Submitted by Ольга Владимировна Орлова on Fri, 31/12/2010 - 12:45
План – конспект урока
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.На экране телевизора слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина Сибири».
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.
А) Легенда
«Посмотрел господь: неласкова вышла земля… как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую – нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него».
Б) Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири, «чуда природы во всех отношениях».
Вопросы:1. Что это за географический объект?
2.Как будет звучать тема нашего урока?
На слайде появляется тема урока полностью («Байкал – голубая
жемчужина Сибири». –
Дети пишут тему урока в тетрадь.
3.Актуализация опорных знаний.
1.Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)
2.Видеоряд о Байкале. На фоне видеоряда слова учителя: « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» - «Байкал – море»».
(После просмотра видеоряда)
Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале?
3.Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4.Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):
1.Географическое положение
2.Происхождение
3.Климат
4.Воды
5.Живые организмы.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.
Это и есть план нашего урока.
4.Работа по модулям:
Учебный материал
(основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в данном модуле)
Руководство по усвоению
Модуль №1 Географическое положение Байкала.
На экране телевизора – слайд с физической картой Байкала.
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.
Используя карту атласа стр. 44 - 45 ответьте на вопросы:
1.В какой части России расположено озеро?
2.Как расположено озеро по отношению к океанам?
3.Каково направление протяженности Байкала?
4.Вычислите протяженность озера Байкал? (630 км)
Слайд с фактами на экране.
Факты (записывают в тетрадь):
площадь: 5500000 км2;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
5.Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)
Видеоряд об Ольхоне.
На фоне видеоряда слова: « На озере 22 остова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».
Модуль №2. Природа Байкала.
2. Каково происхождение котловины озера.
Посмотрите видеосюжет№1.
Ответьте на вопросы.
На экране – геологическая карта.
1.По карте назовите максимальную глубину озера.
2.Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины.
3.Вид озерной котловины? (тектоническая впадина)
Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).
На экране – сейсмическая карта Байкала.
4.Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).
Видеосюжет о Байкале №2
Учитель (после просмотра):Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год.
6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера).
3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.
На экране – слайд «Климат».
Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14
1. Заполните таблицу:
ср.tиюля
ср.tянв.
осадки
тип климата
2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
(Огромная водная масса озера медленно нагревается летом (на экране - Байкал летом) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает (на экране - Байкал зимой). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд - Байкал весной). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 - 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.
Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров.( на экране – ветер на Байкале).
По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.
3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале?(верховик, сарма, баргузин, култук)
В тетрадь названия ветров:
Сарма– ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин– северо – восточный ветер;
Верховик– свежий ветер, дует вдоль озера.
Музыкально – физкультурная пауза.
4. Каковы особенности вод Байкала.
На экране слайд – «Воды».
Учебник стр. 246 – 247.
1.Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
( 5 американских озер,
2 раза озеро Танганьика,
90 раз Азовское море) - сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду( до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
Ответить на вопросы:
1.Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)
2.Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга)
Видеоряд о реках.
5. Какова неповторимость живых организмов озера.
На экране слайд «Органический мир».
Учебник стр. 247 . Ответить на вопросы:
1.Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли).
2.70% обитателей Байкала – эндемики – не встречаются в других водоемах и территориях планеты.
3.Видеоряд о животном и растительном мире Байкала.
4.Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала. (эпишура – слайд).
Рачки эпишура – «санитары» Байкала, которые в мире больше нигде не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими цветение.
Модуль №3. Повторение и обобщение.
6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.
1. Что обозначают эти цифры?
а) 40м.
б) 1637 м.
в) 20 млн.
г) 636 км.
д) 20%
е) 40 лет.
2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?
а) самое древнее,
б) самое глубокое,
в) самое чистое и прозрачное,
г) уникален органический мир
д) в озере содержится большой объем пресной воды.
Модуль №4. Рефлексия.
7. Ответьте на вопросы.
1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?