Submitted by Ольга Вячеславовна Рыжкова on Sat, 22/01/2011 - 22:28
Класс 8
Задачи урока:
А) образовательные:
- ознакомить с причинами отечественной войны;
- изучить ход и итог войны;
- ознакомить учащихся с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи;
Б) развивающие:
- развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение;
- развивать историческое мышление, показав на конкретных событиях Отечественной войны 1812 г.;
В) воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость.
Тип урока: изучение нового материала
Литература:
История государства и народов РоссииXIXвек. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
История России.XIXвек. Н. С. Кочетов
План урока:
1. Причины и начало войны.
2. Бородинское сражение.
3. Отступление русской армии.
4. Наполеон в Москве.
5. Завершение войны.
Оборудование урока:
1.Презентация
2.Фильм «Бородинское сражение»
3.Документы по Отечественной войне 1812 г.
Ход
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап
Приветствие
2 этап
Постановка целей и задач урока
Тема урока «Отечественная война 1812 г.» (слайд 1). Нам необходимо разобрать (слайд 2):
1.Причины и начало войны
2. Смоленское сражение
3.Бородинское сражение
4.Тарутинский маневр
5.Партизанское движение
6.Гибель «Великой армии»
Задание на урок: В конце урока мы должны с вами сформулировать причины победы России в Отечественной войне 1812 г. (слайд3)
прописывают тему урока в тетрадь
3 этап
Актуализация ранее изученного материала
Вспомним отношения Франции и России на кануне войны 1812 года?
ответы учащихся (1807 г. Тильзитский мирный договор между Францией и Россией)
4 этап
Изучение нового материала
В 1811 г. Обе стороны начали подготовку к войне. Рассмотрим количественный состав двух противоборствующих армий по учебнику страница 25. (слайд 6)
Давайте познакомимся с командующим составом русской армии (слайд 7), сообщение учащегося оБарклай де Толли.
Какова была стратегия русской армии в начале войны?
Первоначально Барклай де Толли и Багратион должны были соединиться в районе Витебска. Однако Наполеон этого не допустил, и армии встретились только в Смоленске (слайд 8)
Знакомимся с документом № 1 (слайд 9)
Почему? Кто виноват, что армия отступает? На генерала сыпется «изменник», «немец». И страна начинает искать нового героя, и находит в лице М. И. Кутузова (слайд 10)
Какова тактика Кутузова?
Соотношение сил на кануне Бородинской битвы (слайд 11)
Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо начистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Земли русской. За образом шел Кутузов и весь штаб. На пути иконы на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.
Лишь солнца опалило пушки
И леса синие верхушки,
Французы тут как тут….
Бородино – победа или поражение?
Создаем «ромашку чувств»:
красный– гордость
синий– разочарование
зеленый– сострадание
желтый– никаких чувств
Работаем по учебнику
И в самом начале войны, как только враг вторгся в пределы России и на протяжении всей войны создавались партизанские отряды, (слайд 16, 17)
Какие проблемы начинает испытывать французская армия при отступлении?
(слайд 18, 19)
Сформулируйте причины поражения французской армии (слайд 20)
работа по учебнику с. 25
Обсуждение прочитанного, делаем вывод (двойное превосходство сил противника)
Сообщение учащегося (опережающее задание)
Ответы учащихся (любой ценой сохранить войско)
Знакомимся с документом № 1
Сообщение учащегося о Кутузове
фронтальная беседа с классом по вопросу.
Работаем по документу № 2
Просмотр фильма Бородино
Работа по документу № 3
На доске раскладываем «ромашку чувств»
Задание по учебнику с. 29-30, читать и отвечать на вопрос: В чем смысл Тарутинского маневра?
Работа по документу №3
Обсуждение документа
Фронтальная беседа
5 этап
Закрепление
Заданиеурока: Сформулируйте причины побед России в Отечественной войне 1812 г.? (слайд 21)
Фронтальная беседа с учащимися по вопросу
6 этап
Домашнее задание
1.Составить хронологическую таблицу «Отечественная война 1812 г.»
Сообщение
«Барклай де Толи полководец выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала, однако испытал период опалы и всеобщей нелюбви, когда находясь на посту военного министра, приказал после вторжения Наполеона в 1812 году отступать в глубь России. Чтобы сберечь армию. В день, когда Барклай решился на генеральное сражение с Наполеоном, главнокомандующим русской армии стал М.И. Кутузов, продолживший путь отступления. В сентябре 1812 года Барклай вынужден был покинуть армию, чтобы вернуться в 1813 году, подтвердить славу одного из лучших полководцев России .»
Сообщение:
«Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского. 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.
Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом». Вступив на должность главнокомандующего, Кутузов объявил, что действия Барклая-де-Толли были верными, и отступил еще ближе к Москве.
Самоанализ урока Рыжкова О. В.
Класс 8 а
Тема урока «Отечественная война 1812 г.»
Тип урока: изучение нового материала
Место в разделе: данный урок относится к разделу «Внешняя политика России 1806 – 1814 гг.»
- ознакомить учащихся с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи;
Б) развивающие:
- развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение;
- развивать историческое мышление, показав на конкретных событиях Отечественной войны 1812 г.;
В) воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость.
Главные этапы урока:
2 этап – актуализация темы, через использование ранее изученного материала (составление хронологической таблицы 1806 – 1811 гг.);
3 этап – изучение нового материала, рассказ и объяснения учителя, презентация, фильм «Бородинская битва», выступления учащихся, работа с документами.
4 этап – закрепление, фронтальная беседа с учащимися
Формы и методы работы: объяснительный, наглядно-иллюстративный (презентация, фильм «Бородинская битва»), работа с документом, частично поисковый (работа с учебником).
Психологическая атмосфера в классе была комфортной, учитель взаимодействовал с учащимися, которые активно вели себя на уроке.
Планы: принять на заметку рекомендации и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности.