Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (Повторительно – обобщающий урок)

Фото пользователя Елена Павловна Аркатова
Submitted by Елена Павловна Аркатова on Wed, 29/12/2010 - 23:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Аркатова Елена Павловна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №47, учитель истории
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
1. Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза. 2. Закрепление умений работать с картой. 3. Формирование умений работать с дополнительной литературой.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Оформление доски.

Записана тема.

- Карта «II Мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза».

- Три последовательных листа:

а) на одном перечислены военные операции (к конкурсу № 2);

б) на другом – даты военных операций (к конкурсу № 4);

в) на третьем – географические объекты периода войны (к конкурсу № 5).

Стенные газеты: «И помнит мир спасенный» (о героях ВОВ) и «Георгий Константинович Жуков».

Цитата на ватманском листе:

«Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия».

У. Черчилль, премьер-министр Англии.

 
Краткое описание: 
неролевая игра

Подготовка.

Класс делится на З команды. Вопросы по конкурсам № 1, 3 и 5 даются заранее. Заранее готовятся сообщения о героях войны (Юрии Смирнове, Николае Кузнецове, Александре Матросове, Иване Леонове и др.). Каждая команда заранее готовит 3 чистых листа для письменных ответов на вопросы (конкурсы № 3 (а и б) и № 6).

По ходу проведения урока показываются репродукции с картин советских художников по теме «Великая Отечественная война», которые соответствуют данному вопросу. Репродукции с картин взяты из книги «Великая Отечественная война в произведениях советских художников», автор – составитель О. И. Сопоцинский, Москва, 1979 г.

 

Ход урока.

Учитель: 22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Союза Советских Социалистических республик. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.

 

Конкурс № 1. «Война».

Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер и соответственно номеру получает билет. 3 балла за правильный ответ.

1) «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто, когда впервые сказал эти слова?

2) Графическое и музыкально – поэтическое произведение, с первых дней ВОВ ставшие ее символами, получившие всемирную известность? Кто авторы?

3) Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах ВОВ? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?

4) История донесла до нас память о полях ратной славы русского народа (Куликово, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти ВОВ? Что и когда произошло на нем?

5) Экипаж советской подводной лодки провел операцию, вошедшую в военно – морскую историю как «Атака века». Каков результат этой атаки? Кто был командиром прославленной подводной лодки?

6) Кто, где, когда произнес слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы?

7) Какое славное событие в истории Советских Вооруженных Сил произошло по завершении Смоленского сражения (сентябрь 1941 г.)?

8) Ферапонт Петрович Головатый. С каким высоким патриотическим поступком связано имя этого человека?

9) Советский солдат, бежавший из концлагеря к итальянским партизанам. За мужество и доблесть был награжден итальянцами Золотой медалью. Национальный герой Италии.

10) В руках двух всемирно известных скульптур, посвященных подвигу нашего народа в ВОВ, вложены мечи. Назовите эти скульптуры, их автора, где они установлены, что символизируют мечи?

 

Конкурс № 2. «Военные операции».

Ответ по карточкам.

Учитель: Я задаю вопрос, и через 30 секунд по команде все одновременно поднимают карточки с номерами, которые соответствуют правильному ответу. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными военными операциями, напротив каждой операции цифра. 1 балл за каждый правильный ответ.

1. В честь освобождения каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 году?

2. Где впервые артиллерийско – минометная установка БМ- 13 («Катюша») приняла участие в боях?

3. Как называлась операция немецко – фашистского командования по захвату и уничтожению Москвы?

4. Какая битва положила начало коренному перелому в войне?

5. Кодовое название операции по уничтожению немецко – фашистских войск в районе Курской дуги?

6. Немецкий план ведения войны против СССР?

7. Операции, проведенные партизанами в тылу противника.

8. Операция по освобождению Белоруссии.

9. Город, одним из первых получивший звание «Город-герой».

10. Операция по освобождению Смоленской области.

11. Операция по освобождению Орла.

12. Операция по освобождению Белгорода.

 

Пока жюри подводит итоги, мы с вами заслушаем сообщение о Герое ВОВ и тем самым перейдем к конкурсу «Герои войны».

Сообщение о Юрии Смирнове подготовила нам...

Слово предоставляется жюри.

 

Конкурс № 3. «Герои войны».

Учитель: Миллионы людей более чем ста национальностей защищали свою Родину – Советский Союз. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа. Миллионы получили награды, а еще миллионы, может и не получили того, что заслужили.

Справка.

Самого высокого звания – Герой Советского Союза были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Хочу отметить еще двух Героев Советского Союза – русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.

Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка – пионера, которым было по 14 лет.

 

Приготовим листочки с буквой а). Ответы на вопросы 3-го конкурса даются письменно. 1 балл за каждый правильный ответ.

 

1. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»

Собрав последние силы, слабеющей рукой, начертал эти слова на стене умирающий боец. Где была обнаружена эта надпись?

2. С первых же часов войны ожесточенный характер носили бои в воздухе. Кто первым из советских летчиков таранил вражеский самолет?

Справка. Он совершил свой подвиг 22 июня 1941 г. в 04 часа 25 минут, таранив «Хейнкель».

3. Кто первым направил свой горящий самолет на скопище врага (совершил огненный таран)?

4. Назовите фамилию летчика, который в одном бою сбил 9 фашистских машин и погиб как герой.

