Министерство образования Саратовской области
Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова
Портфолио студенческого проекта
Выполнили студенты группы 3С2, 4С2
Отделения «Социальная педагогика»
руководители: Широкова Н.Н.
Сингирцева И.П.,
преподаватели ВПК.
Вольск, 2010
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………… 3
Методический паспорт проекта………………………………………………………… 5
Содержание проекта:………………………………………………………………………… 7
-автор проекта
- руководитель проекта
- название проекта
- визитка проекта
- актуальность проекта
- краткая аннотация проекта
- Основополагающий вопрос
- Проблемный вопрос
- Учебные вопросы
- Этапы проекта
Заключение………………………………………………………………………………………… 11
Список литературы……………………………………………………………………………. 14
Приложение……………………………………………………………………………………….
Введение
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье»
Платон
«В жизни есть одно несомненное счастье – жить для других»
Л.Н. Толстой.
Благотворительность. Это понятие включает в себя доброту и милосердие, радость и переживание за других, что составляет основу человеческого счастья.
Платон утверждал «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»
Развитие меценатства, благотворительности в России всегда было связано с ростом национального самосознания. Имена С.Т. Морозова, П.М. Третьякова, П.И. Щукина, С.И. Мамонтова были у всех на слуху. Они делали миллионные вложения в воспитательные дома, в народные училища, в развитие культуры. В одном ряду с известными именами были и Демидовы, которые учредили в Петербурге детскую больницу, Бахрушины, которые участвовали в организации приюта и колонии для беспризорных, ремесленного училища для мальчиков, дома для престарелых и многого другого. Их деятельность на благо отечества воспитывала и формировала класс русских предпринимателей, как людей мыслящих, просвещенных, осознающих свою личную ответственность за судьбу страны.
Перелистывая страницы истории благотворительности и меценатства в истории Российской государственности, мы подумали, а почему бы нам, современным студентам, живущим в России, не внести свой вклад, частицу своего труда, знаний, полученных в колледже, в данное направление?
Профессия социального педагога — это, бесспорно, профессия альтруистическая, относящаяся к благотворительности. И хотя он получает определенное материальное и моральное вознаграждение, но замечено, что человек, полностью лишенный чувства альтруизма, никогда не сможет быть хорошим социальным педагогом. Альтруизм — это мотив оказания кому-либо помощи не связанный с собственными эгоистическими интересами. Источником подлинного альтруизма выступает эмпатия, сочувствие. Любящие родители страдают, когда страдают их дети, и ощущают радость вместе с ними. Подлинное сочувствие и сострадание мотивирует нас помогать другому человеку в его собственных интересах. Социальный педагог как никто другой должен обладать способностью понять другого человека, ребенка, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации, в беде, нуждающегося в поддержке и помощи. Наличие эмпатии, сочувствия, интуиции — очень ценные качества социального педагога.
Замечено, что позитивное поведение по отношению к кому-либо вызывает расположение к этому человеку. Любезность, оказанная другому человеку, обычно порождает чувство приязни к объекту помощи. Как подмечал еще Лев Толстой, «мы любим людей за то добро, которое мы им сделали и не любим за то зло, которое мы делаем». Оказывая мелкие услуги или уступки, люди склонны все более «привязываться друг к другу».
Социальным педагогам придется столкнуться с таким любопытным социально-психологическим феноменом, который можно условно назвать «нога в дверях». Он представляет собой невольную тенденцию, в соответствии с которой люди, вначале согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Эксперименты показывают, что если мы желаем получить от кого-либо существенную помощь, сперва надо побудить их к маленькой любезности. Этот феномен «нога в дверях» характерен для альтруизма. (Например, 53% жителей одного израильского города пожертвовали деньги на лечение умственно отсталых детей, причем среди них оказалось 92% тех, кого за две недели до этого просили подписать петицию в поддержку создания реабилитационного центра для умственно отсталых.) «Легко найдешь человека, который окажет тебе услугу, если будешь ценить тех, кто уже оказал ее».
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта.
«Шагнавстречу . . .»
Цель педагогическая: формирование знаний о специфике деятельности с категорией детей
Цель практическая: Совершенствование личностных и профессиональных качеств студентов
Задачи:
Сбор, анализ и систематизация знаний по изучаемой проблеме
Умение самостоятельно планировать свои действия
Практическое осуществление мероприятий по привлечению в благотворительную деятельность общественности
Практическое участие в создании и проведении мероприятий по здоровому образу жизни
Формируемые компетентности
─ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
─ компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (оценивание собственных профессиональных возможностей, навыки самоорганизации, социальная активность);
─ компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности, (выбор путей, культурно и духовно обогащающих личность).
Методы реализации проекта:
Информационно-развивающий
Проблемный
Поисковый
Исследовательский
практический
Возраст учащихся разновозрастной
Разработка проекта 7 месяцев
Режим работы аудиторный и внеаудиторный
Методическое оснащение: учебная и специальная литература, конспекты занятий, пожертвования спонсоров, фотоаппарат, видеокамера, мультимедийные средства (компьютер, сканер, принтер),
Знания, умения и общеучебные навыки, необходимые студентам для самостоятельной работы:
- Умение определять цели, задачи деятельности, выделять её этапы
- Умение анализировать имеющийся материал, выделять главное, делать выводы
- Умение выполнять творческие задания, разрабатывать теоретические и творческие сценарии
- Умение публично демонстрировать публично результаты деятельности
Мотивация к познанию – личный интерес студентов, социальная значимость проекта, практическая самореализация
Предполагаемые продукты проекта:
- Презентация проекта
- - портфолио
- Учебно-методическое пособие
- Создание буклетов
Перспективы проекта
- Разработка серии мероприятий
- Привлечение внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями.
Характеристика учебного проекта:
1. Доминирующие виды деятельности: исследовательский, практико-ориентированный
2. Предметно-содержательная область: межпредметный (социальная педагогика, методика и технология работы педагога- организатора, специальная психология)
3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий)
4. Количество участников: групповой
5. Продолжительность 7 месяцев
Содержание проекта
Автор проекта: Студенты ГОУ ПСО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» группы 4С2, 3С2
Руководитель проекта. Широкова Наталья Николаевна
Название проекта. «Шаг навстречу . . .
Девиз проекта «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим»
Бинтом
Актуальность проекта
Определяется потребностями современного общества в переосмыслении жизненных ценностей, развитии милосердия, терпимости.
Цель Формирование активной жизненной позиции
Задача
• Развивать профессиональные качества – исследовательские навыки, толерантность, умение работать с детьми, коммуникабельность
Краткая аннотация проекта В данном проекте рассматриваются вопросы организации сотрудничества городских образований с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями
Основополагающий вопрос Можно ли изменить мир к лучшему?
Проблемные вопросы
- что мы знаем об истории благотворительности?
- Что мы можем сделать, чтобы помочь нуждающимся в поддержке?
Учебные вопросы
- изучить проблемы детей с ограниченными возможностями
- изучить историю благотворительности
- разработать конспекты мероприятий по здоровому образу жизни
- Этапы проекта
№№
|
Этапы
|
Содержание работы
|
сроки
|
1
|
Предварительный
|
Погружение в проект:
· Определение проблемного поля
· Определение цели проекта
· Определение участников проекта
· Определение конечного результата
|
Сентябрь 2009
|
2
|
Организационный
|
· Деление участников на творческие группы
· Определение направлений проекта
· Подбор информационного и методического материала
· Разработка технологии проекта: принципов, форм и методов реализации
|
1-3 неделя октября
|
3
|
Деятельностный
|
· Практическая реализация проекта
|
Октябрь- декабрь
|
4
|
Заключительный
|
· Рефлексия
· Урок-презентация
· Оформление портфолио проекта
· Подготовка презентации и её проведение
· Создание учебно-методического пособия
· Создание буклетов
|
Январь-март
|
Проект реализовывался поэтапно. На предварительном этапе происходило погружение в проект: определение проблемного поля, целей проекта, участников проекта, а также конечного результата Инициативная группа обсуждала последовательность шагов проекта.
На втором, организационном, этапе происходило деление участников на творческие группы. Каждая группа выбрала для себя определенное направление проекта. На этом этапе подбирался информационный и методический материал, шла разработка технологии проекта: принципов, форм и методов реализации.
На третьем этапе происходила практическая реализация проекта. Инициаторами проекта были привлечены студенты колледжа других групп. В результате собрали игрушки, денежные средства, конфеты, фрукты для новогоднего праздника, выявили студентов в инициативную группу. Был снят видео-эпизод для презентации
Участники проекта провели акции по привлечению внимания общественности и индивидуальных предпринимателей к проблемам детей с ограниченными возможностями.
В результате в благотворительной акции были задействованы участники:
Универмаг – Иванова Людмила Степановна – подарила фотоальбомы, а также помогла распечатать фотографии проведенных мероприятий.
Художественная школа – Директор Викулова Татьяна Павловна, подарили картины, выполненные детьми.
Зоомагазин «Усадьба» - предприниматель Болдырева Светлана Викторовна, подарили горшочки для цветов, лейки, цветы.
Магазин «Малахит» - предприниматель Захарчук Ольга Юрьевна, подарили каждому ребенку подарки к новому году, сувениры, карандаши, альбомы.
И.П. Липатова Татьяна Николаевна, подарила тюлевый занавес в класс.
В соответствии с собранным информационным и методическим материалом, составили мероприятия, направленные на стимулирование здорового образа жизни, включая в них результаты продукта деятельности и непосредственное общение студентов с детьми
Мероприятия проводили учащиеся группы 3С2
Пядышева Настя,
Артемова Дарья,
Меликова Гуля,
Родина Снежана,
Казакова Ольга.
Провели мероприятие «Путешествие в страну здоровячков». Группа студентов участвовала в уборке класса совместно с детьми, заклейка окон, развешивание занавесей. Совместный труд, общение с детьми объединило. Студенты заклеивали окна, мыли их, мальчики помогали, девочки с другими студентами протирали пыль на растениях и мебели.
