Суслова Татьяна Владимировна, учитель высшей категории ГС(К)ОУ «Школа-интернат №4» г.Саратова.
Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения.
Одна из важнейших задач начальной школы – экологическое образование и воспитание учащихся. Этому во многом способствуют уроки природоведения. Именно на них учащиеся знакомятся с объектами природы, выявляют взаимосвязи между ними, рассматривают влияние человека на природную среду, учатся такому поведению в природе, которое не повлекло бы нарушения существующих связей.
Нередко уроки природоведения строятся на простом изложении фактов и механическом воспроизведении их учащимися. Уверена, обучение, направленное только на усвоение знаний, не может результативно воздействовать на школьников. Я считаю необходимым использовать в своей практике разнообразные приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, так как знания, полученные на основе активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя.
Активизация познавательной деятельности предполагает включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения. Считаю, этому способствуют такие активные формы, как проблемные беседы, практические работы, включение учащихся в подготовку материала по темам предстоящих уроков, познавательные игры, использование занимательного и наглядного материала, моделирование существующих в природе взаимосвязей.
Часто объяснение нового материала основывается на знаниях, полученных детьми ранее: из книг, журналов, на предыдущих уроках, при самостоятельном наблюдении за объектами и явлениями природы. Поэтому создаю на уроке такие условия, чтобы ребенок мог свободно донести до товарищей знания, которыми он обладает. Нередко в ходе таких бесед создаются проблемные ситуации. Они возникают тогда, когда перед учащимися поставлена познавательная задача, которую они не могут решить сразу, но у детей есть желание и возможность разрешить проблему. Работа учеников в такой ситуации носит поисковый характер. Поисковую деятельность провожу в определенной системе. Сначала даю возможность детям высказать свое мнение. Часто предположения, сделанные детьми, бывают противоречивыми. Предлагаю проверить, чье суждение правильное. Затем подвожу ребят к правильному выводу.
Например, осенью второклассники изучают органы растений. На уроке они знакомятся с новым термином «почка». Что это за часть растения? Возникает проблемная ситуация: ведь дети знают, что у растения есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Проблема решается в ходе наблюдения детей за почками лиственных деревьев.
Стремлюсь, чтобы и домашние задания носили проблемный характер. Вот пример такого задания:
Рассмотри внимательно плоды клена и березы. Сравни их размеры, найди семена и крылышки, с помощью которых семена летают. Подумай, почему ранней весной на данной территории было больше всходов клена, а не березы, хотя семян у нее больше, чем у клена?
Использование на уроках проблемных вопросов и заданий помогает мне преодолеть элементы механического усвоения знаний, развивать логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Широко использую на уроках практические методы, так как знания, добытые в процессе активной практической деятельности, усваиваются гораздо легче и значительно прочнее. Наглядные пособия для проведения работ создаем вместе с ребятами. На летние каникулы даю задание собрать гербарии различных растений, камешки, песок, глину. Затем используем собранную детьми коллекцию при изучении тем «Полезные ископаемые», «Строение растений», «Растительный мир разных природных сообществ». Привлекаю детей к подготовке практических работ: прошу наморозить лед к уроку «Снег и лед», прорастить семена фасоли к уроку «Развитие растения из семени», поставить в баночки с водой веточки сирени к уроку «Лиственные и хвойные растения зимой». Работа с такими пособиями, сделанными своими руками, проходит особенно активно.
В начальной школе ребята начинают знакомиться с географическими картами. Работая с ними, ребята проявляют большой познавательный интерес, но в то же время испытывают трудности. Чтобы помочь детям научиться читать карту, применяю различные игровые приемы: «путешествия» и «заселения» карты.
«Путешествия» осуществляю таким образом, чтобы дети не просто показывали маршрут пути. Учащимся предлагаю роль людей, готовящихся к путешествию, выбирающих маршрут, способ передвижения, определяющих вещи, необходимые в пути. Затем ребята описывают объекты природы, встретившиеся на их пути. «Путешествуя», школьники активно работают, предлагают свои варианты решения поставленных задач.
