Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок - портфолио по теме: Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.

Размещено: Тамара Шолотова - пт, 07/01/2011 - 23:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шолотова Тамара Евгеньевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ п.Свободный" учитель биологии и экологии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
расширить знания о многообразии покрытосеменных класса Двудольные
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.В.Б.Захаров, Н.И.Захаров "Биология. Многообразие живых организмов" 7 класс.- М.: Дрофа, 2010.

Используемая методическая литература: 
  1. 2.Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин "Биология. Многообразие живых организмов" 7 класс: Методическое пособие к учебнику.- М.: Дрофа, 2006.
  2. 3.М.В.Высоцкая "Биология. Поурочные планы к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. 7 класс".- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. 4.Журнал "Биология в школе", 2008.

 

Используемое оборудование: 

Таблица "Паслн чёрный", рисунки паслёна сладко - горького, сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система, 2 семядоли, модель цветка картофеля, муляжи баклажана, сладкого и горького перцев, дикой и культурной формы томатов, клубни и плоды картофеля, банка с этикетокой "Томатная паста", инструкция к лабораторной работе, диск "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Растения", презентация к уроку.

Краткое описание: 
признаки растений класса Двудольные, общие признаки растений семейства Паслёновые,центры происхождения паслёновых,овощные, лекарственные и декоративные растения семейства,портфолио семейства Паслёновые.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

                                  Урок – портфолио по теме:

                    Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.

Образовательная цель: расширить знания о многообразии покрытосеменных класса Двудольные.

Образовательные задачи: закрепить знания о систематике растений, отличительных особенностях растений класса двудольных; продолжить формирование умений выявлять общие признаки семейства.

Воспитательная цель: формировать интерес к изучаемому предмету.

Воспитательные задачи: показать значение растений семейства Паслёновые как овощных, лекарственных и декоративных культур в природе и жизни человека.

Развивающая цель: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, эмоциональную сферу психики.

Развивающие задачи: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы; развивать способность воспроизводить изучаемый материал, устойчивость внимания; создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.

Оборудование: таблица «Паслён чёрный», рисунки паслёна сладко-горького, сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система, 2 семядоли, модель цветка картофеля, муляжи баклажана, сладкого и горького перцев, дикой и культурной формы томатов, клубни и плоды картофеля, банка с этикеткой «Томатная паста», инструкция к лабораторной работе, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – портфолио.

Методы обучения: иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический.

                                                         План урока.

1.Организация начала урока:

1.Представление учителей, присутствующих на уроке.

2.Отметка в журнале отсутствующих учеников.

3.Подготовка обучающихся к работе (записывают в тетради число и тему урока).

2.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

1.Мотивация учебной деятельности:

Сегодня мы завершаем изучение многообразия покрытосеменных растений знакомством с семейством Паслёновые. В ходе урока мы должны научиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в это семейство, а также признаки класса двудольных, которые характерны для них.

2.Прежде чем мы перейдём к изучению семейства Паслёновые, давайте вспомним, какие семейства растений класса двудольных уже нами изучены? (ученики называют изученные семейства растений, в учебнике – с.82-83)

3.По каким признакам мы объединяем такие разные, на первый взгляд, растения как подсолнечник и горох, капуста и яблоня в один класс растений – класс Двудольные?

( признаки класса: стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, 2 семядоли в семени, количество лепестков в цветке кратно 4 или5)

4.А по каким признакам мы объединяем растения в семейство? (по строению цветка и плода)

3.Усвоение новых знаний:

1.Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию о его успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и др. А мы с вами составим сегодня портфолио семейства Паслёновые.

2.Прежде всего наше портфолио должно содержать информацию об отличительных особенностях растений этого семейства. Мы поговорим о них на примере растений, которые вам всем хорошо известны. А чтобы определить, что это за растения, вы должны отгадать ребусы (ученики отгадывают ребусы, в которых зашифрованы слова «паслён», «картофель»).

3.Картофель – растение нам всем хорошо знакомое, и мы сегодня будем ещё о нём говорить. А вот что представляет собой паслён – растение, которое дало название целому семейству?