Кроме этого, были проведены:
2.Занятие «Природа, окружающая нас», провели Казакова О., Родина С.
3.Классный час «Если станем дружно жить, не придется нам тужить»,
провели Родина С., Казакова О.
4.Спортивное мероприятие подготовили Родина С., Артемова Д.
5.Совместноое новогоднее мероприятие, подарки спонсоров, студентов
Итогом стало создание методических рекомендаций, конспектов занятий для учащихся коррекционного детского дома
Перспективы развития данного проекта мы видим в том, что
- Проект может иметь практическое применение и использоваться в практической деятельности студентов и воспитателей данной категории учреждений
- Может стать базой для разработки внеклассных мероприятий для детей с ограниченными возможностями среднего и старшего звена.
Считаем, что в ходе выполнения проекта нами были решены все поставленные задачи
Заключение
В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам.
В России меценатство имеет давнюю традицию, уходящую корнями вглубь истории. Русские цари и вельможи издавна покровительствовали строителям храмов и дворцов, живописцам, составителям летописей и хроник, книгопечатникам и ученым. Большое значение в истории русского меценатства имели преобразования Петра 1. Богатые сподвижники царя поддерживали не только русские таланты, но и знакомили соотечественников с достижениями западноевропейского искусства, науки, культуры.
Меценатство в России всегда имело одну важную особенность - поддерживали ли богачи отечественных художников или распространяли на родине достижения мировой культуры - действовали они в первую очередь на пользу отечества, заботясь не только о великолепии собственного двора, но и прежде всего об укреплении русского национального духа.
Развитие меценатства в России всегда было тесно связано с ростом национального самосознания. Однако массового характера оно не имело, ведь это могли себе позволить не многие богатые люди. Но деятельность на благо отечества воспитывала и формировала класс русских предпринимателей, как людей мыслящих, просвещенных, осознающих свою личную ответственность за судьбу страны.
Объектом данного исследования стала средняя коррекционная образовательная школа-интернат №1. Мы планировали проводить работу с группой младших школьников, так именно данная категория детей нуждается, на наш взгляд, в создании дружеской атмосферы, доброжелательном и открытом общении.
В результате привлечения внимания общественности и индивидуальных предпринимателей к проблеме жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями на нашу просьбу отозвались многие предприниматели города. Все эти неравнодушные откликнулись на наше предложение поучаствовать в проекте безоговорочно, и мы благодарны им за это.
О значимости проекта для получения профессиональных навыков можно судить по отзывам студентов, принявших участие в работе.
«В этом проекте мы проводили мероприятия, искали спонсоров для помощи нуждающимся детям. После этого проекта я стала более открытой, начала больше общаться с детьми, находить с ними общий язык. Я смогла определиться в жизни, смогла помочь детям , находящимся в трудной жизненной ситуации. Для меня участие в этом проекте очень важно. С его помощью я смогла высказаться, открыться и разобраться в себе. А самое главное - помочь детям»
«Я ближе познакомилась с детьми с ограниченными возможностями, приобрела практические навыки работы с детьми с ЗПР, научилась разрабатывать сценарии мероприятий, организовывать подвижные игры, проводить дискуссии».
«Проект принес каждому участнику свое. Мне он доставил много положительных эмоций от общения с детьми. Когда мы проводили с ними мероприятия, дарили им подарки, мы видели их сияющие глазки, которые давали огромную радость нам. Было приятно осознавать, что мы смогли внести в непростую жизнь этих детей маленький лучик солнца. Я считаю, что такие проекты нужно проводить всем образовательным учреждениям, так как дети – будущее России, и от нас зависит, каким это будущее будет».
«Мне этот проект помог узнать, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это такие же дети, как другие. Им тоже хочется внимания, тепла, ласки, они тоже любят подарки. Мне запомнился момент, когда мы проводили новогоднее мероприятие. У детей так горели глаза, когда они увидели Деда Мороза. Проект меня настолько зацепил, что в будущем, по возможности, я тоже буду заниматься благотворительностью именно для таких детей».
Список литературы
1. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., «Академия», 2000.- 160с.
2. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития.- СПб: Питер 2002 – 384 с.
3. Водоватова Ф.Ф. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений» - М., «Академия», 200. 184 с.
4. Еникеев Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. – М., «Академия»,1988.- 304с.
5. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика.. - М., «Академия», 2001.- 320 с.
6. Пузанова Р.П. Коррекционная педагогика.. – М., «Академия»,1999. – 160 с.
7. Семаго Н.Я. Проблемные дети.- М., АРКТИ 2003.- 208с.
8. Слободяник Н.А. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. – М., 2004. – 176 с.
9. Сократова Н.В. Современная технология сохранения и укрепления здоровья.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224с.
10. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. – М.: АРКТИ, 2005.- 312 с.
11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: изд.ц. ВЛАДОС,1999.- 136с.
|