Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.
Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.
Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. И не зря современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.
Но ведь есть перемены, которые дети проводят по-разному.
Ни для кого секрет, что все обучающиеся по-разному проводят свои перемены. С одной стороны это связано с ведущим каналом восприятия информации.
Так, визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей играть на перемене в какую-либо игру или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Учитывая вышесказанное, я предложила своим третьеклассникам реализовать проект "Наши перемены".
Цель проекта:развитие жизненного опыта в организации своего отдыха на перемене с учетом индивидуальных запросов через написание и защиту проектов.
Задачи:
1. Развивать творческие способности личности через развитие речи, мышления, воображения.
3. Воспитывать умение сотрудничать, договариваться, слышать и слушать друг друга (принимать или не принимать другое мнение, отстаивать свою точку зрения)- толерантность.
Поисковая деятельность учащихся была направлена на решение проблемы: "Мы хотим, чтобы нам было интересно на перемене, но не знаем как".
Учащиеся 3 класса были распределены на группы с учетом их пожеланий. На защите проектов каждая группа учащихся предложила свой вариант проведения перемен. Одна группа обучающихся предложила самим изготовить настольные игры, другая группа - решили проводить подвижные игры для помещения, в которые играли их родители, третья группа - интеллектуальные игры.
В результате каждый ребенок мог провести перемену с учетом его интересов, у четвероклассников развились навыки в организации содержательного отдыха на перемене, улучшилась дисциплина на переменах, повысился интерес к школе.
Исследовательский проект
«Как сделать отдых на перемене полезным для здоровья и интересным для ума»
Актуальность
. Ни для кого секрет, что все обучающиеся по-разному проводят свои перемены. Так, одни остаются в классе, когда большинство учеников из него выходит. Другие предпочитают выйти в коридор, где будут наблюдать за другими детьми или рассматривать стенды. Третья группа детей используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Другие наоборот – пассивны, малоподвижны
Для четвертых перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
В нашем классе 27 человек, из них 17 мальчиков. Известно, что мальчики народ активный, шумный и очень подвижный. На перемене некоторые из них шумят, активно двигаются, сталкиваются друг с другом, падают. Был случай, который закончился в медицинском кабинете. Учитывая вышесказанное, наш учитель Елена Геннадьевна предложила поразмышлять над темой «Как проводить перемены, чтобы было интересно и полезно для нас», и реализовать проект "Наши перемены". Мы разделились на группы. Каждая группа предложила свой вариант проведения перемен.
Одна группа предложила самим изготовить настольные игры, другая – предложиласоздать сборник игр, в которые можно играть на перемене и проводить их, третья – интеллектуальные игры. В результате каждый ребенок мог провести перемену с учетом его интересов, улучшилась дисциплина на переменах, повысился интерес к школе.
При проведении подвижных игр мы заметили, что одни ребята оставались в классе, другие - выходили в коридор и стоя у стены наблюдали за другими детьми, в то время как большинство активно участвовали в игре. Почему так по-разному ребята ведут себя?
Мы решили понаблюдать за поведением ребят на перемене. Действительно, одним надо шумно и активно двигаться, другие вообще не выходят в коридор, третьи выходят, но стоят и наблюдают за игрой других.
Мы обратились к родителям, они пригласили на классный час специалиста по детской психологии
Врач объяснили нам, что различное поведение ребят на перемене не случайно, дети по своему восприятию информации и на уроке, и перемене делятся на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики .
Все мы по-разному воспринимаем окружающий мир и «обрабатываем» полученную из него информацию. Людей, у которых ведущий канал восприятия — слуховой, называют аудиалами или дети-звук.Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". К визуалам большая часть сведений поступает через зрение, их еще называют дети-глаза,Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы.
Но ему могут помешать шумные разговоры аудиалов Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
К кинестетикам— информация поступает посредством движений и ощущений: прикосновения, обоняние, осязание и т. п.Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Нам захотелось побольше узнать о себе. Мы обратились к различным источникам информации, нашли тест по определению типа поведения и решили провести в классе анкету для определения типа поведения ребят, для того, чтобы больше понимать друг друга, не ссориться и быть дружным классом.
На эти вопросы мы отвечали в классе и попросили своих родителей ответить на них.
И вот какая картина получилась
В нашем классе ___%визуалы___% кинестетики__% аудиалы
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей играть в одну игру или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
Исходя из этих данных, мы пришли к выводу, что те ученики, которым требуется активный отдых на перемене по очереди проводят эти игры в коридоре. Те, которым требуется спокойная и тихая обстановка – в классе играют в настольные тихие игры.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому и в учебной работе.
Елена Геннадьевна сказала нам, что такой индивидуальный подход она осуществляет и на уроках.
С этим проектом мы выступили и перед родителями. Много интересного они подчерпнули и для себя. Оказывается, каждый тип восприятия требует и определенного подхода к ребенку при выполнении домашнего задания.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки ; запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с нами отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Создали памятку для родителей, которая поможет лучше понять нас и при выполнении д/з не портить настроение ни себе, ни нам.