Прием «заселения» карты использую при изучении своего края. Суть приема состоит в том, что на контур Саратовской губернии по мере изучения наносим формы поверхности, реки, значки городов, полезных ископаемых, изображения растений и животных. В результате на глазах детей создается карта, и создают ее сами дети. Этот же прием использую и при изучении природных зон России, только «заселяем» контурную карту.
Читаю детям отрывки из хрестоматий, детской художественной литературы, в которых дается описание изучаемых объектов. В результате карта становится более доступной и понятной ребятам.
Часто использую на уроках разнообразный занимательный материал. Его применение способствует пробуждению интереса к урокам природоведения, активизирует мыслительную деятельность учащихся, расширяет их кругозор. Форма занимательных упражнений может быть различной: кроссворд, викторина, пословица, сказки, загадки, игры.
Большую ценность представляют загадки.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними неожиданных, но схожих параллелей является естественным процессом изучения окружающего мира. И составление загадки, и ее разгадывание требуют от ребенка пристального наблюдения за объектами окружающего мира, выявления в них характерного, типичного.
Приведу пример использования загадок на уроке «Лиственные и хвойные растения зимой».
Предлагаю ребятам отправиться в очень интересный лес, зеленый даже зимой. «Как называется этот лес?» (хвойный) А вот какие деревья в нем растут, предлагаю детям самим угадать. Для этого загадываю загадки:
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она.
А на ней иголки
И коротки, и колки. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
Первые две загадки обычно не вызывают затруднений. Ребята легко догадываются, что это ель и сосна. Спрашиваю их: «А по каким признакам вы догадались, что это ель, сосна? Отгадав загадку, составьте краткий рассказ по ее содержанию, отразив в нем все упомянутые в загадки понятия и внутренние связи».
Третья загадка может поставить детей в тупик, потому что лиственница не свойственна нашей природной зоне. И увидеть ее можно только среди искусственных насаждений, например, на набережной Волги. В тексте загадки начинаем выявлять существенные признаки этого дерева: «Какие слова говорят о том, что это хвойное дерево?» Дети объясняют, что у него есть иголки и оно названо родственницей елки, а елка – хвойное дерево. Затем прошу назвать отличие его от ели. Дети находят, что иголки неколючие и опадают. Требую, чтобы ребята давали развернутые ответы. Далее дети выполняют практическую работу с веточками этих деревьев, находя те отличительные черты, которые они обнаружили в загадках. Таким образом, загадка помогает выделить признаки предметов, создать образ нового слова, учит находить сходство и различие между предметами.
Очень хороший результат дает составление загадок учащимися. Чтобы составить загадку, ребенку нужно отобрать самые важные, существенные признаки предмета или явления. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, речи, сообразительности.
Вот пример загадок, составленных учащимися:
Ходит, бродит по полям, по лугам и по садам,
Светит ярко и тепло, только очень далеко. (Солнце)
Идет, а ног нет; лежит, а постели нет. (Снег)
Без ног, а идет, в тучке живет,
Цветы поливает, жажду утоляет. (Дождь)
Использую также описания-загадки. Я кратко описываю растение или животное, природное явление. Ученики должны догадаться, о чем идет речь, и дать развернутое объяснение своему предположению.
Например, вот описание волка: «Это крупный хищник наших лесов. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных». Затем ребята сами составляют такие описания. Причем, это можно провести в форме игры «Лотерея загадок»
Игра заключается в придумывании загадок. Предмет или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого задания пишутся на отдельных листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющими.
Игровая задача состоит в придумывании загадки с выбранным словом. Важно, что учитывается не только то, насколько интересно составлена загадка, а также качество ее составления и прочтения.
