Сценарий внеклассного культурно-образовательного события "Рождество в мировой художественной культуре"
Submitted by Елена Дмитриевна Вахрушева on пн, 03/01/2011 - 00:44
РОЖДЕСТВО В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЕ
(тема Рождества в литературе, живописи и музыке)
Литературно-художественный вечер
Вахрушева Е. Д., Дягилева О. А.
Цели:
развитие у школьников исторического взгляда на культуру (произведения, связанные с темой Рождества)
знакомство с произведениями литературы, живописи и музыки на тему Рождества
развитие речи учащихся
Оформление
выставка книг «Щелкунчик и мышиный король» Э. Т. А. Гофмана, «Ночь перед рождеством Н. В. Гоголя, «Библия для детей»
слайд-презентация с портретами писателей, иллюстрациями А. Бубнова, М. Родионова, В. Маковского, художников Палеха к произведениям на тему Рождества,кадров из мультфильмов «Ночь перед Рождеством», «Щелкунчик и мышиный король»
макет рождественского вертепа, выполненный творческой группой учащихся
Список действующих лиц
учитель литературы, учитель мировой художественной культуры
учащиеся-рассказчики
искусствоведы – ученики 9 класса, изучающие мировую художественную культуру
чтецы
учащиеся хореографического училища
I
Учитель. Сегодня, дорогие друзья, на нашем вечере мы поговорим с вами о том, как тема Рождества Христова раскрывается в литературе и живописи (представление гостей и участников). Рождество Христово как христианский праздник празднуется во многих странах мира: католических и православных. Католическое Рождество начинают праздновать 24 декабря, православное – в ночь на 7 января; в домах и на площадях зажигаются рождественские ёлки.
Сколько же лет празднику Рождества? Этому празднику столько лет, сколько лет назад родился Иисус Христос – 2009 лет, именно с рождества Христова во многих странах мира ведётся летоисчисление.
Что же происходило две с лишним тысячи лет назад? Мы обратимся к рассказу об этом событии, изложенном в Новом Завете Библии, самой древней книги в мире.
Альбинони Т. концерт си-бемоль мажор (фрагмент) или Бах И. С. «Славься, великий Иисус» (фрагмент)
Ученик. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись на всей земле. И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией, будущей матерью Иисуса, отправился туда. В Вифлееме пришло Марии время родить, но места ни в одной гостинице не оказалось, так как пришло много людей. Тогда Мария и Иосиф остановились в пещере неподалёку, т. е. вертепе. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, называемую ясли.. а в это время пастухам, которые стерегли ночью скот, явился ангел и сказал: «Возвещаю вам великую радость: В Вифлееме родился спаситель – Христос Господь. Вы найдёте младенца в яслях».
Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о видении и о младенце. Через восемь дней назвали младенца Иисусом.
Учитель. Так описывает эту рождественскую ночь Библия. Послушаем, какой представил себе эту ночь поэт Борис Пастернак.
Чтец. Стояла зима, дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями тёплая дымка стоял
* * *
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч, в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри осла.
Стояли в тени, словно в сумраке хлеба,
Шептали, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда рождества.
Примерные размышления учащихся: «Библия доносит только перечисление событий, а стихи помогают более ярко представить и понять чувства людей, увидеть происходящее событие наяву». Затем учащиеся показывают макет вертепа, сделанного в составе творческой группы
II
Учитель. Вторая часть нашего литературно-художественного вечера – сказочная. Русские и зарубежные писатели обращались к теме Рождества, как к одной из самых волнующих. Как вы поняли, в Рождество, когда родился Иисус Христос, произошло чудо. С тех пор у многих народов существует вера в то, что накануне Рождества обязательно должны произойти какие-либо чудеса.
Демонстрируется портрет писателя Э. Т. А. Гофмана
У немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана есть замечательная сказка «Щелкунчик и мышиный король», где много чудесного. Эту сказку вот уже много лет любят читать дети и взрослые. Она настолько популярна среди читателей, что достаточно часто издаётся. Посмотрите, перед вами только несколько обложек книг этой сказки. Каков её сюжет?
На экране появляются иллюстрации и кадры из мультфильмов к сказке, на фоне их один из учеников кратко пересказывает сюжет сказки Гофмана. Затем творческие группы показывают свои иллюстрации к ней и рассказывают о том, какие эпизоды сказки они проиллюстрировали.
Чайковский П. И. «Щелкунчик». Балет. «Вальс цветов» (фрагмент)
Учитель. Русский композитор XIX века П. И. Чайковский так был вдохновлён сказкой Гофмана, что написал музыку к балетному спектаклю «Щелкунчик». Первое представление балета состоялось в России во 2-й половине XIX века, и до сих пор он ставится на сценах театров многих стран мира.
Демонстрируется фотография фрагмента из балета «Щелкунчик» в исполнении артистов Большого театра
Сегодня у нас в гостях учащиеся улан-удэнского хореографического училища. Стало давней традицией в канун Нового года ставить этот спектакль в театре оперы и балета учащимися этого училища. Мы пригласили их сегодня и попросили исполнить эпизод из балета П. И.Чайковского.
