которых с докладом выступает директор, а послушное большинство его дружно поддерживает.
Но мы не собираемся замыкаться в рамках школы. Членами профсоюза могут быть воспитатели дошкольных учреждений, колледжей и вузов. Проблемы у нас одни, и решать их придется вместе.
Беря в название своего профсоюза слово «Учитель», мы подчеркиваем, что в русской традиции оно обозначает не только и не столько профессию и должность, сколько призвание и социальную миссию и включает в себя всю массу воспитывающих и обучающих вне зависимости от их организационной принадлежности.
Во-вторых, это должна быть организация, занимающаяся именно защитой трудовых прав. В программных документах профсоюза должны быть описаны все способы защиты, а оцениваться работа профкома должна по эффективности его конкретных действий.
Совершенно очевидно, что существующий «официальный» профсоюз работников образования не соответствует этим основным качествам настоящей организации, защищающей права учителей. Настоящий учительский профсоюз должен сделать все, чтобы предотвратить появление в любой форме главных пороков «официального» профсоюза – бюрократизма, отрыва аппаратной верхушки от интересов рядовых членов, закрытости руководства и непрозрачности механизма принятия решений.
Новый профсоюз сразу же займет последовательную, принципиальную позицию по отношению к самым острым проблемам: поголовному переходу на НСОТ и подушевому финансирование, закону №83, «оптимизации» малокомплектных школ, новому закону «Об образовании». Конечно, мы не сможем добиться всего и сразу, но ориентиры должны быть четко определены уже сейчас.
Отношение к различным институтам гражданского общества и к органам власти.
Новый профсоюз готов сотрудничать с профсоюзами работников других отраслей хозяйства и не отвергает возможности конструктивного диалога с членами Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки. Мы знаем школы, в которых первичные профорганизации в самом деле пытаются защитить права своих членов, и хотим вместе с ними бороться за достойные условия труда и справедливую зарплату.
Для достижения своих целей профсоюз готов сотрудничать с политическими партиями и общественными движениями, программы которых будут содержать требования по защите трудовых прав учителей. Это сотрудничество не обозначает полной поддержки профсоюзом политики какой-либо партии и не предполагает собственно политической деятельности.
Поскольку учредителем образовательных учреждений в большинстве случаев является местная власть, то и отношения с ней необходимо строить как отношения организации наемных работников с работодателем. Любые переговоры и решения должны быть прозрачными и соответствовать задачам профсоюза.
Особо следует отметить необходимость работы со СМИ и создание собственных СМИ (как минимум, электронных).
Среди направлений деятельности нового профсоюза, как мы полагаем, основными должны стать следующие:
- Непосредственная защита трудовых прав своих членов в образовательных учреждениях.
- Участие в законотворчестве (сначала — на региональном уровне).
- Совместно с другими профессиональными и общественными движениями проведение кампаний и акций в защиту прав бюджетников.
- Просветительская работа с учителями и широкой публикой (прежде всего - родителями).
Мы убеждены, что лишь систематически и системно организованная работа по защите российского Учителя способная спасти российское образование и призываем присоединиться к этой работе всех, для кого качественное доступное образование, соблюдение трудовых и гражданских прав, человеческое достоинство педагога – не пустой звук, а руководство к действию.
На: Декларация
Здравствуйте, Елена Александровна! Пишет Вам Крышковец Людмила Павловна, учитель начальных классов МОУ "Матвейщевская ООШ" Владимирской. области. Узнала из Вашего сообщения об организации Межрегионального профсоюза работников образования. В Декларации, которую Вы опубликовали, говорится об тотальном закрытии ммалокомплектных школ. Наша школа, является таковой. Она находится в прекрасном типовом двухэтажном здании, которое было введено в эксплуатацию в 1993 году. В школе имеются оборудованные кабинеты, спортивный зал, столовая, медицинский и компьтерный кабинеты. Большая территория со спортивной площадкой. В здании находится детский сад, состоящий из двух групп.
Но в школе обучается мало детей: 13 человек в начальных классах, которые об"единены в один класс-комплект, и среднее звено - 14 человек. В среднем звене дети тоже об"единены в классы-комплекты (5-9, 7-8). Наша школа в течение 3 лет участвовала в эксперименте по разновозрастному обучению. Педагоги провели большую работу в этом направлении. Делились свои опытом на Межрегиональной конференции в г.Владимире в декабре 2010 года. В общем, работа налаживается. Дети постепенно привыкли к такому виду обучения. И вот, Управление образования нам сообщают о том, что в следующем году будет проведена реструктуризация нашей школы. Среднее звено учащихся переводится в более крупную школу, находящуюся от нас в 7 км - это МОУ "Симская СОШ". А в нашей огромной школе будет только детский сад и начальные классы. Без работы остаются все учителя среднего звена. А ведь это село... Где учителю найти работу? Мы не можем понять, где здесь выгода? К зданию подведен природный газ, построен дорогостоящий модуль. Значит полупустая школа будет отапливаться. За зданием и территорией нужен надлежащий уход, а кто это будет делать?
Несколько лет назад по инициативе "Лаборатории сельской школы" при ВИПКРО (Владимирский институт повышения кадров работников образования) был организован Школьный округ как модель оптимизации муниципальной сети общеобразовательных школ. В округ входили МОУ "Спасская НОШ", МОУ "Нестеровская НОШ", МОУ "Лучковская ООШ" и наша МОУ "Матвейщевская ООШ", а в центре - МОУ "Симская СОШ". Стратегическая цель округа была такая: создание условий для обеспечения целостности образовательного процесса на конкреиной сельской территории муниципалитета за счет концентрации и кооперации ресурсов (материально-технических, кадровых, управленческих). И что мы имеем сейчас: Нестеровскую НОШ школу закрыли, Спасскую НОШ - закрыли (малышей возят в СИМСКУЮ школу за 10 км, что запрещено Сан ПИН), Лучковскую ООШ тоже закрыли. Всё - осталась только наша. Добрались и до нее. Где он теперь, этот округ?
Елена Александровна! Я обращаюсь к Вам как председатель профсоюзного комитета , пока еще существующей школы. Может быть Вы подскажете нам, что необходимо делать, как отстоять свою школу. Родителей мы уже собирали, они со своей стороны тоже против такой реструктуризации и собираются писать во все инстанции. Но ведь и мы не должны сидеть сложа руки.
Крышковец Людмила Павловна
На: Декларация
Людмила Павловна, спасибо за такой подробный рассказ! Такая боль стоит между строк! До слез пробивает тех, кто читает, а уж каково вам, можно только догадываться.
Я адресую ваш вопрос во вновь созданный профсоюз "Учитель", надеюсь на помощь.
На: Декларация
Уважаемые коллеги, добрый вечер! Накануне нового 2011 года на педсовете в нашем МДОУ мы почти "со слезами на глазах" посетовали-повозмущались на нашу ну очень-преочень скромную зарплату, которую доходом можно назвать с большой натяжкой. Решили написать письмо господам "слугам народа", напомнить им о наших потребностях . Написали, сейчас собираем подписи. Нас все очень поддерживают, учителя школы тоже присоединились. Письмо я поместила на форуме "Открытого класса" в разделе "Выскажу свое мнение о..." под названием "Сколько стоит труд педагога?". Отзывов пока что не наблюдается. Или, может, тема не для всех злободневная? Или педагоги - не те люди, которые привыкли для себя что-нибудь просить, все работают для других... Но ведь и у педагогов есть мечты, которые, к сожалению, не сбываются в отличиет от работников "Газпрома". Как здорово, что возрождается профсоюзное движение! Может, все-таки, когда-нибудь, а может, даже при нашей жизни труд педагога будет в цене! Да в немалой!
На: Декларация
Светлана Юрьевна,спасибо за пример борьбы за свои права, передам информацию о вашем послании в наш профсоюз,думаю, вас поддержат!
И если не трудно прикрепите,пожалуйста, свое материал к нашему сообществу.
На: Декларация
Людмила Павловна, сообщение о проблеме с реструктуризацией вашей школы опубликовано на сайте Института "Коллективное действие"
На: Декларация
Елена Александровна! Большое спасибо за информацию о статье. Все прочитала и скопировала. Завтра покажу коллегам. Еще раз благодарю за поддержку. С уважением, Крышковец Л.П.
Крышковец Людмила Павловна
На: Декларация
В статье сменили фото,разместили фотографию вашей школы для наглядности
На: Декларация
Елена Александровна! Cпасибо за информацию! Сейчас посмотрим.
Крышковец Людмила Павловна
На: Декларация
УДобрый вечер, Елена Александровна! Привет, коллеги! Постепенно изучаю материалы сообщества, много интересного и полезного. Вчера, прочитав статью о том, как отстаивали в суде свои права на перерасчет з/пл работники образования Иркутской области (Братск). Там я прочитала о том, что на сайтах Генпрокуратуры и Верховного суда от10.03.10г. сказано об определении МРОТ: это минимальная тарифная ставка 1 разряда, к ней уже полагаются все доплаты, компенсации, премии... Я с радостью сообщила коллегам эту новость, задумали тоже попробовать посутяжничать, и представьте наше разочарование, когда, заглянув на сайт В.суда обнаружили, что это определение было отозвано через 3 месяца в связи с тем, что слишком большие деньги задолжало гос-во, расплатиться не в состоянии...!!! Правильно: строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. И прежде всего государством!
На: Декларация
Светлана Юрьевна, не стоит расстаиваться, как показала практика тех же педагогов из Братска, суд вынес положительное решение
На: Декларация
Да, было так. А затем вот что было. Кстати, на наши письма, которые я отправила в Ярославскую ГД и в Москву трем депутатам от Яросл. области и т. Балыхину, депутату от ЕР по образованию пока ответа нет. Так как я не указала "емэйл", а только свой почтовый адрес, жду писем от них.
На: Декларация
ДА,печально! Они теперь в Еврпейский суд отпраляют иск
На: Декларация
Светлана Юрьевна, очень позитивный опыт обращения в суд 3х учительниц из Воронежа по поводу возврата недовыплаченных денег,там есть и сам иск,читайте и действуйте, я вот тоже считать начала и пришла в ужас от недовыплаченных нам сумм!
На: Декларация
Людмила Павловна, возможно вам пригодиться опыт борьбы одной из школ Воронежской области против реструктуризации их школы.
Как у вас дела ? Имею ввиду школу, на каком этапе вы сейчас?
На: Декларация
Елена Александровна! Спасибо за информацию.У нас некоторые изменения были.
Во-первых, родители написали письмо в адрес раонной администрации, губернатору области и депутату Госдумы по Владимирской области А.Белякову.
Во-вторых, по обращению в адрес муниципальной администрации, к нам в школу приезжал начальник образования Юрьев-Польского района А.В.Миловский и заместитель главы Юрьев-Польской администрации. Они встречались с родителями по этому вопросу. Родители, конечно, были молодцы, потому что на встречу все пришли очень активно, даже некоторые семьи парами (мать и отец). На встрече т. Миловский пытался убедить их в том, школа подлежит реструктуризации потому, что маленькая наполняемость классов ( хотя наполняемость по всему району очень низка и нормы не выдерживваются во многих школах), недостаточно средств на зарплату учителей ( хотя нам денег хватает, даже при нынешнем подушевом финансировании), низкая успеваемость учащихся ( хотя успеваемость в нашей школе по-сравнению с прошлым годом стала выше). Родители тоже доказывали свою точку зрения, отказывались возить детей в соседнюю школу, т.к. за дорогой в зимнее время нет постоянного контроля со стороны дорожных служб: постоянно занесена снегом, не чистится и очень скользкая, даже сейчас вся блестит, как каток). В общем, шум был невообразимый. Каждый остался при своем мнении. Радует то, что родители не остались равнодушными, показали свою сплоченность и готовность отстаивать свои интересы.
В-третьих, директору школы был звонок с Владимирского телевидения. Они откуда-то узнали о нашей проблеме и предложили свою помощь с выездом к нам в школу. Но мы пока не приняли их предложения, ждем дальнейшего развития событий. А пригласить телевидение мы всегда успеем.
Вот кратко о событиях, которые произошли у нас за последнее время.
Крышковец Людмила Павловна
На: Декларация
Да, еще одна небольшая проблема. Мне ,как участнику конкурса "Учитель года - 2010" был выслан Сертификат, в котором была допущена ошибка в отчестве (вместо Павловна - напечатано Петровна). Александра Серова уверила меня, что эта ошибка будет в скором времени исправлена, но прошло уже несколько месяцев и молчок. Я писала на странице об этом - никакого ответа. Может быть Вы сможете как-то повлиять на эту ситуацию.
Крышковец Людмила Павловна
На: Декларация
Увы, нет, потому как у меня нет влияния, кроме частых обращений, на них и не отвечают.
А перепутала ваше отчество я, прошу прощения, в октябре после проведения конкурса нужно было быстро, как мне казалось, подать списки всех победителей, лауреатов, участников, допустила 2 ошибки, каюсь, одна из них, к сожалению касается вас
Но каким-то чудесным образом на другом документе,по-моему, об участии в конкурсе методически х разработок , отчество написано правильно.
На: Декларация
Елена Александровна! Материал о нашей школе Вы можете посмотреть здесь.
Крышковец Людмила Павловна
На: Декларация
Спасибо,загляну!
На: Декларация
а вот министр наша, Голикова Татьяна - тоже "газету читает- плачет, телевизор смотрит - тоже плачет..." - из её собственного высказывания, самолично виденного мною в зомбоящике... и что?!
На: Декларация
Сергей, а что вы предлагаете или хотите, не совсем поняла из вашей реплики
На: Декларация
Елена Александровна, здравствуйте! Прошел почти месяц с момента отправки нашего "Обращения", официального ответа еще нет, а вот первые реакции начались. Выразились они отнюдь не в поисках какого-либо позитивного решения, а в вызовах руководителей учреждений, работники которых подписались под письмом, "на ковер" к зав. РОНО. Главные вопросы: "Почему "через голову?" и "Почему нас не поставили в известность о назревающих событиях?"!!!! Главные "предполагаемые" причины: "Это все д/с "Тополек" затеял! Они поработали под ведомством Газпрома, избаловались хорошими зарплатами, теперь они тоже стали "муниципалами". Вот им все мало, а все остальные работники образования вполне довольны своими доходами. "ИЗ-ЗА ВАС ВСЯ ОБЛАСТЬ ПОЛУЧИЛА ПОЩЕЧИНУ!" Привет демократии!!!!
На: Декларация
Светлана Юрьевна, реакция объяснима! Какой она еще иожет быть,если все строится на принципах "не пущать,не сметь, слушаться"
Ждем официального ответа, хотя и сейчас можно опубликовать ваш материал на сайте Института коллективных дейсствий и профсоюза "Учитель".Дайте знать !
На: Декларация
Добрый вечер всем! Итак, пришел письменный ответ из областной ГД. Отписка. Ничего внятного: пытаемся, выходим с предложениями, на контроле... и т.д. и т.п. Якобы в первом полугодии на 6,5%, так это мы уже слышали. Ничего не меняет. Вот так. Местного шума много получилось: всем директорам и заведующим досталось, от них - "подписантам", мы "рассказали" все местной прессе, попросили защиты у районного депутата. Ждем весточку из ЦЕНТРА. Пока так.
На: Декларация
Светлана Юрьевна, спасибо, что держите нас в курсе!
Лучше было бы, если бы все присланные вам ответы-отписки сканировали и размещали прямо здесь,пусть все знают как о нас власти "заботятся", не забывая о себе "любимых", загляните сюда
На: Декларация
Уже читала и смотрела, даже кое-что распечатала, чтобы другим показать. А письма обязательно помещу здесь, правда думаю, что власти сюда не заглядывают. Я тут набрала запрос "зарплата педагога" на поиске: таких реплик начиталась в блогах по данной теме - у нас тут, знаете, очень все скромно и пристойно. Но властям все по-барабану.
На: Декларация
Всем добрый вечер! С наступающим праздником! Наконец-то размещаю обещанный ответ из областной ГД. (Ждала еще ответ из Москвы, но... не удостоили..):
На: Декларация
СВетлана Юрьевна,судя по ответу вам стали платить увеличенную на 6,5 % зарплату с января, а у нас в Новосибирской области только планируеют с июля...
А если серъезно, то советую вам познакомиться с общественным движением "Российским детям-достойное дошкольное образование"(РДДДО), у них там и акции в защиту работников детсадов проходят
На: Образован Межрегиональный профсоюз работников образования "У
Заместитель министра образования и науки России Игорь Реморенко назвал акцию протеста против реформ в системе образования "политическим событием".
"Это исключительно политическое событие, плохо подготовленное и инициированное одним из профсоюзов", - сказал он в четверг РИА Новости.
По его словам, один из организаторов акции - "Профсоюз Учитель", в котором не наберется и сотни педагогов. Кроме того, эта организация не стремиться к диалогу, а делает себе имя, "придумывая абсолютно ложные тезисы", заявил замминистра.
"Основной ложный тезис, что с 1 января что-то там станет платным. Это чушь, все школьные предметы останутся бесплатными в полном объеме и даже, наверное, будет добавлен еще один час в старшей школе", - сказал собеседник агентства.