Вот пример таких загадок-описаний, составленных детьми:
«Есть в каждом доме, с ней суп варят и картошку жарят; добывают в озерах, белая, как снег». (Соль)
«Темно-зеленое заросшее озеро. Иногда в нем вспыхивают огоньки. Там живут птицы – утка, журавль, кулик. В нем добывают торф». (Болото)
Загадки, хорошо отражающие свойства отгадываемого предмета, несут колоссальную познавательную и воспитательную функцию, развивают воображение, обогащают речь учащихся..
Одним из приемов активизации учащихся является работа с тематическими кроссвордами. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными природоведческими понятиями и терминами. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.
О предстоящей работе с кроссвордом часто сообщаю детям заранее. Это побуждает их обратиться к тексту учебника и повторить забытые или недостаточно усвоенные термины. Игровая форма повторения материала привлекает внимание к учебнику и другой научно-популярной литературе даже не самых трудолюбивых учеников.
Кроссворды вычерчиваю на доске перед уроком. Использую кроссворды и для индивидуальной работы. Для этого я их вычертила на альбомных листах.
Очень любят дети «загадочные» кроссворды. В них в качестве вопросов используются загадки.
Применяю еще такой вид работы. Разгадав кроссворд, прошу учащихся дополнить недостающие в нем понятия. Например, в небольшой кроссворд по теме «Почва» включены не все элементы, входящие в ее состав. Учащиеся вспоминают «забытые» мной компоненты. Это также активизирует познавательную деятельность.
Большой интерес вызывает на уроке прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, животными. Использую такой материал на разных этапах урока. Одни «разговоры» читаю детям сама, другие записываю на кассету, третьи – инсценируем вместе с детьми.
Эффективным средством проверки знаний, закрепления изученного материала являются викторины. Мини-викторины из 5-6 вопросов провожу после изучения отдельных тем, а в конце четверти – по всем пройденным темам. Викторины помогают быстро, интересно повторить пройденный материал, выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся.
Важная задача природоведения – воспитание экологической культуры учащихся. Часто это проводится на уровне призывов «Не рви!», «Не ломай!» Это малоэффективно. Я использую такие средства, обеспечивающие творческий уровень применения экологических знаний, как познавательные экологические сказки, задачи, ситуации, рассказы-загадки.
Активизирует работу учащихся на уроках изучение существующих экологических связей: между живой и неживой природой, внутри живой природы, между человеком и природой.
Большой интерес у ребят вызывает моделирование пищевых связей. Для этого использую динамические схемы: на магнитной доске прикрепляю изображения животных и растений, а между ними – стрелки. Динамические схемы можно заменить меловыми, выполняемыми на доске, заменяя рисунки названиями объектов.
Приведу пример использования этого вида работы.
Даю задание трем группам – рассказать, как связаны между собой:
1. Рожь, сова, мышь-полевка.
2. Кукушка, клен, мохнатые гусеницы.
3. Сосна, лисица, заяц.
Через 1-2 минуты один ученик от группы выходит к доске, рассказывает о связях организмов, строит пищевую цепь. После того, как выстроятся все три цепочки, убираю какой-либо компонент цепи, моделирую ситуацию по схеме: «Что случилось бы, если бы мы уничтожили всех сов (кукушек, лисиц)? Дети высказывают свои предположения. Возвращаю в схему убранный элемент, подчеркивая важность сохранения природных цепей питания.
Учебное моделирование помогает мне раскрыть доступные пониманию учащихся связи, показать детям единство мира живой природы.
Таковы некоторые виды используемых мною приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. Все вместе взятые, приемы помогают мне воспитывать у детей стремление к знаниям, желание узнавать новое, формировать активную жизненную позицию, учить экологически грамотному поведению в природе.
|
На: Активизация познавательной деятельности на уроках природовед
Татьяна Владимировна, не могли бы вы пояснить как ваш план урока по природоведению соотносится с целевыми установками сообщества "Право имеет каждый!"?
На: Активизация познавательной деятельности на уроках природовед
Спасибо за изложенные приемы и методы.
На: Активизация познавательной деятельности на уроках природовед
Очень чётко, грамотно, много познавательного! Спасибо за интереснюу разработку.