5. Написать фамилию летчика, который после ампутации ног вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил З фашистских самолета.

6. Летчик, таранивший фашистский самолет впервые в ночном небе.

7. Написать фамилии летчиков, трижды Героев Советского Союза.

8. На самолете какого авиаконструктора прославленный летчик сбил больше всех фашистских самолетов?

9. Кто управлял вражеским бомбардировщиком, на котором группа советских военнопленных совершила беспримерный в истории войны побег?

10. Кто возглавлял советскую авиаэскадру, которая первой совершила бомбардировку Берлина в августе 1941 года?

Сдаем листы.

 

Справка.

За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По два тарана совершили 25 летчиков, а Герои Советского Союза – Хлобыстов и Корзун – три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского Союза – 94 человекам.

На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!

 

Сообщение о герое – летчике Иване Леонове, который после ампутации руки продолжал летать и бить врага, сделает нам....

 

Продолжаем конкурс «Герои войны».

Всему миру известен подвиг Александра Матросова. Заслушаем подготовленное сообщение о герое.

 

Справка.

Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 человекам было присвоено звание Героя Советского Союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17-летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.

 

Взяли лист с пометкой «3-й конкурс, пункт б)» и даем ответы письменно.

1. Когда кончались патроны, солдаты вызывали огонь а себя, бросались под танки или взрывали себя вместе с фашистами. Таких было 154 человека. Звание Героя Советского Союза присвоено – 93.

Были такие герои и в период Сталинградской битвы.

2. Назовите имя героя  - артиллериста, вернувшегося на фронт после потери обеих рук.

На оккупированной территории, фашисты не чувствовали себя свободно и вольно. Повсеместно действовали партизанские отряды и подпольные группы. Против оккупантов боролись даже подростки.

3. Назовите фамилии пионеров – Героев Советского Союза.

4. Назовите фамилии руководителей подпольной организации «Молодая Гвардия», которая действовала в Краснодоне. Все они посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

5. 27 января 1942 г. в газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини – партизанки.

6. Напишите фамилию командира самого крупного партизанского отряда, действовавшего на Украине.

 

Сдаются листы с ответами.

 

В одном из партизанских отрядов под командованием Медведева находился советский разведчик Николай Кузнецов. Послушаем сообщение о герое, которое подготовил нам....

 

Конкурс № 4. «Знаешь ли ты даты?»

После вопроса, через 30 секунд по команде поднимаем карточки с ответами. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными датами напротив каждой цифры, расположите правильно даты, соответственно каждому событию. 1 балл за каждый правильный ответ.

Битва на Курской дуге.

Период ВОВ.

Московская битва.

Сталинградская битва.

Потсдамская конференция.

Берлинская операция.

Блокада Ленинграда.

Крымская конференция.

Период II Мировой войны.

Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских войск.

 

Прежде чем перейти к 5-му конкурсу, мы с вами послушаем сообщение о герое, которое нам подготовил …

Слово жюри.

 

Конкурс № 5. «География ВОВ».

Представители команд вынимают номер, соответственно номеру получают задание (задания написаны на листе бумаги, лист бумаги на доске). Команды работают с картой. Прежде чем рассказать о географическом объекте, его надо показать на карте.

1. Курская дуга.

2. Восточный вал.

З. Малая земля.

4. Остров Людникова.

5. Аджимушкайские каменоломни.

6. Мамаев курган.

7. Зееловские высоты.

8. Северный вал.

9. Голубая линия.

10. Солдатское поле.

 

Слово жюри.

 

Великая Отечественная Война длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу. 4 года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну общую задачу – остановить врага, уничтожить врага, очистить от него свою землю. Долго, целых 4 года шел советский солдат к Берлину.

 

Конкурс № 6. «Окончание войны».

Ответы даются письменно. 1 балл за каждый правильный ответ:

1. Какие фронты участвовали в операции по взятию Берлина, и кто ими командовал?

2. Кто водрузил знамя Победы над рейхстагом?

3. Когда Знамя Победы было водружено?

4. Кто поставил свою подпись от имени советского правительства под актом о капитуляции фашистской Германии?

5. Когда был подписан акт о капитуляции?

6. Первый комендант Берлина?

7. Когда и где состоялся Парад Победы?

8. Кто принимал Парад Победы? Кто командовал Парадом?

9. Высший полководческий орден.

10. Кто первый получил эту награду?

 

Сдать листочки.

 

Слово жюри.

 

Заключительное слово учителя.

Скоро в России праздник. Горьким вином помянут старики горькую молодость свою. Отцов помянут и матерей, сыновей и дочерей, братьев и сестер, двоюродных и троюродных, кумовьев и соседей. Помянут всех, кого помнят. Убитых бомбами, расстрелянных пулями, изорванных осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и еще – без счета умиравших и умиравших от голода, холода, от ран, от мук, от страданий, от горя. Всех помянут за празднично – поминальными столами.

Помяните Неизвестного Солдата. Его прах разбросан по всей Европе – от Сталинграда до Берлина. И он не знает о торжественном венке, который несколько раз в году возлагают на мраморные плиты у Кремлевской стены, и только наши слезы и слёзы потомков, пролитые в бесконечных дождях 1941-2010 гг., делают его косточки все белее и белее.

Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой историей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.


 

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн