Submitted by Галина Мадюкова on Fri, 21/01/2011 - 13:06
Урок нравственности Тема: «Хлеб-это жизнь» «Хлебу человек обязан рождением цивилизации» Борис Аллесзон Цели и задачи: 1.Воспитать уважительное отношение к хлебу. 2.Показать историю зарождения хлеба. 3.Выслушать мнение учащихся о хлебе 4.Подвести итоги экскурсии на хлебозавод «ОАО «Хлеб» Оборудование и наглядные пособия: компьютер и проектор, экран, документальный фильм «Блокадный Ленинград», сочинения учащихся «Мое мнение о хлебе», кусочек блокадного хлеба; блюда, изготовленные из черствого хлеба, колосья пшеницы и выставка книг на тему «Хлеб - всему голова», мультимедийные презентации,интернет-ресурсы Первая страница журнала – «Хлеб-отец человечества» Учащиеся подробно и последовательно рассказали об истории появления хлеба. Ее Величество - так уважительно называют пшеницу. Существует легенда, согласно которой богиня плодородия Деметра, увидев страдания людей, подарила им это чудесное растение. С тех пор жизнь немыслима без хлеба. Маленький росточек, стройный колосок с маленькими зернышками дает начало огромному полю. А из выращенной пшеницы ценой труда многих людей появляется хлеб. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни пышное праздничное застолье. Вторая страница – «Хлеб-это жизнь!» Учащиеся рассказали о том, когда и как появился хлеб в чувашском крае. Хлеб- символ труда, мудрости, доброжелательности, миролюбия. Этот ценнейший продукт стал вечным символом благополучия и достатка. Испокон веков люди встречали дорогих гостей хлебом - солью. Это добрая традиция живет и в наше время. Зерном, мукой, пряниками и печеньем осыпают жениха и невесту. Неуважение к хлебу во все времена приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Любить и уважать его нужно учиться с детства. Особое значение для жизни имел хлеб в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся просмотрели кадры документального фильма, где увидели, как люди в годы войны дорожили каждой крошечкой хлеба, которая давала силу, жизнь. Учащимся продемонстрировали кусок блокадного хлеба, который состоял из целлюлозы, столярного хлеба, жмыха, ржаной муки. Третья страница - «Мое отношение к хлебу» Учащиеся подготовили сочинения на эту тему, подобрали пословицы и поговорки, загадки о хлебе. Хлеб - всему голова Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай Без хлеба и без каши ни во что и труды наши Без хлеба куска везде тоска Будет хлеб - будет и обед Чья земля - того и хлеб Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба Сочинение ученика 6 а класса: «Хлеб - всему голова!» Я думаю, что - хлеб, как и воздух, и вода, и земля всегда с нами. О хлебе можно говорить до бесконечности, как о самой жизни. Ведь без хлеба ни суп, ни каша не были бы такими вкусными. Я считаю, что во время Ленинградской блокады люди остались бы живы, если бы у них был хлеб. Даже в самой главной молитве «Отче наш…» есть такие слова «… хлеб наш насущный дать нам днесь…». Значит, у господа Бога мы тоже просим каждый день хлеба, а будет хлеб - будет здоровье, будет достаток, будет благополучие. В нашей семье очень ценят хлеб. Он никогда не выбрасывается, а доедается весь до крошки. А если все-таки остается, мы кормим им птиц. Четвертая страница - «Рецепты блюд из хлеба» Девочки 6 «а» класса на уроке технологии приготовили блюда из сухого хлеба (5 блюд) Вот рецепт одного из них «Торт сладкий из ржаного хлеба» Состав: хлеб ржаной сухой-2 буханки маргарин «Пышка»-200 гр. сгущенное молоко-1 банка Яйца-4 шт. Сахар-200 гр. Изюм-100 гр. Ванилин-щепотка Цукаты-200 гр. Арахис измельченный-200 гр. Способ приготовления: хлеб измельченный смешивается со всеми ингридиентами и укладывается на противень. Выпекается в духовке 10-12 минут. Пятая страница – «Хлеб космонавтов» Учитель географии Мадюкова Г.И. рассказала о том, как выпекают хлеб для космонавтов, который они берут с собой в космос и обратилась к учащимся: увидите кусок хлеба на земле, не затаптывайте его в грязь, поднимите. Положите повыше, чтобы птицы склевали. Помните: хлеб – это труд тракториста, который посеял зерно; хлеб-это труд комбайнера, который его убирал; хлеб-это труд хлебопека, который его выпекал с большой любовью. Учитель географии Краснова В.Н. обратилась к учащимся: я всем советую обращаться с хлебом добросовестно и бережно, ведь хлеб это и есть жизнь. И забота о хлебе насущном всегда была и будет главной заботой людей. Учитель КРК Лосева Г.В. подвела итоги экскурсии на хлебозавод ОАО «Хлеб», где ребята собственными глазами увидели весь технологический процесс выпекания хлеба и поняли, какой это нелегкий труд – маленькое зернышко превратить в душистый, с хрустящей корочкой хлеб. С древнейших времен к этому продукту относились по-особенному. Хлеб сравнивали с солнцем, самой жизнью, о нем говорили, как о живом существе, называли кормилец. Мы должны помнить о том длинном пути, который проделывает колосок от весеннего поля до нашего стола. Завершили урок песней в исполнении учителя музыки «Ой, ты рожь!» В поле за околицей, там, где ты идешь И шумит и клонится у дороги рожь Рожь шумит, качается, не видать конца Вот ведь как случается в жизни иногда. Ой, ты рожь, хорошо поешь, Ты о чем поешь, золотая рожь, Счастье повстречается, мимо не пройдешь, Ой, ты рожь! Данное мероприятие разработано и проведено учителями МОУ» СОШ № 59 г,Чебоксары»Лосевой Г.В.- учителем КРК, Мадюковой Г.И. и Красновой В.Н.- учителями географии в виде устного журнала.