Официальный сайт mydebut 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поэзия природы (По рассказам из книги «Затеси» В.П. Астафьева.)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Трухина Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Сош №28» г. Норильск
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Задачи: 1.Продолжить знакомить учащихся с произведениями В.П.Астафьева, развивать у детей интерес к миру, родному краю. 2.Формировать умение видеть красоту природы, созданную писателем, создавать самим сочинения – миниатюры о природе. 3.Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус учащихся.
Используемое оборудование: 

1.Портрет писателя.

2.Эпиграф к уроку, красочно оформленный.

3.Репродукции  пейзажей Левитана, Бенуа, Куинджи

Краткое описание: 
Формы работы: 1.Выразительное чтение. 2.Сообщение о В.П. Астафьеве, об истоках его любви к природе 3.Работа с текстами произведений В.П. Астафьева, нахождение слов – образов “для всего живого”. 4.Работа в группах. 5.Беседа по прочитанным произведениям писателя.

Пояснительная записка

        Одна из  задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры учащегося. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы.

       Так на художественных текстах отрабатываются навыки выразительного чтения,  умения находить языковые средства, создающие художественную ткань произведения. Хорошим материалом для формирования указанных навыков и умений, на мой взгляд, являются небольшие по объёму «Затеси »  В.П.Астафьева.

Эпиграф: … охотник, рыбак, знаток трав и лесов,                зверей и птиц, он [В.П.Астафьев] от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру.

                                         Н.Яновский   

Ход  урока

I.Слово учителя. 

      Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, прекрасном писателе, нашем земляке В.П.Астафьеве. Любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного, характерно для него и его творчества. Удивительным даром он обладает - даром “рисовать словами” так же, как художник рисует карандашом. Задача урока - поучиться у мастера слова тому, как он описывает природу, какие слова находит для птиц и зверей, цветов и грибов, кленов и сосен. Н. Яновский (литературный критик) сказал (обращение к эпиграфу урока): «… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он от природы наделен   наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру»

II. Сообщение учащегося об Астафьеве В.П. (Материал для сообщения взят из статьи писателя “Сопричастный всему живому”.  Журнал «Литература в школе», 1989 г., 2

«...я рано и  навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, Караульный бык, нависшей над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утра с хрустким ледком  на вчера лишь сделанных снеговых ручейках… Памятны мне и летние деревенские вечера… Пахнет дымокурами, оседающий пылью, куриным пиром, несет запахом вареной картошки… Однако по-особенному, как-то даже притаенно и робко любил я зимние вечера. Над увалами за селом долго и недвижно багровела красная заря на ветер. Село цепенело в сумерках от мороза; хрустело под ногами людей, хрупало под копытами лошаденок, трещали деревянные избы, из скалистого коридора реки тянуло каленым хиусом, коробящим лицо… Еще очень любил я и люблю  цветы. На заимке бывало заливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слезками… И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте.

Рано потерявши мать – она утонула в Енисее весной 1932 года - я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

III Реализация домашнего задания – результаты индивидуальной работы учащихся по рассказам  В.П.Астафьева «Зелёные звёзды», «Падение листа» (от слов «Впереди, чуть выдавшись к дороге, стояла некрупная, коленом изогнутая черно-пегая берёза…» до слов «…стал частицей того мира, в котором с таким трудом прорастает и утверждается всё доброе, нужное…»), «Родные берёзы» ( от слов «В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира…» до слов «…белые стволы берез пестрели…покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности»

План работы над рассказом или отрывком из него

1. Выразительное чтение отрывка из произведения, указанного учителем.

2.Определение темы и главной мысли художественного текста

3. Нахождение в тексте слов-образов: метафор, эпитетов, сравнений, - использованных автором для создания картин природы

      Примерный ответ учащегося по рассказу «Зеленые звезды»

      В рассказе «Зеленые звезды» В.П.Астафьев говорит о лесе, расположенном по берегу реки Койвы, и о прибрежных озерах; главная мысль, которую хочет донести до читателя автор, на мой взгляд, заключается в том, что он верит всему, что связано с лесом, и , наверное, хочет, чтобы и мы верили в лес. Для В.П.Астафьева лес связывается со всем живым. Пока человек будет верить в лес, в природу, будет беречь её, у него будет будущее.

