Вашему вниманию представлена технология формирования компетентностей учащихся, реализованная мною. Она подробно описана на моем личном сайте. Ограниченность во времени и пространстве не позволит мне рассказать о ней подробно, поэтому я только очерчу круг понятий, которыми мы будем оперировать.
Формирование компетентностей - это специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного реше¬ния проблем, имеющих социальное и личностное значение на основе высокого качества знаний
Часто возникает проблема:
Даже если хорошее владение набором теоретических знаний, то - трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Еще Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
Я думаю, каждый из нас сталкивался с подобным на практике. Причем происходит это при использовании различных методов, приемов. Значит вывод – смена парадигмы, изначальной идеи.
Предлагаемая мною парадигма предполагает подготовку человека, овладевшего способами получения знаний, а не их набором.
Это значит, что обучение любому учебному предмету следует рассматривать как обучение учащихся деятель¬ности по изучению и овладению содержанием учебного предмета.
Моя задача рассказать и показать, какие условия способствуют формированию компетентности учащихся, как создать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить позицию и характер деятельности учителя и ученика.
Говорят, что технология – это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как и в какой момент времени. Вопрос- это всегда направление ответа. Расширим вопросы до 5-6 и получим метод сократовской беседы. Этот метод основан на ведении последовательного диалога участников, позволяющего логически представить основную мысль одного из них. Если вы захотите познакомится с методикой сократовской беседы, можете воспользоваться буклетами.
Вам в помощь набор вопросов на столе.
Ответом на первый вопрос: кто? Будут слова Джорджа Бернарда Шоу, которые как нельзя лучше характеризуют мою роль проводника.
Для кого? нужна новая технология? Отказываясь от деления класса на слабых и сильных учеников, я использую разработанные мною принципы дифференциации.
Используя принцип глубокой персонализации, я предлагаю вам сегодня познакомиться с разработанными Матрицами сформированности ООУ, Психолого-педагогических особенностей учащихся и Матрицей выбора наиболее оптимальной педагогической технологии.
Я составила Матрицы на трех реальных учеников, зашифровав их имена. Давайте определим, какие же педагогические приемы и методы будут актуальны и эффективны для каждого ученика.
Мы имеем:
Ученицу с хорошим уровнем ОУУН, развитыми умениями проектной деятельности, несколько сниженными коммуникативными техниками, продвинутого уровня знаний.
Ученика базового уровня, имеющего затруднения в воспроизведении текста, не умеющего в полной мере ставить вопросы, вести диалог, составлять тезис и выступать по нему, имеющему проблемы в решении задач на перенос знаний, но имеющий навыки коллективного творчества
Ученика имеющего трудности в работе с тексами, определениями, понятиями, ответами на вопросы, монологическими высказываниями, работе со схемами, минимального уровня знаний, работающего по инструкции
Представим себе, что это условные группы учащихся, для которых мы разрабатываем урок.
Что является? механизмом реализации компетентностно- ориентированной технологии. Это технологическая карта урока.
Сравнивая труд учителя с конструктором, инженером, архитектором, прихожу к мысли, что технологическая карта – это леса, которые возводят перед постройкой здания и сносят, когда оно готово.
Технологическая карта имеет 2 аспекта разработки.
Логико - философский аспект использования технологических карт направлен на то чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности. Это отражено по вертикали в виде конкретных форм деятельности учащихся.
Философско-педагогический аспект заключается в персонификации обра-зования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность учащихся и учителя.
Сейчас я предлагаю вам имитационную игру – разработку технологической карты урока. Для удобства у вас на столах шаблоны технологической карты.
Внесем по горизонтали условные группы учащихся, получившиеся после работы с Матрицами.
Начнем конструирование технологической карты с этапа Операционно-исполнительского как наиболее привычного нам, при разработке урока и несущего самую большую содержательную нагрузку. Это Решение учебной задачи.
Для А: проект с последующей защитой;
Для Б: коллективная творческая деятельность по созданию алгоритма решения задач и тезисов выступления;
Для В: работа по обучающим программам по созданию опорного конспекта на новом материале, шаблона рассказа.
