подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки,
образовывать краткую форму прилагательных и грамотно писать прилагательные с основой на шипящий,
реализовывать авторский замысел через подбор прилагательных,
o развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие
o способности, повышать интерес к предмету ;
o воспитывать уважение к русскому языку и носителям языка,
o воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости, слочённости, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Оборудование: учебники, презентация, карточки с названиями команд, цветные жетоны, оценочные листы №1 для каждого учащегося, оценочные листы №2 для каждой команды,таблички с названиями команд, предметы для игры-аукциона «Подарок»: ручка, карандаши, фломастеры, ластик, линейка и т.д.
Тип урока: повторительно-обобщающий.Урок-игра
Технология: элементы игровой технологии с применением информационной.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята ! … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте,мои умные, красивые, весёлые , любознательные ребятки! Меня зовут Марина Николаевна. Скажите, какое приветствие вам понравилось больше? Почему? ( Во втором приветствии Вы употребили имена прилагательные.
- Скажите, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? ( О прилагательном)
Ну, как вы уже догадались, говорить мы будем об имени прилагательном. На предыдущих уроках вы узнали об этой части речи , наверное, что-то новое.Поделитесь со мной знаниями?
2. Определение темы и задач урока.
-Чтобы продолжить урок, нам нодо поставить перед собой задачи.
ПОДБИРАТЬ прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки,
ОБРАЗОВЫВАТЬ краткую форму прилагательных
ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЯ грамотно писать прилагательные с основой на шипящий
РЕАЛИЗОВЫВАТЬ авторский замысел через подбор прилагательных)
- Ребята, мы не будем писать в тетрадях, работать вы будете на оценочных листах№1 Подпишите их.
Немного истории.
Пространство и время.
Не всегда человеческая речь была яркой и насыщенной, какой её делают прилагательные. Она развивалась вместе с историей развития человечества. Сначала были отдельные звуки, потом звукоподражательные слова, отдельные слова, простые предложения и только потом стали появляться слова, которые помогали описать предмет или явление ярко , выразительно, эмоционально. В наше время даже маленький ребёнок может описать предмет, используя прилагательные.
3.Актуализация опорных знаний.
ØПсихологический настрой и мотивирование на успех в работе
-Чтобы настроиться на дальнейшую работу, я предлагаю вам прокатиться на карусели, так называется наше упражнение. Для этого встаньте в два круга : внутренний и внешний.Повернитесь, пожалуйста друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику.Пожелайте друг другу успехов в работе.
Учитель: Давайте прочтём это стихотворение все вместе:
-Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день !- ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.(подаем руки друг другу)
Учитель:Сейчас я предлагаю вам прокатиться на карусели, так называется наше упражнение.Оно поможет вам вспомнить и обменяться теоретической информацией по теме «Имя прилагательное», используя опорные вопросы на экране. По моему сигналу ребята, стоящие во внешнем круге, переходят по часовой стрелке и снова обмениваются информацией по теме урока.
/Использование интерактивного метода «Карусель».
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время (30 с) каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру и проводят опрос./
На слайде вопросы:
-Что такое имя прилагательное?На какие вопросы отвечает?
(Имя прилагательное – эточасть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?какая?какое? чей?)
—Как изменяются имена прилагательные?
(Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.)
—С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
(Имена прилагательные согласуются с именами существительными вроде, числе и падеже.) ,
—Какова роль в предложении имени прилагательного? (В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.)
—Какие бывают имена прилагательные по форме?
(Именаприлагательные бывают полные и краткие.)
-Спасибо! Присаживайтесь на свои места! Для закрепления теоретического блока я предлагаю небольшой тест. Перед вами на столах два варианта теста А и В . Вариант А- повышенной трудности. Вы можете выбрать любой вариант. Не забудьте указать в оценочном листе букву варианта и ответ . Всем понятно? Итак, начнем. Напрягите мозговые мышцы, возьмите себя в руки и вперед! Успехов вам!
Тест В
1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
А) медленные, верное, желтизна, белеть;
Б) медленный, верная, желтое, белые;
В) медленная, верность, желтые, белое.
3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода.
4. Найдите неверное утверждение:
а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми.
5. Выберите правильный ответ.
А) У сирениароматтонкий.
Б) У сирениароматтонкий.
Ответ :1б, 2б, 3а, 4в, 5а.
Тест А
1.Какое утверждение является неверным?
а)Имя прилагательное обозначает признакпредмета.
б)Прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
в)Прилагательное относится к одному из трехродов.
г)В предложении прилагательное является определением или сказуемым.
2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?
а)белый, синеть, широкий, тихий
б)жестокий, трусливый, белеть, свежесть
в)верный, робость, надёжный, густой
г)быстрый, вялый, пугливый, храбрый
3,Какое прилагательное в сочетании со словом девочкаотражает внутреннее состояние человека или чертыего характера?
а)высокая
б)стройная
в)отзывчивая
г)худенькая
4.Какое прилагательное может быть использовано всообщении по радио сводки погоды?
а)дивная
б)дрянная
в)холодная
г)скверная
5. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?
а)Ёлку украсила снежная шапка.
б)По холмику вверх поднималась зелёнаятропка.
в)Вода здесь прозрачная.
г)Весенняя вода валит деревья.
Ответ: 1в, 2г, 3в, 4в, 5в.
-А теперь взаимопроверка, обменяйтесь оценочными листами.Вам надо сверить ответы товарища с ответами на экране.Исправления производите цветным карандашом.
-Итог: Мы повторили и закрепили с вами теорию по теме « Имя прилагательное»
А как обстоит дело с практическими навыками?
4.Повторение изученного материала.
-Я вам предлагаю поиграть. В игре принимают участие 4 команды. Названия я заготовила заранее. Выбирайте! Игра называется «Эрудит». Каждая команда получает оценочный лист №2, в котором вы будете работать и здесь же будете фиксировать заработанные баллы.
Первый этап «Кто больше?».
Учитель. Выполняя это задание этого этапа, вы будете подбирать прилагательные к словам: тюль, повидло, фамилия,мозоль. Какой части речи данные слова? (имена сущ.) Что связывает прилагательное и существительное? (Прилагательные согласуются с именами сущ. в роде, числе и падеже.) Верно. Ваша задача, в течение 1 минуты подобрать и записать к данным существительным как можно больше прилагательных согласуя их в роде.
- Осуществим взаимопроверку данного упражнения, обменявшись оценочными листами №2 по часовой стрелке. Исправления делаем цветной ручкой. Каждый правильный ответ – 1 балл.
При проверке вам поможет данная информация ( Показываю рукой на слайд)
Верните оценочные листы.
Учитель.Ой, ребята! Посмотрите, что это у меня тут! Чистый воздух свеж и звонок. Апрельский день хорош. Настроение в такой день замечательно.
Описание этой прекрасной картины апрельского дня я создала при помощи прилагательных. В какой форме они использованы? (В краткой)
Перед следующим этапом игры проведём физминутку, но она у нас будет рабочая.Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек. Показываю. Молодцы! Присаживайтесь!
-Подумайте и скажите, в чем особенность написания кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий? (У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак на конце не пишется)Правильно.
Следующий этап игры «Орфографический». Задача: на месте пропусков, если нужно, написать Ь.
-Осуществим взаимопроверку данного упражнения, обменявшись оценочными листами №2 против часовой стрелке. Исправления делаем цветной ручкой. Каждый правильный ответ – 1 балл.
При проверке вам поможет данная информация ( Показываю рукой на слайд)
Верните оценочные листы.
Застыло время и пространство
На фотографии на сей
Азарт, притворство и коварство
Запечатлелось всё на ней.
Последний этап «Творческий». Ваша задача: дополнить текст прилагательными к существительным по смыслу, учитывая их грамматические признаки.Чей вариант будет ближе к авторскому, тот и получит большее количество баллов. Время выполнения работы – 5 минут.
Барсучонок
Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску.
Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________!
По Г. Скребицкому.
Авторский текст:
Барсучонок
Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись черные полосы. Как будто зверек надел черную маску.
Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный!
По Г. Скребицкому.
- Сравните ваш текст с авторским. Поднимите руку, чей текст оказался ближе к авторскому. Зачитайте ваш текст.
-Учитель. Почему именно эта работа признана лучшей? (С помощью прилагательных писатель рисует барсучонка , которого легко себе представить. С помощью прилагательных выражается и отношение к увиденному – состояние восторга (забавная, занятный). Из обилия прилагательных автор выбрал именно эти слова для достижения цели – воздействия на читателя.)
-Выпоняя это задание, мы закрепили умение реализовывать автоский замысел через подбор прилагательных.
-Ребята, подведём итоги практического блока - игры «Эрудит». Подсчитайте, сколько вы здесь набрали баллов .Полученную цыфру поставьте в кружок. Поурочный балл складывается из балла , полученного в личном зачёте за тест каждого участника команды и балла, полученного в командном зачёте за участие – в игре «Эрудит».Каждый член команды, набравшей большее количество баллов , получает поурочный балл –«5».Остальные -«4»
А чтобы вы запомнили нашу встречу надолго, проведём игру-аукцион
VII.Игра –аукцион «Подарок»
Учитель: Я буду показывать предмет, а вы должны описатьего, употребив для этого как можно больше прилагательных.Последний, назвавший прилагательное и получает данный предмет например, тетрадь - толстая, школьная,. (Предметы: ручка, краски, маркер, книга, папка, пенал.После того как ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится.)
- Итоги урока (рефлексия)
Учитель: Подошёл к концу наш урок. Каким получился он для вас? Подумайте и оцените одним словом – прилагательным.
-Мне тоже было приятно работать в ваше классе. Вы меня удивили, поразили глубиной знаний, богатством речи, умением ответить быстро и правильно, общаться с вами – истинное удовольствие.
Состав команды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску.
Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________!
По Г. Скребицкому.
.
количество совпадений с авторским текстом
(За каждое совпадение -1 балл)
Поурочный балл складывается из балла , полученного в личном зачёте за тест каждого участника команды и балла, полученного в командном зачёте за участие – в игре «Эрудит».
Поуроч
ный балл
Оценочный лист
Команда: Находчивые
Состав команды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску.
Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________!
По Г. Скребицкому.
.
количество совпадений с авторским текстом
(За каждое совпадение -1 балл)
Поурочный балл складывается из балла , полученного в личном зачёте за тест каждого участника команды и балла, полученного в командном зачёте за участие – в игре «Эрудит».
Поуроч
ный балл
Оценочный лист №2
Команда: Внимательные
Состав команды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску.
Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________!
По Г. Скребицкому.
.
количество совпадений с авторским текстом
(За каждое совпадение -1 балл)
Поурочный балл складывается из балла , полученного в личном зачёте за тест каждого участника команды и балла, полученного в командном зачёте за участие – в игре «Эрудит».
Поуроч
ный балл
Оценочный лист №2
Команда: Дружные
Состав команды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску.
Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________!
По Г. Скребицкому.
.
количество совпадений с авторским текстом
(За каждое совпадение -1 балл)
Поурочный балл складывается из балла , полученного в личном зачёте за тест каждого участника команды и балла, полученного в командном зачёте за участие – в игре «Эрудит».
Поуроч
ный балл
Оценочный лист №2
Команда: Весёлые
Состав команды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску.
Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________!
По Г. Скребицкому.
.
количество совпадений с авторским текстом
(За каждое совпадение -1 балл)
Поурочный балл складывается из балла , полученного в личном зачёте за тест каждого участника команды и балла, полученного в командном зачёте за участие – в игре «Эрудит».
Поуроч
ный балл
Тест В
1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
А) медленные, верное, желтизна, белеть;
Б) медленный, верная, желтое, белые;
В) медленная, верность, желтые, белое.
3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода.
4. Найдите неверное утверждение:
а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми.
5. Выберите правильный ответ.
А) У сирениароматтонкий.
Б) У сирениароматтонкий.
Тест В
1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
А) медленные, верное, желтизна, белеть;
Б) медленный, верная, желтое, белые;
В) медленная, верность, желтые, белое.
3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода.
4. Найдите неверное утверждение:
а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми.
5. Выберите правильный ответ.
А) У сирениароматтонкий.
Б) У сирениароматтонкий.
Тест В
1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
А) медленные, верное, желтизна, белеть;
Б) медленный, верная, желтое, белые;
В) медленная, верность, желтые, белое.
3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода.
4. Найдите неверное утверждение:
а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми.
5. Выберите правильный ответ.
А) У сирениароматтонкий.
Б) У сирениароматтонкий.
Тест В
1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
А) медленные, верное, желтизна, белеть;
Б) медленный, верная, желтое, белые;
В) медленная, верность, желтые, белое.
3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода.
4. Найдите неверное утверждение:
а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми.
5. Выберите правильный ответ.
А) У сирениароматтонкий.
Б) У сирениароматтонкий.
Тест А
1.Какое утверждение является неверным?
а)Имя прилагательное обозначает признакпредмета.
б)Прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
в)Прилагательное относится к одному из трехродов.
г)В предложении прилагательное является определением или сказуемым.
2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?
а)белый, синеть, широкий, тихий
б)жестокий, трусливый, белеть, свежесть
в)верный, робость, надёжный, густой
г)быстрый, вялый, пугливый, храбрый
3,Какое прилагательное в сочетании со словом девочкаотражает внутреннее состояние человека или чертыего характера?
а)высокая
б)стройная
в)отзывчивая
г)худенькая
4.Какое прилагательное может быть использовано всообщении по радио сводки погоды?
а)дивная
б)дрянная
в)холодная
г)скверная
5. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?
а)Ёлку украсила снежная шапка.
б)По холмику вверх поднималась зелёнаятропка.
в)Вода здесь прозрачная.
г)Весенняя вода валит деревья.
Тест А
1.Какое утверждение является неверным?
а)Имя прилагательное обозначает признакпредмета.
б)Прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
в)Прилагательное относится к одному из трехродов.
г)В предложении прилагательное является определением или сказуемым.
2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?
а)белый, синеть, широкий, тихий
б)жестокий, трусливый, белеть, свежесть
в)верный, робость, надёжный, густой
г)быстрый, вялый, пугливый, храбрый
3,Какое прилагательное в сочетании со словом девочкаотражает внутреннее состояние человека или чертыего характера?
а)высокая
б)стройная
в)отзывчивая
г)худенькая
4.Какое прилагательное может быть использовано всообщении по радио сводки погоды?
а)дивная
б)дрянная
в)холодная
г)скверная
5. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?