       Посмотрите, каким автор оказывается наблюдательным, с каким чувством нежности говорит о кувшинках, о «запламеневшей» рябине, о папоротнике! Эти образы создаются с помощью  эпитетов  (мир «оробевший, то есть притихший, затаившийся, не знающий, что будет дальше, ведь «леса ещё в зелени», а уже выпал первый снег; рябина - «пугливое» дерево, наверное, оно раньше всех почувствовало приближение снега и напугалось, так как совсем не готово к зиме; «грустный шорох» падающих розеток с рябин, мне кажется,  что грусть вызвана опять же ранним снегом и холодком, видимо, недостаточно долго радовали людей своей красотой рябины, поэтому и грустят,  как люди)  и метафор (здесь есть скрытое сравнение кувшинок с ладошками: листья кувшинок, широкие и круглые, ровно лежащие на водной глади, напомнили автору по форме ладошки;  кисти рябин – заполыхавшие огоньки, действительно, среди снежной равнины красные розетки как огоньки: их хорошо видно; пучки папоротника – зелёные звезды, если представить, что снежная равнина – это безбрежное небо, то пучки папоротника как зелёные звезды.) Так говорить о природе, я думаю, может человек, который любит её. Будем у мастера слова учиться быть внимательными к природе и видеть её красоту.

       Обобщая сказанное учениками, отмечаем еще раз бережную и трепетную любовь  писателя к природе, желание подглядеть и понять ее тайны, воспеть ее красоту.

IV Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с  отрывком из рассказа В.П. Астафьева и готовит выразительное его чтение, находит в нем слова - образы. Девиз, под которым будет проходить эта работа, взят из стихотворения Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке»: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце».

Карточка №1 (Из рассказа "Васюткино озеро")

Тайга...Тайга...Без конца и края тянется она во все стороны. Облака над головой редкие, но чем дальше смотрит Васютка, тем гуще они, и наконец голубые прорехи исчезают совсем. Словно прессованная вата, облака лежаться на тайгу, и она растворяется в них.

Карточка №2 (Из «Затесей» - «Ягодка»)

До сосновой гривы рукой уже было подать, как вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной реки и колючек землянику в цвету. Октябрь месяц, осень, глухая осень, лист, почти весь упал, а земляника цветет! Я наклонился к ней. На тощеньком стебельке, в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветочек.

Карточка №3 (Из «Затесей» - «И прахом своим»)

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.

Карточка №4 (Из «Затесей» - «Ясным ли днем»)

На поселок опустилась ночь. Из низины, от ручки и прудка, по ложкам тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. Он начал пятнать огороды, крыши домов. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, иглистыми звездами.

Карточка №5 (Из «Затесей» - «Летняя гроза»)

Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел, расходился, и вскоре протоке сделалось тесно от пузырьков, которые лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробиться сквозь него

и сконфуженно залег в лесу.

Карточка № 6 (Из рассказа «Восьмой побег»)

Тропинка пошла по срезу горы. На косогорах улыбчиво поблёскивали румяные сыроежки. Из-под хвои, почуяв сырость, рыжики выпрастывали любопытные, тугощёкие рожицы. Появились пупырышки опят на пнях, и совсем уже расслюнявились маслята. Грибам было хорошо.

Подытоживая выступления учащихся, поставим вопросы перед классом:

- Какими чувствами должен обладать человек, чтобы так поэтизировать природу?

- Какое качество нужно иметь писателю для того, чтобы видеть всё, что происходит в природе?

V. Вывод – обращение к эпиграфу и заключительный вопрос

«… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он от природы наделён наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру», - сказал Н. Яновский.

Прав литературный критик, сказав о писателе, что «он переполнен любовью к многоцветному миру»? Аргументируйте свой  ответ.

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру о природе на одну из тем: «О чём  может рассказать нам северное сияние?», «Что может пропеть нам в полярную ночь северный ветер?

Прикрепленный файл Размер
Иллюстративный материал.ppt 5.89 Мбайт
Раздаточный материал.doc 28.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн