Поэзия природы (По рассказам из книги «Затеси» В.П. Астафьева.)
Пояснительная записка
Одна из задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры учащегося. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы.
Так на художественных текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, умения находить языковые средства, создающие художественную ткань произведения. Хорошим материалом для формирования указанных навыков и умений, на мой взгляд, являются небольшие по объёму «Затеси » В.П.Астафьева.
Эпиграф:… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он[В.П.Астафьев] от природы наделен наблюдательностью, онпереполнен любовью к многоцветному миру.
Н.Яновский
Ход урока
I.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, прекрасном писателе, нашем земляке В.П.Астафьеве. Любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного, характерно для него и его творчества. Удивительным даром он обладает - даром “рисовать словами” так же, как художник рисует карандашом. Задача урока - поучиться у мастера слова тому, как он описывает природу, какие слова находит для птиц и зверей, цветов и грибов, кленов и сосен. Н. Яновский (литературный критик) сказал (обращение к эпиграфу урока): «… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру»
II. Сообщение учащегося об Астафьеве В.П.(Материал для сообщения взят из статьи писателя “Сопричастный всему живому”.Журнал «Литература в школе»,1989 г.,№ 2
«...я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, Караульный бык, нависшей над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утра с хрустким ледком на вчера лишь сделанных снеговых ручейках… Памятны мне и летние деревенские вечера… Пахнет дымокурами, оседающий пылью, куриным пиром, несет запахом вареной картошки… Однако по-особенному, как-то даже притаенно и робко любил я зимние вечера. Над увалами за селом долго и недвижно багровела красная заря на ветер. Село цепенело в сумерках от мороза; хрустело под ногами людей, хрупало под копытами лошаденок, трещали деревянные избы, из скалистого коридора реки тянуло каленым хиусом, коробящим лицо… Еще очень любил я и люблю цветы. На заимке бывало заливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слезками… И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте.
Рано потерявши мать – она утонула в Енисее весной 1932 года - я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
IIIРеализация домашнего задания – результаты индивидуальной работы учащихся по рассказам В.П.Астафьева «Зелёные звёзды», «Падение листа» (от слов «Впереди, чуть выдавшись к дороге, стояла некрупная, коленом изогнутая черно-пегая берёза…» до слов «…стал частицей того мира, в котором с таким трудом прорастает и утверждается всё доброе, нужное…»), «Родные берёзы» ( от слов «В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира…» до слов «…белые стволы берез пестрели…покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности»
План работы над рассказом или отрывком из него
1. Выразительное чтение отрывка из произведения, указанного учителем.
2.Определение темы и главной мысли художественного текста
3. Нахождение в тексте слов-образов: метафор, эпитетов, сравнений, - использованных автором для создания картин природы
Примерный ответ учащегося по рассказу «Зеленые звезды»
В рассказе «Зеленые звезды» В.П.Астафьев говорит о лесе, расположенном по берегу реки Койвы, и о прибрежных озерах; главная мысль, которую хочет донести до читателя автор, на мой взгляд, заключается в том, что он верит всему, что связано с лесом, и , наверное, хочет, чтобы и мы верили в лес. Для В.П.Астафьева лес связывается со всем живым. Пока человек будет верить в лес, в природу, будет беречь её, у него будет будущее.
Посмотрите, каким автор оказывается наблюдательным, с каким чувством нежности говорит о кувшинках, о «запламеневшей» рябине, о папоротнике! Эти образы создаются с помощью эпитетов (мир «оробевший, то есть притихший, затаившийся, не знающий, что будет дальше, ведь «леса ещё в зелени», а уже выпал первый снег; рябина - «пугливое» дерево, наверное, оно раньше всех почувствовало приближение снега и напугалось, так как совсем не готово к зиме; «грустный шорох» падающих розеток с рябин, мне кажется, что грусть вызвана опять же ранним снегом и холодком, видимо, недостаточно долго радовали людей своей красотой рябины, поэтому и грустят, как люди) и метафор (здесь есть скрытое сравнение кувшинок с ладошками: листья кувшинок, широкие и круглые, ровно лежащие на водной глади, напомнили автору по форме ладошки; кисти рябин – заполыхавшие огоньки, действительно, среди снежной равнины красные розетки как огоньки: их хорошо видно; пучки папоротника – зелёные звезды, если представить, что снежная равнина – это безбрежное небо, то пучки папоротника как зелёные звезды.) Так говорить о природе, я думаю, может человек, который любит её. Будем у мастера слова учиться быть внимательными к природе и видеть её красоту.
Обобщая сказанное учениками, отмечаем еще раз бережную и трепетную любовьписателя к природе, желание подглядеть и понять ее тайны, воспеть ее красоту.
IVРабота в группах.
Каждая группа получает карточку с отрывком из рассказа В.П. Астафьева и готовит выразительное его чтение, находит в нем слова - образы. Девиз, под которым будет проходить эта работа, взят из стихотворения Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке»: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце».
Карточка №1(Из рассказа "Васюткино озеро")
Тайга...Тайга...Без конца и края тянется она во все стороны. Облака над головой редкие, но чем дальше смотрит Васютка, тем гуще они, и наконец голубые прорехи исчезают совсем. Словно прессованная вата, облака лежаться на тайгу, и она растворяется в них.
Карточка №2(Из «Затесей» - «Ягодка»)
До сосновой гривы рукой уже было подать, как вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной реки и колючек землянику в цвету. Октябрь месяц, осень, глухая осень, лист, почти весь упал, а земляника цветет! Я наклонился к ней. На тощеньком стебельке, в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветочек.
Карточка №3(Из «Затесей» - «И прахом своим»)
В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.
Карточка №4(Из «Затесей» - «Ясным ли днем»)
На поселок опустилась ночь. Из низины, от ручки и прудка, по ложкам тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. Он начал пятнать огороды, крыши домов. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, иглистыми звездами.
Карточка №5(Из «Затесей» - «Летняя гроза»)
Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел, расходился, и вскоре протоке сделалось тесно от пузырьков, которые лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробиться сквозь него
и сконфуженно залег в лесу.
Карточка № 6(Из рассказа «Восьмой побег»)
Тропинка пошла по срезу горы. На косогорах улыбчиво поблёскивали румяные сыроежки. Из-под хвои, почуяв сырость, рыжики выпрастывали любопытные, тугощёкие рожицы. Появились пупырышки опят на пнях, и совсем уже расслюнявились маслята. Грибам было хорошо.
Подытоживая выступления учащихся, поставим вопросы перед классом:
- Какими чувствами должен обладать человек, чтобы так поэтизировать природу?
- Какое качество нужно иметь писателю для того, чтобы видеть всё, что происходит в природе?
V. Вывод – обращение к эпиграфу и заключительный вопрос
«… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он от природы наделён наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру», - сказал Н. Яновский.
Прав литературный критик, сказав о писателе, что «он переполнен любовью к многоцветному миру»? Аргументируйте свой ответ.
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру о природе на одну из тем: «О чём может рассказать нам северное сияние?», «Что может пропеть нам в полярную ночь северный ветер?