Рассказ ученика: паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный и паслён сладко – горький очень опасные растения. Они содержат вещество – соланин, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. До сих пор в деревнях нашего района бабушки пекут пироги с поздникой (демонстрация таблицы «Паслён чёрный» и рисунка «Паслён сладко-горький).  

4.А теперь мы приступаем к изучению общих признаков семейства паслёновых. И сделаем мы это в процессе выполнения лабораторной работы:

а) ознакомление с целью лабораторной работы;

б) изучение особенностей строения вегетативных органов растений, определение принадлежности паслёна черного и картофеля к классу двудольных (ученики работают с гербариями, рисунками, таблицей);  слайд №1

в) изучение строения цветка (работа с моделью цветка картофеля, рисунками, таблицей);

     слайд №11

     запись формулы цветка в тетради и на доске; слайд №12 (диаграмма, формула цветка);

г) изучение строения плодов паслёновых (плоды картофеля и дурмана); слайды №13, 14

д) подведение итогов выполнения лабораторной работы:

     - по каким признакам картофель, паслён и дурман относят к классу Двудольные?

     - каково строение цветков и плодов у растений, которые объединяются в семейство Паслёновые?

4.Динамическая пауза.

5.Усвоение новых знаний:

1.Растения семейства Паслёновые называют растениями – пришельцами. Откуда же они появились на нашем континенте?

Слайд №2 «Картофель – растение семейства паслёновых».                                               2.Рассказ ученика: в Европу картофель привезли испанцы после открытия Х.Колумбом Америки. Вначале картофель выращивали как декоративное растение: придворные кавалеры украшали свои камзолы цветками картофеля, а дамы – причёски. Когда же картофель перестал быть редкостью, его стали выращивать как овощную культуру.

Появление первого картофеля в России в 17 веке связано с именем Петра 1. Он прислал из Голландии своему приближённому Шереметьеву всего 1 мешок картофеля и приказал разослать губернаторам.

Внедрение картофеля не проходило гладко. Крестьяне вначале употребляли в пищу не клубни, а ядовитые ягоды. Это вызывало отравления. Поэтому картофель стали называть «чёртовым яблоком». Позднее это название заменили на «земляное яблоко», а потом из Европы пришло слово «картофель».

Это растение является теперь в нашей стране ведущей овощной культурой, и его называют «вторым хлебом».

3.В этом году в некоторых областях нашей страны картофель не уродился. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на карту, где изображены центры происхождения паслёновых:

а) картофель (в Европе с 16 века) – плоскогорья в горах Чили, Боливии, Колумбии Ю.Америки, где всегда умеренные температуры и изредка перепадающие, но обильные дожди, слайд№3; демонстрация культурных и диких форм клубней;

б) баклажан (в Европе с 19 века) – из Юго-Восточной Азии, слайд №4;

в) томаты (в Европе с 18 века) – Ю.Америка, слайд №5; демонстрация культурных и диких форм;

   - почему на этикетках банок с томатной пастой или томатным соусом нарисованы помидоры, а написано «томатная паста или томатный соус»?

Томатами эти плоды называли американские индейцы. Когда же они попали в Европу, в Италии их стали называть «золотыми плодами», что по звучанию очень напоминает слово «помидор». Отсюда и второе название этого растения. В России же вначале томаты называли «золотыми яблоками».

г) сладкий и горький перец (в Европе с 19 века); слайд №6.

В какую группу можно объединить все эти растения и назвать одним словом? (овощные растения).

4.Среди растений семейства паслёновых имеются не только овощные культуры, но и:

а) лекарственные – слайд №8;

б) декоративные – слайды №9,10.

               Таким образом, в портфолио семейства Паслёновые мы постарались занести самые различные сведения и сейчас мы с вами посмотрим, что же оно собой представляет.

6.Закрепление новых знаний (презентация).

7.Подведение итогов урока:

а) какое семейство растений мы изучили сегодня на уроке?

б) каковы общие признаки семейства паслёновых?

в) оценка работы учеников на уроке.

8.Сообщение домашнего задания: с.80 – 81.

Прикрепленный файл Размер
Урок портфолио.pptx 72.72 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн