Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы, словесники, часто придерживаемся формального подхода к изучению языка. Сделать эти понятия «живыми» для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создавать разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников интерес к изучению русского языка. Занимательные истории, сказки положительно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. В силу психолого-физиологических особенностей учащиеся 5-6 классов очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.
НО
необходимо помнить, что лингвистическую сказку не стоит использовать на каждом уроке. Ведь это может, в конце концов, создать иллюзию несерьезности, а значит, и необязательности изучения русского языка.
Сказка об однородных членах предложения
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.
Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки. С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены.
З - С на конце приставок.
В одном чудесном королевстве, которым правила королева З жили-были приставки ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ-. Как же весело жилось этим милым крошкам в веселом королевстве красавицы З!. Все вокруг звонко пели и смеялись. У всех был отличный слух и звонкие голоса.
Но вот однажды малышки ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- решили посмотреть белый свет и отправились в путь. Шли-шли они и оказались у ворот какого-то мрачного города. За воротами кто-то шипел и свистел. Даже ветер, гуляя над этим городом, уныло шелестел иссохшей листвой. Интересно стало приставкам, кто здесь живет и правит. Они постучали в ворота и услышали шелестящий голос: «Кто там?». ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- звонко и весело представились и спросили, можно ли войти. Им открыла старая и некрасивая королева С, правившая здесь. Она предупредила, что если приставки войдут в ворота, то они изменят свой облик, так как это царство глухих звуков и звонких здесь не любят. ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- согласились и вошли. Их окружили местные жители, которые о чем-то спрашивали их свистящими и шипящими голосами, но не слышали ответа, так как были совсем глухими. ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- и сами не заметили, как превратились в ВОС-, НИС- и ИС-. Походили-походили они по королевству и решили вернуться в королевство З. Только врожденная непоседливость приставок не позволяет им сидеть на месте, и они постоянно ходят из одного королевства в другое. Оказываясь рядом со звонкими жителями-звуками, ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- звенят буквой З. Однако если рядом оказываются глухие жители, приставки начинают свистеть: «ВОС-, НИС-, ИС».Так вот и живут они до сих пор…
|
На: Микроблог группы "РусСовёнок" Лингвистические сказки
Наталья Валерьевна, спасибо за интересный материал. Я так же использую на уроках сказки. Вот одна из них, надеюсь она вам понравится....
ПРЕДЛОГ И СЛОВО.
В некотором царстве в некотором государстве жил-был царь, звали его предложение. И было у него два сына Принц Слово и принц Предлог. Они были неразлучны, но вот беда, принц Слово был очень завистливым.
- Я самый главный в этом королевстве, я поддерживаю порядок и дисциплину среди всех словечек и предлогов. А ты, братец, только и можешь, что соединять словечки в предложениях,- говорил он часто младшему брату.
И вот однажды принц Предлог проучить своего брата.
- Сегодня у царя день рождения, и я иду на охоту, чтобы удивить его добычей. Пойдем со мной, - предложил принц Слово. - Нет, братец, не могу. Я заболел, иди один, - притворился принц Предлог.
Идет принц Слово по лесу. Вдруг мимо него заяц пробежал. Бросился принц за зайцем и поймал его. «Хорошая добыча, отец доволен будет», - подумал он.
Идет дальше принц Слово, видит – утка по небу летит. Выстрелил принц в утку и попал. «Какой же я хороший охотник. Отец меня похвалит», радуется Слово.
Подошел принц к реке, а там рыбы видимо-невидимо. Взял слово большую палку и стукнул по самой большой рыбе, положил добычу в сумку и вернулся домой. А там уже пир горой, все День рождение царя празднуют.
- Смотри, батюшка, какие подарки я тебе в лесу добыл, - говорит принц Слово и достает… ЗАЗАЙЦА, ВУТКУ и ПОРЫБУ. - Что это за чудища такие? – испугался царь.
Принц Слово ничего вымолвить не может, а принц Предлог смеется:
- Вот что бывает, когда не уважаешь Предлоги. Побежал ты, братец ЗА ЗАЙЦЕМ, а поймал ЗАЗАЙЦА, стрелял В УТКУ, а принес ВУТКУ, бил ПО РЫБЕ, а поймал ПОРЫБУ. Представьте себе, что было бы, если все предлоги писались слитно со словами. В нашем царстве жили бы одни мутанты!
С тех пор Принц Слово уважает все предлоги и живет с ними дружно.