"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения И.А.Бунина о родной природе.
Урок литературы в 7 классе.
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения И.А.Бунина о родной природе.
Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии, познакомить с лирикой И.А.Бунина о родной природе; показать, как и какими средствами через пейзаж переданы чувства, настроение поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.
Оборудование урока: стихотворения И.А.Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…», «Полями пахнет, - свежих трав…», «Первый утренник, серебряный мороз…», «Еще холоден и сыр…»; записи популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы»; репродукции пейзажей Левитана, Шишкина, Саврасова, Ф.Васильева и др.; портрет И.А.Бунина, презентация.
Ход урока
Слово учителя.
Природа – неисчерпаемый благодатный источник поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное. Чувства, ощущения, переживания, рождающиеся в душе человека под влиянием красоты природы, порой трудно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, живописи, музыке. Вспомним знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского, послушаем и услышим и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.
- Прослушивание музыкальных фрагментов.
Пейзажная лирика имеет ту же цель, но другие средства. Иван Алексеевич Бунин – один из мастеров пейзажной лирики. В его поэзии – духовный мир человека, заново открывающего этот мир, постигающего красоту родной природы, богатство и неповторимость переживаний и чувств перед лицом вечного обновления жизни, радость нравственного приобщения к этой красоте. Для Бунина счастье – это полное слияние с природой. Оно доступно лишь тем, кто проник в ее тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». А зрение и слух у Бунина были особенные. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом.
Попытаемся увидеть мир природы глазами поэта, постараемся почувствовать гармонию этого мира.
Чтение и анализ стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер» (весна)
- Какие краски использует поэт, рисуя эту весеннюю картину?
(Сочетание светлых и темных красок – вот основная палитра пейзажа, на ее фоне зеленый цвет озимых, рощи, зеленый наряд весны. И все это в слиянии «света звезд и блеска воды»)
- Какие художественные средства создают картину?
( Метафоры: «Догорел…вечер», «Ямы светят тихою водой», олицетворения: «весна…зорко смотрит в темные поля»,эпитеты: «осторожной гурьбой», «озябший чернозем», «тихою водой», параллелизм предложений в первой строфе)
Чтение и анализ стихотворении «Полями пахнет, - свежих трав …» (лето)
Полями пахнет, - свежих трав,
Лугов прохладное дыханье!
От сенокосов и дубрав
Я в нем ловлю благоуханье.
Повеет ветер – и замрет...
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растет,
Закрыла солнце и синеет.
Нежданной молнии игра,
Как меч, блеснувший на мгновенье,
Вдруг озарит из-за бугра –
И снова сумрак и томленье…
Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твое молчанье,
Твое внезапное блистанье, -
Твои безумные глаза! (1901)
- Какое состояние природы запечатлено в стихотворении? ( пограничное состояние природы, переход из одного состояния в другое)
- Что воспевает Бунин в этом стихотворении?
- Из каких частей состоит стихотворение? (Стихотворение делится на три части: в первой строфе – умиротворенная картина, наслаждение летним благоуханием полей, дубрав, лугов; во второй и третьей – описание предгрозового, пограничного состояния природы; в последней строфе – порыв чувств лирического героя).
- Почему автор делает лирического героя свидетелем и участником события, а не рассказывает о грозе бесстрастно? Насколько подробен взгляд лирического героя, втянутого в игру стихии? Какие чувства это у него вызывает?
- с помощью каких средств Бунин рисует картину грозы? (С помощью различных тропов – эпитетов таинственна, нежданный; сравнений – молнии игра, как меч; олицетворений: грозы безумные глаза, свежих трав, лугов дыханье; метафор: ветер замрет, ловлю благоуханье. С помощью синтаксических средств – обращений: Как тытаинственна, гроза!; анафоры в последней строфе; рядов однородных членов)
- Поэт не говорит о раскатах грома, но мы их слышим. Почему? (Бунин использует аллитерацию на «р» - 12 звуков. Эти резкие, громкие звуки создают впечатление раскатов грома.)
-Какие еще звуки создают эффект звуков природы? (Аллитерация на «х» в первой строфе: пахнет, прохладное, дыханье, благоуханье. Эти тихие звуки вместе с ассонансами открытых гласных создают впечатление тишины, простора, свежести. Звуковой эффект усиливается благодаря контрасту со следующими строфами с обильной аллитерацией на «р»)
4. Чтение и анализ стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз..» (осень)
Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.
Я в холодный обнаженный сад пойду –
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.
Первый утренник – предвестник зимних дней,
Но сияет небо ярче с высоты.
Сердце стало и трезвей и холодней,
Но как пламя рдеют поздние цветы. (1903)
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Бодрость, энергия, восхищение красотой пейзажа оттеняется тревожным чувством: в каждой строфе повторяются слова с корнем «холод»: «холод на заре», «холодный обнаженный сад», «сердце стало холодней». Но в природе столько красоты, что она побеждает тревогу».)
- Какими красками рисуется осенний пейзаж? (Краски нарядные, яркие, насыщенные. Не только привычная желто-красная осенняя гамма: «красным пламенем настурции горят», «как пламя рдеют поздние цветы», но и холодные краски: «серебряный мороз», «на серебряном просторе», «бирюзой сияет небо», и даже неожиданный зеленый: «зеленеет след колес».)
- Какова роль метафор? («Серебряный мороз», «на серебряном просторе», «свежим глянцем зеленеет след колес»; «звонкий холод». Эти метафоры создают зримость, осязаемость образов природы у Бунина.)
-Какое значение имеют метафорические сравнения в двух последних строфах: «Красным пламенем горят настурции горят...»; «Но как пламя рдеют поздние цветы»?
(Красное пламя настурций, пламя поздних цветов – напоминание о том, что, несмотря на холод в природе и холод в сердце, теплится живой огонь души природы)
Чтение стихотворения «Еще холоден и сыр….» (зима)
Еще холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
-Хотелось бы чтобы это стихотворение вы проанализировали дома самостоятельно. Вам в этом помогут несколько вопросов:
- Чем любуется лирический герой?
- В каких словах заключена главная мысль стихотворения?
- Как ощущается «любовь и радость бытия» в этом февральском пейзаже Бунина? Какими средствами она передается? (текст стихотворения с вопросами распечатан на карточках для каждого ученика )
6. Подведение итогов.
-Какое стихотворение произвело на вас самое яркое впечатление? Почему? Какие мысли, чувства оставило в вашей душе знакомство с лирикой И.А.Бунина?
Выставление оценок
Домашнее задание: письменный анализ стихотворения «Еще холоден и сыр…», выучить наизусть одно из стихотворений по выбору учеников, инд. задание (по желанию): подготовить презентацию «Родная природа глазами русских художников».