Submitted by Марина Петровна Осипова on Fri, 31/12/2010 - 08:49
Тема: «Очень важные слова»
Цель:формирование у детей культурного диалога.
Задачи:
1.Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости.
2.Наблюдение за этимологией слов, развивать речь.
3.Воспитание уважительного отношения к людям и потребность в вежливом общении.
Форма проведения: игра- инсценировка.
Возрастная группа:дети 7- 9 лет.
Оборудование: презентация «Вежливые слова», компьютер, два игрушечных теле-
фона, сигнальные карточки зелёного и красного цвета у каждого
ученика, запись песни «Улыбка» (слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского).
Ход классного часа.
I.Организационный момент.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре.
Чётко, громко говорим
И тихонечко сидим.
II.Беседа о вежливых словах.
Учитель. Ребята, прочитайте запись на доске.
Дети.Слово лечит, слово и ранит.
Учитель. Это народная поговорка. Как вы понимаете её смысл? (Дети объясняют.)
- Какие слова могут «вылечить» человека, поднять его настроение?
- Почему надо следить за своими словами?
- Как надо произносить вежливые слова? (Глядя в глаза собеседника, с теплотой в голосе, искренне.)
- Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и пользуется данными словами. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово
«Вежа» означает «знаток». Человек, который знает и соблюдает правила приличия, называется вежливым. В каждой стране есть слова-приветствия. Англичане и американцы говорят обычно: «Как дела?», греки - «Будь здоровым!», арабы – «Мир с тобой!», бразильцы – «Всё хорошо!». Как мы можем приветствовать друг друга?
- «Спасибо» - старинное слово, «спаси бог» - «спаси вас бог за ваши добрые дела». Какие слова благодарности вы ещё знаете? ( Благодарю вас.)
2. Если встретился знакомый, (Слайд 3.)
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь.
Поздороваться спешите,
Громко: … («Здравствуйте!») скажите.
- Встречаясь, люди издавна желали один другому самого главного – здоровья. Какие слова приветствия вы знаете? (Добрый день, доброе утро, добрый вечер)
3. Если вы кого-то обидели случайно (Слайд 4.)
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не молчите,
Долго не тяните, скажите:… («Извините!»)
- Извините, то есть – «снимите с меня вину». Какие ещё вежливые слова говорят, если извиняются? (Прошу прощения, простите, я виноват…)
4.Если просишь что-нибудь, (Слайд 5.)
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: …. («Пожалуйста!»)
- Есть такое слово «жаловать». Издавна оно означало оказывать внимание, уважать. В этом слове и уважительная просьба, и ответное внимание, благодарность и почтение. Какие вежливые слова говорят, если обращаются с просьбой? (Будьте добры, будьте любезны…)
5. Если встретилась компания, (Слайд 6.)
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: …(«До свидания!»)
- Расставаясь друг с другом, и надеясь ещё встретиться, свидеться, люди говорили: «До свидания!». Какие ещё слова говорят при расставании?
(До встречи, пока, доброго пути…)
Игра «Пожалуйста» (физкультминутка)
- Если я говорю слово «пожалуйста», то вы выполняете мою команду, если это слово не прозвучало, то выполнять не надо. «Встаньте, пожалуйста!» Дети выполняют. «Поднимите правую руку». Дети не выполняют задание и т.д.
IV.Разбор ситуаций в группах, подготовка к инсценировке.
1.Как вежливый человек спросит о времени у учителя, у незнакомого человека, у одноклассника (Моделирование ситуации.)
2.Как вежливый человек попрощается с учителем, другом, с мамой?
3.Как вежливый человек спросит необходимую ему вещь у взрослого, у сверстника?
4.Как вежливый человек извинится?
5.Как тактично объяснить другу, что он не прав?
6.Как вежливый человек приглашает гостей?
V.Инсценировка «Приглашение в гости».
1.Учитель. Мальчик приглашает девочку на свой день рождения. Какой
разговор состоится между детьми?
- Алло!
- Алло!
- Здравствуй, Даша! Это я, Саша.
- Здравствуй, Саша!
- В эту субботу у меня день рождения. Приходи, пожалуйста, ко мне домой в гости в 12 часов. Я буду очень рад, если ты придёшь.
- Спасибо, Саша, за приглашение. Я обязательно буду у тебя на день рождение в субботу.
- Спасибо, Даша, что ты согласилась ко мне прийти. Пока, Даша.
- До свидания, Саша.
Учитель. Ребята, скажите, что было правильно в разговоре детей. Какие
ошибки допущены?
2.Игра «Приглашаем гостей».
Учитель.Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете карточку зелёного цвета, если нет – красного цвета.
·Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей. (Да.)
·Вошедший здоровается первым. (Да.)
·За столом принято сидеть, развалившись, опершись на него локтями. (Нет.)
·Здороваясь, нужно смотреть в глаза. (Да.)
·Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отставить в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет.)
·За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет.)
·Приходить в гости нужно в точно назначенное время. (Да.)
·Уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да.)
VI.Правила культуры поведения.
Учитель.Давайте вспомним, как нужно правильно вести себя во время поездки в общественном транспорте. Я буду читать рассказ, а вы будете вставлять по мере необходимости нужные вежливые слова, предварительно подняв руку.
«Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: … («Садитесь, пожалуйста».) Женщина вежливо поблагодарила Вову. («Спасибо».) Вдруг автобус неожиданно остановился, Вова покачнулся и толкнул мужчину, но сразу, же сказал:… («Извините, пожалуйста».)
Молодцы, вы правильно всё сказали. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка». Подумайте и скажите, правильно ли ведёт она себя во время поездки в общественном транспорте?
Ученик1.Синенькая юбочка
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все…
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.
Ученица2.Говорит она толкаясь:
- Фу, какая теснота! –
Говорит она, старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.
Учитель.Какие правила поведения в общественном транспорте нарушает Любочка? (Не берёт билет, толкается, не уступила место старушке.) Говоря о чём-то отрицательном, поэт как бы предупреждает нас: не делайте так, это плохо, следите, чтобы у вас не появились плохие привычки и некрасивые слова.
VII.Рефлексия.
-Что нового о вежливых словах вы узнали?
- О каких правилах мы сегодня вели речь?
Привыкайте к доброму, к доброму, друзья!
Без добра на свете нам жить никак нельзя!
Хамство, зло и ненависть исключить пора!
Говори с улыбкою добрые слова.
Исполняется песня «Улыбка» (слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)
- Помните, ребята, что вежливость – это желание всегда встречать тёплое общение и быть обходительным человеком.
Использованная литература.
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздники в начальной школе.- М.: Айрис-пресс, 2004.
2.Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс. М.: «ВАКО», 2003.
3.Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. и др. Речевые секреты.- М.: Просвещение, 1992.
4.Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. Ярославль: Академия развития, 2005.