Инструктивная карта как один из эффективных способов работы с терминологией на уроках русского языка
Submitted by Людмила Петровна Курышева on чт, 30/12/2010 - 22:20
Курышева Л.П.
Инструктивная карта как один из эффективных способов работы с терминологией на уроках русского языка
Современные стандарты обучения русскому языку требуют особого отношения к терминологии на уроках русского языка, причем к терминологии в самом широком смысле. С одной стороны, ученики должны усвоит систему лингвистических терминов, с другой – дети должны быть знакомы и с общенаучными терминами, и со специальной терминологией других наук. Задача освоения всего многообразия терминологического аппарата, а именно освоения норм правописания, произношения и употребления в речи должна в большей мере решаться на уроках русского языка.
Также учащиеся должны овладеть научным стилем речи, «использование общенаучной лексики – важнейшее преимущество научного стиля»(2, 63). Ш.Балли утверждал, что «термины являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык»( 1, 44)
Вместе с тем, овладевая практической стилистикой, дети должны научиться видеть и различать случаи использования терминологии и как «иностилевого средства, выделяющегося своей экспрессией на фоне других языковых средств»(2, 66). В 21 веке научный стиль интенсивно развивается и влияет на другие стили: «Использование терминов за пределами научного стиля стало своеобразной приметой времени»(2, 67), происходит терминологизация речи. Эти особенности речевой ситуации обусловили следующие задачи при работе с терминологией на уроках русской словесности:
1)Способствовать усвоению системы лингвистической и литературоведческой терминологии;
2)Уточнять значение и усвоить правописание терминов других наук;
3)Усвоение значения, произношения и правописания слов, являющихся терминами, но уже употребляющихся без стилистических ограничений;
4)Научить понимать переосмысленные термины в текстах других стилей, подготовив к ЕГЭ.
Предлагаемая система работы основана на использовании инструктивных карт разных видов:
1.Карты представления – опорная запись, дающая представление о термине как понятии и слове, история его введения, значение, образование, анализ морфемной структуры, фиксация в словарях. Они используются на уроках изучения нового как наглядный материал и дополнение к учебнику.
2.Карты наблюдений – запись, требующая объяснения, наводящая учеников на раздумья о новом термине, включающая уже имеющиеся знания, помогают сделать выводы об области применения и функциях данного термина.
3.Карты задания – материалы для освоения термина, норм произношения, употребления, возможно, интерактивные.
4.Карты – образцы – тексты, показывающие различные варианты использования термина.
5.Карты – проекты, созданные учащимися, иллюстрирующие уровень освоения терминологии по определенной теме.
Таким образом, использую инструктивные карты, учитель создает систему работы учащегося по освоению терминологии. Результат – грамотно построенные исследовательские работы.
Список литературы
1.Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1955.
2.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2001.
3.Даниленко В.П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания. – М., 1972.
На: Инструктивная карта как один из эффективных способов работы
Спасибо, Людмила Петровна, интересные, а главное, актуальные наработки
От жизни никогда не устаю!