Учащиеся хореографического училища исполняют фрагмент из балета «Щелкунчик».
Как вариант можно прослушать записанный на аудиокассете или диске любой фрагмент из балета «Щелкунчик», например, «Вальс цветов»
Учитель. Вспомним, чем завершилась история Щелкунчика и Мари.
Рассказчик (выразительно читает или пересказывает финал сказки о Щелкунчике).
На экране – портрет Н. В. Гоголя. Следующие слайды – обложка книги «Ночь перед рождеством», иллюстрации русских художников к повести: А. Бубнова, М. Родионова, В. Маковского, художников Палеха, кадры из м/ф «Ночь перед Рождеством»
Учитель. Сейчас мы мысленно перенесёмся с вами на Украину, в одно небольшое село под названием Диканька. Конечно, речь пойдёт о произведении Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в этом произведении накануне Рождества происходят удивительные чудеса. Вечер накануне Рождества называется Сочельником. До сих пор в русских деревнях существует традиция колядования.
Ученик. Колядова́ние (возможно, от лат. calendae, «календы») — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время святок. Этот обряд совершали накануне Рождества, Васильева дня, Крещения. Парни и девушки собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Группу возглавлял мехоноша с большим мешком. Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», т. е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся колядками. К приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием. Очень часто дома с песнями-колядками обходили дети, которым никогда не отказывали.
Выходят младшие школьники с рождественской звездой на шесте
Дети. Благословите, хозяева, в высокий терем зайти, Христа прославити, хозяина с хозяйкой поздравити.
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады видеть вас!
Дети исполняют стихи-колядки
1-й. Добрый вечер тому,
Кто хозяин в дому:
Старому, молодому
И Богу святому!
2-й. Чтоб здоровы были,
Чтобы нас не забыли
Старый, молодой
И Бог святой.
3-й. Коляда – колядин,
Я у батеньки один,
По колено кожушок,
Дайте, тётя, пирожок!
4-й. Коляд – коляд – колядушек,
Хорош с мёдом хлебушек,
А без мёду не таков,
Дайте тётя, пирогов!
1-й. Я маленький хлопчик,
Принёс Богу снопчик,
Христа прославляю,
А вас с праздником поздравляю.
2-й. Щедрик,ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кольцо колбаски.
3-й. Дайте лепёшку,
А то завалим окошки.
4-й. Дайте пирога,
А то сведём корову за рога.
Исполняется песня «Ой, коляда, коляда…»
Учитель. Как закончилась эта необычная, полная чудес ночь в повести Гоголя?
Кто из героев показался самым привлекательным и почему вы их нарисовали?
Учащиеся показывают свои иллюстрации к эпизодам повести «Ночь перед Рождеством» и комментируют их
III
Учитель МХК. Тема Рождествабыла одной из самых важных и в живописи прошлых эпох. Многие знаменитые художники разных стран Европы воплотили эту волнующую тему на своих живописных полотнах. Давайте познакомимся с некоторыми из них, и для этого предоставим слово нашим искусствоведам.
Демонстрируются репродукции русских икон XV - XVI веков «Рождество Христово»
1-й ученик-искусствовед. Русская иконография темы Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения следуют византийскому канону, т. е. правилу, но позднее художники-иконописцы отступали от требований и правил, чтобы передать глубину своего чувства.
Наиболее ранним памятником на выставке в Эрмитаже является икона "Рождество Христово" (к. XV - нач. XVI в.) московской школы. С XV века центральное место в иконах "Рождество Христово" занимает изображение Богоматери, возлежащей на ярко-красном ложе перед входом в пещеру (с XVII в. - сидящей у яслей). Богоматерь воспринимается как главная участница события. В пещере-вертепе изображены ясли со спеленутым Младенцем. Голова его в крестчатом нимбе - обычном иконографическом атрибуте Христа. Около яслей стоят вол и осел; ангелы и пастухи славословят родившегося Спасителя.
В композициях "Рождества" присутствуют, как правило, два - три пастыря - молодые и старец. Старец-пастырь - одна из наиболее любимых русскими иконописцами фигур. Именуют старца на иконах XV-XVI вв. "пастырем", а на некоторых иконах XVII в. - Аненом.
Высоко над пещерой изображается Вифлеемская звезда, лучи которой падают на лежащего в яслях Младенца (часто три луча - по образу Троицы). Поклонение волхвов - сюжет, обычно включавшийся в композицию "Рождество Христово". Волхвы, ведомые Вифлеемской звездой - старец Гаспар, юноша Мельхиор и мужчина средних лет Валтасар, - первые язычники, пришедшие поклониться Христу и принесшие ему дары.
Демонстрируется репродукция картины Питера Брейгеля Старшего
«Рождество Христово»
2-й ученик-искусствовед. Питер Брейгель Старший по прозвищу Мужицкий жил в Нидерландах в XVI веке. Мужицким его прозвали потому, что он многие свои картины посвятил жизни крестьян. На картине «Рождество Христово» Дева Мария изображена как простая крестьянка, одетая в голубое покрывало. На её коленях изображён младенец Иисус. С левой стороны около Марии и её божественного Сына нарисованы волхвы с дарами. Марию окружает множество людей, но она никого не замечает вокруг, а занята только своим младенцем. Вместо вертепа над головами персонажей художник изобразил деревянный навес. Вся картина наполнена напряжённым, почтительным вниманием окружающих к Деве Марии и Божьему Сыну.
Демонстрируется репродукция картины Федерико Бароччи
«Рождество Христово»
3-й ученик-искусствовед. Картина итальянского живописца Федерико Бароччи «Рождество Христово» написана около 1597 г. Сейчас она хранится в Мадриде, музее Прадо. Бароччиособеннохорошоудавалисьобразыдетейимолодыхженщин,ипоэтомунеудивительно,чтокартинанатемуРождестваемублестящеудалась.ОчаровательныймаленькийХристосуютноустроилсяподвзглядомматеривсвоейпостелькевяслях,завернутыйвбледно-лиловоепокрывало.Ниспадающиеярко-розовыеишафранныеодеждыМариисверкаютвсвете,идущемнеизвне,аотребенка.ТемжесияниемегобытияосвещенаподушкаИисуса.ПозадиИосифвзволнованнымижестамиприглашаетпастухов,ноэтадетальлишьпомогаетпрочувствоватьблизкиеотношенияучастниковсцены.Картина наполнена чистотой и благоговением к свершившемуся событию.
Демонстрируется репродукция картины Корреджо
«Рождество Христово» («Ночь»)
4-й ученик-искусствовед.Итальянский художник Корреджо любил свет ради него самого и был вознагражден за свою любовь, потому что именно искусство передачи света вознесло его выше всех современных ему мастеров. Он не хуже других умел выразить таинственную тишину и нежную прохладу раннего утра и поздних вечерних часов. Великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, остается чарующий свет, который проницает в самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонте итальянского искусства. Никто не мог превзойти Корреджо и в понимании световых контрастов, как мы видим это в большом алтарном образе «Рождество Христово», получившем название «Ночь». Невозможно оторвать взгляда от выражения лица Марии: оно полно необычайной нежности и вызывает на лицах зрителей умиление. Пожалуй, Корреджо, как никакому другому художнику, в большей степени удалось в своём произведении передать настоящее чувство материнской любви. Это произведение было написано художником около 1530 г. В настоящее время оно бережно хранится в Дрезденской картинной галерее. Учитель МХК. Рождество Христово было таким значительным в жизни всего человечества, что стало одной из самых важных тем художественных произведений. Мы познакомились сегодня только с некоторыми произведениями литературы, живописи и музыки, но их, конечно, было намного больше. В наше время тема Рождества Христова продолжает занимать умы писателей и композиторов, художников и режиссёров, но это уже совсем другая история…
Размещено пн, 23/05/2011 - 15:31 пользователем Ирина Витальевна Канторович.
Уважаемая Елена Дмитриевна!
Спасибо за очень содержательный материал!
Также если Вам или кому-то из Ваших знакомых учителей интересно познакомиться с дистанционным обучающим курсом “Библейские истории в шедеврах мирового искусства”, который несколько лет преподается учащимся 7-11 классов в одной из московских школ, рада сообщить, что теперь появилась возможность пользоваться курсом всем желающим.
Если тема Вам интересна, посмотрите, пожалуйста, здесь:
Размещено пн, 23/05/2011 - 15:28 пользователем Ирина Витальевна Канторович.
Уважаемая Елена Дмитриевна!
Спасибо за очень содержательный материал!
Также если Вам или кому-то из Ваших знакомых учителей интересно познакомиться с дистанционным обучающим курсом “Библейские истории в шедеврах мирового искусства”, который несколько лет преподается учащимся 7-11 классов в одной из московских школ, рада сообщить, что теперь появилась возможность пользоваться курсом всем желающим.
Если тема Вам интересна, посмотрите, пожалуйста, здесь:
На: Сценарий внеклассного культурно-образовательного события "Ро
Уважаемая Елена Дмитриевна!
Спасибо за очень содержательный материал!
Также если Вам или кому-то из Ваших знакомых учителей интересно познакомиться с дистанционным обучающим курсом “Библейские истории в шедеврах мирового искусства”, который несколько лет преподается учащимся 7-11 классов в одной из московских школ, рада сообщить, что теперь появилась возможность пользоваться курсом всем желающим.
Если тема Вам интересна, посмотрите, пожалуйста, здесь:
http://www.openclass.ru/node/224602
И.В.Канторович
На: Сценарий внеклассного культурно-образовательного события "Ро
Уважаемая Елена Дмитриевна!
Спасибо за очень содержательный материал!
Также если Вам или кому-то из Ваших знакомых учителей интересно познакомиться с дистанционным обучающим курсом “Библейские истории в шедеврах мирового искусства”, который несколько лет преподается учащимся 7-11 классов в одной из московских школ, рада сообщить, что теперь появилась возможность пользоваться курсом всем желающим.
Если тема Вам интересна, посмотрите, пожалуйста, здесь:
http://www.openclass.ru/node/224602
И.В.Канторович