Submitted by Елена Александровна Щербинина on Tue, 11/01/2011 - 22:28
План урока-кроссворда
Тема:Повторение пройденного по теме: «Простое предложение».
Цель урока:повторить в форме занимательной игры разделы синтаксиса, пунктуации, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Материалы:Кроссворд, таблицы, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.
Урок - кроссворд
( Повторение по теме: «Простое предложение» )
Сообщается тема урока, цели, обращаю внимание на то, что раньше кроссворды мы использовали лишь на некоторых этапах урока в качестве домашнего задания или учащиеся составляли их самостоятельно. А данный урок будет полностью посвящен увлекательной и полезной игре. Примеры для анализа взяты из произведений русского поэта, гордости русской литературы. Его имя предстоит узнать – это будет нетрудно сделать. Говорю о том, что если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках ребята прочитают название вида предложения по наличию главных членов.
На доске открывается кроссворд и запись: «Мороз и солнце; день чудесный!»
Всем ребятам раздаются листочки с кроссвордами.
Знакомо ли это предложение? Откуда оно? Кто автор? Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте. Записываем под диктовку в тетради предложение: «Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня» (один ученик выполняет на доске).
- Подчеркнуть как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занести в кроссворд под соответствующими номерами название этих членов предложения.
- Определить на слух вид предложения по наличию второстепенных членов: «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился». Записать вид предложения в кроссворд под №3.
? Какие еще виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете? Устно приведите ответы.
Открывается запись на доске:Зимы ждала, ждала природа.
- В клеточки кроссворда под №4 записать термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.
? Только ли из подлежащего и сказуемого может состоять основа?
- Определить, к какой части речи относится слово бег в предложении «Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня». Записать название этой части речи в клеточки под №5.
?Каким членом предложения является это слово?
Записать под диктовку предложение (один ученик у доски): «В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит». Пояснить постановку (графически) знаков препинания. Записать под №7 название части речи, перед которой поставили запятую.
? Ставится ли перед союзом а запятая в простом предложении?
Определить на слух вид предложения по цели высказывания, записать под №8: «Караул, лови, лови, да дави его, дави!»
? Какие еще виды предложений по цели высказывания вы знаете?
Открывается запись на доске:Удивился старик, испугался.
Название подчеркнутой группы членов предложения записать в клеточку под №1.
?Можно ли считать однородными определениями голубыми и великолепными в предложении «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит?» Почему?
Записать под диктовку предложение «Пора, красавица, проснись!» Определить синтаксическую роль существительного красавица и записать в клеточку под №9.
?Почему в этом предложении две запятые?
Записать под диктовку предложение «Герой, я не люблю тебя!», произвести его орфографический и пунктуационный разбор устно (один ученик выполняет у доски).
Определить вид предложения по наличию основ, записать в кроссворд под №12.
Открывается запись на доске:«Сегодня мы вспоминали любимые произведения стихи сказки поэмы Пушкина.
- Расставить знаки препинания, вспомнить, как называется выделенные слова с точки зрения его синтаксической роли, и записать под №13.
Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клетках.
?Какое предложение называется односоставным? В предложении, с которого начался урок, найти односоставное.