Образовательная цель:расширить знания о многообразии покрытосеменных класса Двудольные.
Образовательные задачи:закрепить знания о систематике растений, отличительных особенностях растений класса двудольных; продолжить формирование умений выявлять общие признаки семейства.
Воспитательная цель:формировать интерес к изучаемому предмету.
Воспитательные задачи:показать значение растений семейства Паслёновые как овощных, лекарственных и декоративных культур в природе и жизни человека.
Развивающие задачи:учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы; развивать способность воспроизводить изучаемый материал, устойчивость внимания; создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
Оборудование:таблица «Паслён чёрный», рисунки паслёна сладко-горького, сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система, 2 семядоли, модель цветка картофеля, муляжи баклажана, сладкого и горького перцев, дикой и культурной формы томатов, клубни и плоды картофеля, банка с этикеткой «Томатная паста», инструкция к лабораторной работе, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Тип урока:комбинированный.
Вид урока:урок – портфолио.
Методы обучения:иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический.
План урока.
1.Организация начала урока:
1.Представление учителей, присутствующих на уроке.
2.Отметка в журнале отсутствующих учеников.
3.Подготовка обучающихся к работе (записывают в тетради число и тему урока).
2.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала:
1.Мотивация учебной деятельности:
Сегодня мы завершаем изучение многообразия покрытосеменных растений знакомством с семейством Паслёновые. В ходе урока мы должны научиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в это семейство, а также признаки класса двудольных, которые характерны для них.
2.Прежде чем мы перейдём к изучению семейства Паслёновые, давайте вспомним, какие семейства растений класса двудольных уже нами изучены? (ученики называют изученные семейства растений, в учебнике – с.82-83)
3.По каким признакам мы объединяем такие разные, на первый взгляд, растения как подсолнечник и горох, капуста и яблоня в один класс растений – класс Двудольные?
( признаки класса: стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, 2 семядоли в семени, количество лепестков в цветке кратно 4 или5)
4.А по каким признакам мы объединяем растения в семейство? (по строению цветка и плода)
3.Усвоение новых знаний:
1.Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию о его успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и др. А мы с вами составим сегодня портфолио семейства Паслёновые.
2.Прежде всего наше портфолио должно содержать информацию об отличительных особенностях растений этого семейства. Мы поговорим о них на примере растений, которые вам всем хорошо известны. А чтобы определить, что это за растения, вы должны отгадать ребусы (ученики отгадывают ребусы, в которых зашифрованы слова «паслён», «картофель»).
3.Картофель – растение нам всем хорошо знакомое, и мы сегодня будем ещё о нём говорить. А вот что представляет собой паслён – растение, которое дало название целому семейству?
Рассказ ученика: паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный и паслён сладко – горький очень опасные растения. Они содержат вещество – соланин, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. До сих пор в деревнях нашего района бабушки пекут пироги с поздникой (демонстрация таблицы «Паслён чёрный» и рисунка «Паслён сладко-горький).
4.А теперь мы приступаем к изучению общих признаков семейства паслёновых. И сделаем мы это в процессе выполнения лабораторной работы:
а) ознакомление с целью лабораторной работы;
б) изучение особенностей строения вегетативных органов растений, определение принадлежности паслёна черного и картофеля к классу двудольных (ученики работают с гербариями, рисунками, таблицей);слайд №1
в) изучение строения цветка (работа с моделью цветка картофеля, рисунками, таблицей);
слайд №11
запись формулы цветка в тетради и на доске; слайд №12 (диаграмма, формула цветка);
г) изучение строения плодов паслёновых (плоды картофеля и дурмана); слайды №13, 14
д) подведение итогов выполнения лабораторной работы:
- по каким признакам картофель, паслён и дурман относят к классу Двудольные?
- каково строение цветков и плодов у растений, которые объединяются в семейство Паслёновые?
4.Динамическая пауза.
5.Усвоение новых знаний:
1.Растения семейства Паслёновые называют растениями – пришельцами. Откуда же они появились на нашем континенте?
Слайд №2 «Картофель – растение семейства паслёновых».2.Рассказ ученика: в Европу картофель привезли испанцы после открытия Х.Колумбом Америки. Вначале картофель выращивали как декоративное растение: придворные кавалеры украшали свои камзолы цветками картофеля, а дамы – причёски. Когда же картофель перестал быть редкостью, его стали выращивать как овощную культуру.
Появление первого картофеля в России в 17 веке связано с именем Петра 1. Он прислал из Голландии своему приближённому Шереметьеву всего 1 мешок картофеля и приказал разослать губернаторам.
Внедрение картофеля не проходило гладко. Крестьяне вначале употребляли в пищу не клубни, а ядовитые ягоды. Это вызывало отравления. Поэтому картофель стали называть «чёртовым яблоком». Позднее это название заменили на «земляное яблоко», а потом из Европы пришло слово «картофель».
Это растение является теперь в нашей стране ведущей овощной культурой, и его называют «вторым хлебом».
3.В этом году в некоторых областях нашей страны картофель не уродился. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на карту, где изображены центры происхождения паслёновых:
а) картофель (в Европе с 16 века) – плоскогорья в горах Чили, Боливии, Колумбии Ю.Америки, где всегда умеренные температуры и изредка перепадающие, но обильные дожди, слайд№3; демонстрация культурных и диких форм клубней;
б) баклажан (в Европе с 19 века) – из Юго-Восточной Азии, слайд №4;
в) томаты (в Европе с 18 века) – Ю.Америка, слайд №5; демонстрация культурных и диких форм;
- почему на этикетках банок с томатной пастой или томатным соусом нарисованы помидоры, а написано «томатная паста или томатный соус»?
Томатами эти плоды называли американские индейцы. Когда же они попали в Европу, в Италии их стали называть «золотыми плодами», что по звучанию очень напоминает слово «помидор». Отсюда и второе название этого растения. В России же вначале томаты называли «золотыми яблоками».
г) сладкий и горький перец (в Европе с 19 века); слайд №6.
В какую группу можно объединить все эти растения и назвать одним словом? (овощные растения).
4.Среди растений семейства паслёновых имеются не только овощные культуры, но и:
а) лекарственные – слайд №8;
б) декоративные – слайды №9,10.
Таким образом, в портфолио семейства Паслёновые мы постарались занести самые различные сведения и сейчас мы с вами посмотрим, что же оно собой представляет.
6.Закрепление новых знаний (презентация).
7.Подведение итогов урока:
а) какое семейство растений мы изучили сегодня на уроке?