Повторительно-обобщающий урок по разделу «Здоровый образ жизни» 10 класс «Я выбираю здоровье!»
Submitted by Наиля Шавкатовна Кудрявицкая on Tue, 11/01/2011 - 18:28
Повторительно-обобщающий урок
по разделу «Здоровый образ жизни»
10 класс
«Я выбираю здоровье!»
Цель урока:
Образовательная: обобщение полученных знаний о правилах личной гигиены и здорового образа жизни, обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Развивающая: формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развивать способность применения полученных знаний, а также знаний, которые еще предстоит получить для решения проблем, при разработке проекта «Я выбираю здоровье!»
Воспитывающая: стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок, старт-проект, 2 часа.
Оборудование:
Учебник ОБЖ10 кл, Смирнов А.Т.
Презентация «Я выбираю здоровье!»
Памятка «Разработка проекта»
План урока:
1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся) –упражнение «Избушка»
2. Упражнение: «Те, кто…»
3. Беседа
4. Диагностика
5. Деловая игра «Консилиум»
6. Аукцион идей
7. Мониторинг здоровья
8. Разработка проектного задания «Я выбираю здоровье!»
9. Упражнение: «Я желаю всем…»
10. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся) (слайд 1). Упражнение «Избушка». Предлагается всем учащимся удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они находятся в заснеженном лесу, сосны и ели высоки, их верхушки упираются в темное небо, слышен хруст снега, завывание зверей, очень холодно, вы понимаете, что заблудились. И вот перед вами огромная ель, вы отводите в стороны ее тяжелые от снега ветви и видите, что перед вами поляна, на которой стоит избушка, свет от окон исходит яркий, радостный, вы входите в нее и оказываетесь в теплой атмосфере, вы слышите треск дров в печи, чувствуете запах трав, развешенных по стенам комнаты, вам уютно и тепло. Откройте глаза и попробуйте атмосферу избушки сохранить на наш урок. Какие бы правила вы хотели внести в урок?
Разработка правил поведения (слайд 2):
– «Здесь и сейчас»
– «Конфиденциальность»
– «Не перебивай»
2. Упражнение « Те, кто…» Учащимся предлагается встать при положительном ответе на вопрос.
– Те, кто сегодня проснулся с улыбкой?
– Кто с утра не успел позавтракать?
Кто сделал зарядку?
Кто забыл дома дневник?
Кто моет руки, придя с улицы, перед едой?
Кто 2 раза в год посещает стоматолога?
Кто любит каникулы?
Кому нравиться быть на высоте?
Кто хочет быть здоровым?
3. Анализ тем по ЗОЖ(слайд 3):
Здоровье человека, духовное, социальное, физическое. Критерии здоровья (слайд 4).
Влияние окружающей среды на здоровье человека (слайд 5).
Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний (слайд 6).
Наиболее характерные инфекционные заболевания, их профилактика (слайд 7).
ЗОЖ – сохранение и укрепление здоровья (слайд 9).
Пути обеспечения высокого уровня работоспособности (слайд 10).
Значение правильного режима труда и отдыха (слайд 11).
Значение двигательной активности (слайд 12).
Влияние закаливания на организм (слайд 13).
Вредные привычки, их влияние на организм человека (слайд 14).
Выводы: Что такое «здоровье?»
Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
4.
– Здоровье тесно связано с благополучием человека, с его спокойным и счастливым состоянием. Общее состояние человека можно анализировать с точки зрения «благополучия» (спокойное и счастливое состояние)
Диагностика (слайд 15): оценить по 5-бальной шкале 3 критерия (самочувствие, работоспособность, настроение), полученные результаты сложить и разделить на 3. Из ответа вычесть 1 балл, в случае если за предыдущий год вы 4 раза или больше болели.
Если вы получили «5» - рекомендуется продолжить вести прежний образ жизни.
Если вы получили «4» и ниже – необходимо проанализировать свой образ жизни и определить степень его влияния на состояние здоровья.
Вывод: Правила здоровья (слайд 16):
Заниматься физической культурой 3-5 раз в неделю на свежем воздухе.
Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понемногу.
Знать и соблюдать правила общения. Найти способ от стрессового состояния.
Стараться соблюдать режим дня.
Ежегодно закаливаться.
Не привыкать к курению, употреблению спиртных напитков, приему наркотиков.
