Размещено: Татьяна Петровна шубина - пн, 17/01/2011 - 16:41
Тема. «Род имен прилагательных»
Цели урока:
Задачи:
Тип урока:урок объяснения нового материала.
Дидактическое обеспечение:
№ по порядку
Содержание урока
№ слайда
1.
Мотивация на успех деятельности
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
2.
Актуализация знаний учащихся
Тест.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б)признак предмета;
в)действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с прилагательным;
б)с глаголом;
в) с существительным;
3.Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает?;
б) какой?, какая?, какое?, какие?
в) кто? что?
4. Имена прилагательные:
а)не изменяются по числам;
б) изменяются по числам;
в) никак не изменяются.
Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону.
Ученики меняются и проверяют тест соседа.
Вывод: правило об имени прилагательном.
3.
4.
Формирование новых знаний.
Какие предметы изображены на рисунке? (платье, дом, лента)
-Что у них общего? (они все красного цвета)
Составьте словосочетания существительное + прилагательное с вопросом, используя их общий признак
Запишите
дом (какой?) красный
лента (какая?) красная
платье (какое?) красное
Выделите окончание и основу у прилагательных.
- Что заметили? (основа одна, а окончание разное)
_ Почему изменялись окончания? (потому, что имена сущ. разного рода )
Обратите внимание! У существительных род постоянный, а прилагательные по родам изменяются.
Скажите, от чего зависит род имен прилагательных?
Вывод:прилагательные в словосочетании с существительным стоят в том же роде.
- Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? (предполагаемый ответ).
- Вы научитесь определять род имен прилагательных, узнаете какие бывают родовые окончания.
Послушайте отрывок из песенки, какое прилагательное там часто повторяется и с какими существительными?
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде)
5.
6.
7.
Прочитайте группы слов:
лето, летний;
белая, белизна, белеет;
смех, смешное, рассмешил.
- Как называются слова каждой группы? Почему?
- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)
- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)
Мужской род женский род средний род
Какой? Какая? Какое?
Летний белая смешное
- Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.
Физминутка.
Сейчас поработайте в группах
- Сформулируйте вывод по следующему плану:
Как изменяются имена прилагательные?
Как определяется род имени прилагательного?
На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.
В ходе работы на слайде появляется схема:
8.
Закрепление пройденного
Распределить прилагательные по родам. Добрый, холодная, глубокое, белый, тёмное, весёлая.
- Как вы догадались, если рядом не было существительного? Объясните.
9.
Стр. 110, упр.19
Проверьте.
Дуб зелёный (ед.ч., м.р)
Златая цепь (ед.ч, ж.р.)
Кот учёный (ед.ч. м.р)
10.
Игра «Соединяй –ка».
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные
Кто из вас сможет сказать, в каком из данных прилагательных нельзя определить род. Почему?
Прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются. Они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания _ые или –ие.
11.
Прочитайте, выделяя каждое предложение
Дует ветерок светит солнышко льётся песня
- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.
- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.
- Запишите распространённые предложения.
Выполните задания к этим предложениям указанные на цветных карточках.
Те у кого карточка голубого цвета
- Укажите род и число каждого прилагательного.
Те у кого карточка желтого цвета.
- Укажите род и число каждого прилагательного.
Подчеркните подлежащее и сказуемое.
12.
Итог урока
- Как изменяются имена прилагательные?
- На какие вопросы они отвечают?
- Какие родовые окончания имеют?
13.
Домашнее задание
С. 110, упр. 20.
14.
Рефлексия
Отрезки (отметьте трудность, степень самостоятельности)
Татьяна Петровна,с интересом просмотрела ваш урок и презентацию.Урок действительно способствует совершенствованию знаний об имени прилагательном как части речи, формирует представление об основных грамматических признаках имени прилагательного. Замечательно, что вы в работе с учащимися 3 класса используете ИКТ (проектор, компьютер, презентацию), а также занимательный материал (стихи, красочные рисунки, отрывки из песен, игровой и занимательный материал), способствующий развитию творческого потенциала учащихся., т.к. однообразие утомляет школьников, наряду с серьезными заданиями нужно давать и шуточные вопросы, загадки, стихи и др. Спасибо за урок, желаю Вам творческих успехов, талантливых учеников и благодарных родителей!
На: изменение имен прилагательных по родам