Возникает вопрос почему? именно технологическая карта, а не конспект урока?
Дело в том, что конспект урока строится строго на требовании программ, содержании учебника, зачастую определен его логикой. Обычно при определении в конспекте урока знаний, формируемых и развиваемых на нем, мы подбираем учеников под содержание. Технологическая карта идет от ученика, мы подбираем формы деятельности для каждого из них в зоне актуального развития.
Это позволяет реализовать функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого ребенка, исходит из того, что он активный участник образовательного процесса.
Где? же находится основная точка перехода между обычным уроком и уроком, нацеленным на формирование компетентностей?
Помимо традиционных этапов урока технология считает наиболее значимыми еще некоторые.
Это ориентировочно-мотивационный этап. Он включает в себя:
1) Актуализацию знаний, необходимую для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.
Проблема успеваемости всегда упирается в заколдованный круг: учебную программу все учащиеся должны усвоить на тре¬буемом уровне независимо от их индивидуально-психологических особенностей. Однако, в повседневной практике этого не происходит. Потому, что, начав урок на уровне "троечных" знаний, ученик не в состоянии превратиться в отличника к концу урока. Он обычно остается на том же уровне. В связи с этим существует проблема - добиться стабильной высокой успеваемости у всех учащихся? Для реализации этого замысла и используется этап выравнивания знаний. Обычно он состоит из беседы по основным понятиям , которые будут использованы на уроке.
Очевидно, что деления на группы здесь не предвидится, хотя ученикам со сформированными интеллектуальными умениями можно предложить составить вопросы эвристической беседы для остальных учащихся.
2) Следующий шаг - построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов темы, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом. Учитель создает условия, при которых ученик сам составляет ООД, и затем действует по ней.
Сформированное таким образом умение обладает свойством широкого переноса и может быть использовано при решении многих задач.
Умения при этом становятся обобщенными.
ООД может выглядеть как создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение реперных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.
3) Главное - переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
Урок вне формирования общего способа мышления (решения) - ущербный урок, пустое времяпровождение, не ведущее к умст¬венному развитию. Иногда это используется, но настолько стихийно, что это четко не осознается не только учениками, но и самим учителем. Поэтому эти способы учениками никак не фиксируются, не осоз¬наются и на решения других учебных задач не переносятся. В ре¬зультате возникает ситуация, когда учащиеся, решив задачу в классе, не могут решить такую же задачу дома.
Для группы А это могут быть план проекта, вопросы эвристической беседы, для Б группы алгоритм решения задачи, инструкция для проведения каких либо опытов. Для В группы – тезис, тезаурус основных понятий.
4) Моделирование усвоенного учебного материала в графической, знаковой, символической или другой форме является результатом для деятельности. Хорошо, когда результат практико- ориентирован, может быть использован в повседневной жизни. Так, с учениками, готовыми для работы по методу проектов, моделируем проблемную ситуацию и способы ее разрешения, модель создаем и с помощью вопросов эвристической беседы (подробнее в буклете).
Внесем в ориентировочно – мотивационный этап эти подэтапы.
Итак, мы определились с ответами на вопросы что и когда? надо делать, т.е. описали технологию. Последний вопрос, он же самый главный как?
Конструируя урок с позиций технологии, мы должны создать дидактическую систему урока, которая должна быть отражена в технологической карте.
Мы можем использовать любые, в том числе предложенные мною методы и приемы работы, разработанные каждым учителем с позиций формирования собственного ИСПД.
Главное, чтобы выполнялась основная цель - внедрения технологических карт: развитие интеллекта учащихся средствами персонификации образовательного процесса через целенаправленное формирование специфических структур умственных действий.
Давайте подведем итоги:
• Мы научились моделировать урок технологи формирования компетентностей,
• Познакомились с методикой эвристической беседы,
• Определили возможные принципы дифференциации,
• Научились конструировать технологические карты сообразно собственному стилю педагогической деятельности.
К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»
|