В новом стандарте предлагается оставить для старшеклассников шесть предметных областей, из которых они будут выбирать до семи нужных предметов. Это русский язык и литература или - впервые на выбор - родной язык и литература. Иностранный язык. Математика и информатика. Общественные науки - обществознание, история, география, экономика, право. Естественные науки - естествознание, физика, химия, биология, экология. Шестая область - искусство или предмет по выбору школы в национальных республиках (например, в Татарстане попросили включить предмет "технология"). Включение в программу экономики и права должно, по мысли Кузьминова, обеспечить основную задачу школы - готовить человека к реальной жизни за ее стенами. А вот новый курс "Россия в мире", появившийся благодаря ставшему весьма популярным у старшеклассников экспериментальному учебнику "Россия в глобальном мире", наряду с физкультурой и ОБЖ вошел в число трех обязательных предметов.
И наконец, главное новшество. Каждый из выбранных предметов будет иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень), базовый (вторая ступень) и профильный. И учащийся сам решит, какой из уровней для него предпочтительнее. Так что теперь будущему гуманитарию не придется изучать интегралы и сложные химические формулы. Ему будет вполне достаточно получить знания по математике и химии, что называется, для общего развития, а основное внимание уделить таким профильным дисциплинам, как литература или история. Бесспорно, очень здравая идея. Предполагается, что на профильный курс будет отведено пять часов в неделю, а на базовый и интегрированный уровни - соответственно по три часа. В результате учебный план для старшеклассника будут выглядеть примерно так. Три профильных предмета, три обязательных и три - базового или интегрированного уровня. Это значит, что вместо 18-21 предмета, как сегодня, останется не более десяти, благодаря чему удастся избежать огромного количества избыточных знаний, которые в любом случае не усваиваются. Уделено в новом стандарте внимание и так называемым индивидуальным проектам школьников, предназначенным для развития навыков самостоятельного обучения. Предполагается, что эта работа, на которую отводится два часа в неделю, будет проходить под руководством тьютора.
Конечно, вопросы пока еще остаются. Например, как быть, если на какой-то предмет запишется небольшое число учащихся? Будет ли сформирована в этом случае учебная группа? А если ученик в середине 10-го или 11-го класса поймет, что ошибся с выбором профильных предметов, будет ли у него возможность отыграть назад? Пока еще разработчики не готовы ответить. Другой важный вопрос: кто обеспечивает материально-технические условия для обучения в такой продвинутой, по мысли разработчиков стандарта, школе? По мнению руководителя института проблем образовательной политики "Эврика" Александра Адамского, здесь акцент нужно сместить с директора школы на учредителя. А комиссия Общественной палаты рекомендует четко прописать в стандарте уровни финансовой ответственности - муниципальный, региональный, федеральный.
Наконец, самый острый вопрос: будут ли стандарты внедрены именно в таком виде или подвергнутся серьезной правке, учитывая сопротивление пресловутого "предметно-методического лобби"? О том, что это сопротивление достаточно серьезно, можно судить хотя бы по тому факту, что один из разработчиков нового стандарта - гендиректор издательства "Просвещение", член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Александр Кондаков на днях был выведен из состава президиума академии. По словам президента РАО Николая Никандрова, "главная причина - неудача в работе над стандартами" и то, что "он не использовал потенциал академии". В свою очередь сам Кондаков заявил, что именно коллеги из академии оказались несостоятельными в разработке предметных результатов. В общем, продолжение следует. И ожидать его нужно, по-видимому, уже в феврале, когда в Думу будет внесен новый законопроект "Об образовании", составной частью которого и являются новые стандарты.
|
На: Чему будут учить в старших классах школы
Обязательные предметы:
Россия в мире, ОБЖ, физкультура.
Предметы на выбор:
Русский язык и литература, родной язык и литература.
Иностранный язык.
Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).
Математика и информатика.
Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология).
Искусство или предмет по выбору школы (для национальных республик).
Три выбранных предмета изучаются на профильном уровне (на каждый из них отводится по пять часов в неделю), три - на интегрированном или базовом уровне (по три часа в неделю). На каждый из обязательных предметов также отводится по три часа в неделю. Таким образом, российский старшеклассник будет учиться 33 часа в неделю.
__hs_site='izvestia'; __hs_search_prefix='http://www.izvestia.ru/search.html?query='; __hs_div='hypersearch'; // подсвечиваться будут слова внутри DIV с таким именем __hs_anchor_style="color: #446B9A;"; // цвет ссылки на поиск __hs_max_highlights=8; // максимальное число подсветок в документе __hs_max_singleword_highlights=3; // максимальное число подсветок одного слова __hs_title_prefix='Искать в архиве: "'; __hs_title_suffix='"'; var begun_auto_pad = 50270095; var begun_block_id = 194578591;На: Чему будут учить в старших классах школы
Эх, Елена Юрьевна! А вы думали страшнее, чем сейчас уже не будет? Надо быть оптимистом: будет!..
Для остановки нет причин. Иду...
На: Чему будут учить в старших классах школы
У меня такое впечатление, что мы судим о нововведениях лишь по ремаркам СМИ, которые имеют тенденцию выхватить кусок из контекста и раздуть его до рамок Закона. А почему бы ученику не дать право выбора предметов?
Мы смотрим на проект и думаем - а у меня не уменьшится часов??? А как моя зарплата??? А что я буду делать, если сократят???
А ученику нормально отсидеть в школе 35 часов и потом + 4-9 курсов и репетитора. Потому что не все учителя (мягко говоря) достаточно профессиональны и квалифицированы, не все знают и могут готовить к ЕГЭ. А ему надо поступать. Вот пусть гуманитарий имеет 6 часов английского вместо химии, физики и биологии. А эти предметы пусть дольше учат медики - может и в больницу не так страшно будет ходить...
С уважением Снежана Пачко
На: Чему будут учить в старших классах школы
Уважаемая Снежана Фёдоровна, конечно, хорошо, что ученик будет выбирать. Здорово! Но не факт, что выбранные им предметы будут преподаваться на должном уровне. Как факт - всёж -таки к репетитору... :(
На: Чему будут учить в старших классах школы
Елена Юрьевна!
КАК - как будут преподавать??? Да так же как и сейчас!!!
С уважением Снежана Пачко
На: Чему будут учить в старших классах школы
Думаю, не стоит пока говорить о том, чего нет.
Закон "Об образовании" будет внесён, но там нет сильных изменений от предыдущего, а вторые стандарты старшей школы мы ещё не видели... А то что профильные предметы будут изучаться по 5 часов - это , думаю, хорошо. Может быть, это снизит спрос на репетиторство? А то какая-то ненормальная ситуция складывается...
А то, что кого-то убрали - это у "взрослых" свои игры, тем более, если это связано с издательствами...
Помните, как страшились ЕГЭ? Живём, и качество повысилось, и отношение к школе стало более серьёзным.
В законе нет новых стандартов, так как их самих пока нет...
Татьяна
На: Чему будут учить в старших классах школы
Елена Юрьевна,спасибо за интересную ссылку!
Если нетрудно, прикрепите ,пожалуйста, свой материал и к сообществу "Право имеет каждый!",участницей которого вы стали, и мы тогда сможем разместить его в рубрике "Права учеников "