5. Деловая игра «Консилиум» учащиеся становятся участниками консилиума по проблемам, которые привели к нездоровью человека. Первая группа – специалисты по проблемам, возникшим в семье; вторая – по проблемам, возникшим в школе; третья – по личностным проблемам (слайд 17).
6. Аукцион идей: «Лучше быть здоровым, потому, что…» (слайд 19).
7. Мониторинг здоровья. На данном этапе учащиеся учатся ставить цель.
Необходимо оценить по 10-бальной шкале следующие сферы жизни:
1. Физическая сфера жизни
2. Эмоциональная
3. Интеллектуальная
4. Финансовая
5. Семейная
6. Социальная
7. Духовная
Соединяя точки, обозначенные на каждой линии, получается кривая, которая далека в идеале от круга (слайд 20).
Вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Учащимся необходимо ответить на вопросы:
Что я хочу?
Что я могу?
Что я должен для этого сделать для достижения гармонии в жизни?
Данные вопросы становятся во главу угла в разработке проекта.
8. Разработка проектного задания «Я выбираю здоровье!» (слайд 21)
Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, желательно обсуждение в кругу семьи.
Возможно объединение учащихся в группы для составления и реализации проекта.
Учащиеся самостоятельно или в группах принимают решения о форме представления результата исследовательской деятельности: презентация, видеофильм, плакаты, листовки и др.
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, учитель консультирует, координирует работу учащихся.
Учащиеся представляют результаты своей работы на конференции «Корабль здоровья»
Для составления проекта разработана памятка, которой пользуется каждый учащийся (см. приложение).
9. Упражнение: «Я желаю всем…». Каждый учащийся заканчивает фразу «Я желаю всем…» (слайд 22).
10. Подведение итогов.
Что узнали сегодня нового?
Что узнали интересного?
Что на уроке было главным?
Приложение.
Социальный маркетинг
Перед написанием проекта вы должны задать себе и ответить на 3 вопроса:
1. кто воспользуется результатами вашего проекта?
2. поможет ли выполнение этого проекта в дальнейшем развитии?
3. хватит ли у вас сил, времени и желания, потраченных на составление и выполнения вашего проекта.
Актуализация проблемы или проблем
Рассмотрите следующие причины:
почему существует такая проблема?
сколько причин вызывает данную проблему?
связаны ли указанные причины друг с другом?
Рассмотрите следующие последствия:
каковы последствия проблемы?
На какое количество людей они влияют?
Присутствуют ли явные политические, культурные и экономические последствия?
Критерии для хорошей формулировки проблемы:
Сжато охарактеризуйте ситуацию, которая требует изменений.
Показывает круг тех (того), кого (чего) она касается.
Дает количественную информацию.
Рассматривает вопрос, который касается организационных потребностей (целей).
Цели и задачи проекта
Цель – это то, ради чего вы начинаете проект.
Задачи – конкретные шаги, которые надо предпринять для изменения существующей ситуации, это шаги для достижения вашей цели. Задача не является процессом, это скорее конечный результат. Используйте слова, которые означают завершенность: подготовить, распределить, уменьшить, увеличить, организовать, сформировать.
Результаты проекта
Вы должны определить, каковы будут результаты, если се задуманное вами осуществиться. Опишите то, что уже существует, и что получиться, когда вы реализуете ваш проект. Результаты должны логично вытекать из поставленных задач.
Деятельность в рамках проекта
Деятельность по проекту сводится к описанию методов и составлению плана работ. Метод – «как, каким образом вы будете действовать?» если вы используете новые методы, необходимо описать их; если же вы воспользуетесь существующими методиками, вы должны объяснить свой выбор.
План-график работ
Рекомендуется представить план-график работ в форме таблицы:
Мероприятие Начало работ Окончание работ Ответственные Ресурсы Затраты (руб.)
Распространение результатов
Укажите, среди какой аудитории (учащихся, населения, общественных организаций и т.д.) вы планируете распространить информацию ( в том числе публикацию и т.п.) о результатах проекта.
Литература:
1. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. Здоровье. Под. ред. В,Н, Касаткина, Л.А. Щеплягиной // Ярославль, 2005г., 445 с.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники // М.: Вита-Пресс, 2004. – 88с.
3. Радилнов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков // Ярославль. Академия развития. 2003г. – 224с.