Размещено: Любовь Владимировна Ефремова - чт, 19/02/2009 - 10:19
1.Постановка учебной задачи.
– Какой раздел мы изучаем? (Мы жители Земли.)
- Что вы узнали о природе?
- Какие царства живой природы вы знаете?
- В какие царства мы уже путешествовали?
- Догадайтесь, в путешествие по какому царству мы отправимся сегодня?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди дорожки?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпа есть, нет головы. (гриб)
- А почему вы , считаете, что это гриб?. Докажите.
- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
(Какие грибы, где растут, можно ли их есть, кто питается ими, чем полезны лесу, как собирать грибы)
Вопросы на доске.
- Вот на эти вопросы мы и будем искать ответы.
- Мы с вами отправляемся на лесную поляну.
2.Знакомство с грибами.
1)Посмотрите на эти грибы.
- Что общего у грибов?
- Какие части? (шляпка, ножка, грибница)
2) Что вы знаете о грибах?
- Отправляемся в лес за грибами.
Загадки про грибы. Находят в корзине и прикрепляют на доску.
Под сосною мужичок, на нем красный колпачок. (подосиновик)
- По каким признакам узнали?
Стоит мальчонка, рыжая шапчонка. (рыжик)
Стоит Лукашка, белая рубашка, а шляпка надета шоколадного цвета. (белый)
С шапчонкой красной знаться опасно, даже муха-зуда не садится сюда.
Под березой старичок, на нем белый колпачок. И пиджак с пестринкой, а сапожки с глинкой.
Есть старуха вредная, на ней шляпа бледная, и нога в ботинке, на чулке пестринки, кто к ней прикоснется, тот и не проснется.
Стоит мальчонка, замаслена шапчонка.
Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
- А для чего нам нужны несъедобные грибы?
3)Тестовая работа. Выполняется на листочках. +- берем, - - не берем.
- Теперь давайте проверим, какие грибы вы возьмете в корзинку.
( я буду показывать гриб, если съедобный – берем)
Физкультминутка.
Раз волнушка, два волнушка
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
«Раз волнушка, два волнушка
Ждет вас новая кадушка».
4)Исследование.
– Посмотрите внимательно на эти грибы.
Груздь, подосиновик, бледная поганка, белый.
- Ребята, какой из этих грибов лишний? Почему
* бледная поганка (съедобные- несъедобные)
*груздь (трубчатые- пластинчатые)
3.Работа с информационным источником.
- Ребята, все ли грибы имеют одинаковое строение и растут влесу?. Есть ли необычные грибы? ( самостоятельная работа по учебнику)
Вопросы на переносной доске.
- На что похожи грибы?
- Где растут грибы?
- Виды грибов.
Самостоятельно прочитайте в учебнике. Возьмите карандаш и отметьте ответы на вопросы. (Ответы читать словами из текста.)
4.Сообщение о грибах – невидимках.
- Посмотрите, что еще я вам принесла.
- Это тоже грибы.
- Что вы знаете об этих грибах?
Все эти продукты помогают приготовить грибы-невидимки.
Сообщения детей.
1.В старые времена мало кто знал секрет приготовления кефира. Люди сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов живет чудо-растение. Брось его зерна в кувшин с молоком – молоко превратится в целебный и вкусный напиток. На самом деле, вкусный кефир готовит кефирный грибок.
2.На одном кефире сыт не будешь. Возьмем булочки. Такими пышными их сделал дрожжевой грибок-хлебопек. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-пивовары, грибы-маслоделы. А есть грибы, которые человек взял себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь.
(показать пенициллин, гриб-плесень)
5.Использование грибов.
.
– Мы узнали о разнообразии грибов.
- А для чего они нужны?
- Кто не может жить без грибов?
- С кем связаны грибы? ( лес, деревья, звери, птицы, насекомые, человек,
6.Экологическая служба.
- Мы убедились в том, что грибы необходимы многим живым существам. И к ним надо относиться бережно.
- Как правильно собирать грибы?
- А умеете ли вы выполнять эти правила? Сможете ли выбрать правильное решение в трудной ситуации, останетесь ли верными друзьями природе, не нанесете ли ей вред.
Экологические ситуации.
В трудной ситуации мы обращаемся за помощью к другу. ( Работа в парах).
* Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил?
* Вы нашли в лесу гриб, но не знаете съедобный он или нет. Что нужно сделать?
1) оставить его на месте;
2)срезать и взять с собой;
3) спросить у друзей;
4) попытаться определить на вкус;
5) сбить ногой.
* Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:
1) пройдете мимо;
2) уничтожите, так как они вредны для человека;
3) полюбуетесь, так как они очень красивы;
4) оставите, так как это лекарство для лосей;
5) Оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому».
* Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
1) вырвать гриб с корнем;
2) оставить на месте;
3) сбегать за ножом;
4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;
5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб.
Проверка.
7.Домашнее задание.
- Откройте тетрадь.
- Что надо сделать?
- Кто сможет выполнить самостоятельно?
8.Итог.(Возвращаемся к вопросам на доске)
- Какие бывают грибы?
- Где растут грибы?
- С кем связаны?
- Для чего нужны?
- Нашли ли вы ответы на вопросы, поставленные в начале урока?