Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина ""Вот север, тучи нагоняя..." и И.З.Сурикова "Зима".
Submitted by лидия кулагина on Sat, 15/01/2011 - 22:59
Открытый урок на тему: «Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…» и И.З.Сурикова «Зима».
Цели урока: 1. Обучение выразительному чтению и анализу стихотворений, устному словесному рисованию;
2.Развитие образного и логического мышления; развитие речи, творческих способностей;
3.Воспитание любви к Родине через любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин, портреты поэтов А.С.Пушкина и И.З.Сурикова, ТСО.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели:
-Тема урока: «Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…» и И.З.Сурикова «Зима». Сегодня будем учиться выразительно читать стихи о зиме и работать над их содержанием.
III.Проверка домашнего задания.
-Дома вам нужно было приготовить небольшие сообщения о том, как изображалась природа в стихотворениях поэтов 19 в.
1 ученик:
-В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. Она пленяет и трогает прелестью летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьёв. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
2 ученик:
-Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких переживаний, связывающих его с землёй, с родным краем. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного пользования её дарами. Вот как об этом сказал поэт Н.А.Некрасов:
Опять она, родная сторона,
С её зелёным благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
IV.Вступительное слово учителя:
-Родная природа-второй наш дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»
В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.
Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.
Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С.Пушкина (обратите внимание на его портрет). Нет времени года, которое не изобразил бы поэт в своём творчестве. Больше всего любил А.С.Пушкин осень. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением, в котором поэт изображает зиму, это отрывок из романа «Евгений Онегин».
V. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
-Послушайте стихотворение (учитель читает наизусть)
-Откройте учебник на странице 250.
-Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, бодрым, весёлым)
-Какие картины зимней природы вы бы нарисовали, слушая это стихотворение?
-Какие слова помогают передать радостное настроение? (и рады мы…)
-Как поэт называет зиму? (матушка-зима, волшебница зима )
-Как вы думаете, почему поэт называет её матушкой? (Все радуются зиме, как матери. Поэт любит зиму, называет её матушкой)
-А почему он называет её волшебницей? (Потому что с наступлением зимы природа преображается, становится красивой, сказочной, как по волшебству).
-Для того чтобы создать этот яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует различные изобразительные средства. Какие? Назовите. (Олицетворения: зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл..; эпитеты: волшебница зима, матушка-зима, волшебными коврами, пухлой пеленою, недвижною рекою)
-Пелена-это то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
-В стихотворении много глаголов. Назовите их.
-Глаголы передают движение, активное наступление зимы.
-Посмотрите на первые строки стихотворения, обратите внимание на ключевые слова, т.е. важные по смыслу, их нужно выделить голосом при чтении, после слова «завыл»- более длительная пауза.
-Какие чувства это стихотворение вызвало у вас? (Радости, восхищения).
-Постарайтесь передать эти чувства при чтении.
(Ученик рассказывает наизусть)
VI.Работа над стихотворением И.З.Сурикова «Зима».
-А сейчас познакомимся со стихотворением И.З.Сурикова«Зима». В начальных классах вы уже читали его стихи, в которых он воспевает красоту русской природы (рассмотрите портрет поэта).
-Я буду читать стихотворение наизусть, а вы следите по тексту.
-В чём сходство в содержании стихотворений А.С.Пушкина и И.З.Сурикова?
(Оба поэта изображают красоту зимней природы, передают радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы)
-В стихотворении «Зима» также представлен живой образ зимы. Что мы видим в первом четверостишии?
-Как меняется картина во втором и третьем четверостишиях?
-Какие художественные средства помогают её воссоздать? (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»).
Ученица читает наизусть.
VII.Работа с рисунками детей.
-Рассмотрите ваши рисунки к этим стихотворениям. Какой рисунок вам больше всего понравился и почему?
(Он больше всего передаёт содержание и настроение стихотворения; яркие, светлые краски).
VIII.Работа по картинам.
-Рассмотрите репродукции картин и подберите строки из стихотворений, которые соответствуют этим картинам.
-Что общего в изображении зимней природы поэтов и художников? (И поэты, и художники показывают красоту зимней природы.)
-Правильно. Художники изображают красоту зимней природы красками, а поэты- при помощи слов.
IX.Родная природа вдохновляла не только поэтов, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня не можем не вспомнить выдающегося итальянского композитора Вивальди, автора музыкального цикла «Времена года».
-Послушайте музыку Вивальди «Зима».
-Какие картины природы вы представили, слушая музыку?
-Какие строки из стихотворений можно подобрать к прослушанной музыке?
X.Чтение творческих работ.
- А сейчас вы поделитесь с нами своими впечатлениями, расскажете, как представляете образ зимы. Дома вам нужно было составить рассказ или написать стихотворение о зиме.
XI.Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы детей)
-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями поэтов о зиме, рассмотрели картины, послушали музыку Вивальди- все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь её.
А любить природу, значит, любить Родину.
XII.Домашнее задание:
Одно из стихотворений выучить наизусть и выписать из стихотворения «Зима» изобразительные средства.
XIII.Оценки.