Submitted by Наталья Петровна Емельянова on чт, 23/12/2010 - 21:24
Урок разработан учителем истории обществознания ОГАОШИ с ПЛП Емельяновой Н. П. Предмет – обществознание 10 класс
Открытый урок по теме: Истина и ее критерии.
Ожидаемые результаты
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Тип урока – комбинированный.
Оборудование и материалы:
Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2008 г.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». М., Просвещение, 2009 г.
Дидактический материал, карточки с заданиями, стакан с водой, ложка для опытов
На основе личностно-ориентированного подхода, в частности, с использованием педагогической технологии И. Якиманской и метода проектов класс разбивается на пять групп, по четыре-пять человек в каждой.
Каждому ученику предоставляется право самостоятельного выбора проблемы, над которой он будет работать.
1. Мозговой штурм.
-Назовите методы познания, характерные для эмпирического и рационального познания.
Называя каждый из методов, ученик определяет проблему, по которой он будет заниматься.
3. Займи позицию.
На этом этапе происходит формирование групп по проблемам: называя эмпирический метод познания, ученик становится эмпириком, называя рациональный метод познания, ученик становится рационалистом.
На этом этапе учитель самостоятельно вносит изменения в состав групп: из каждой группы выбирается сильный ученик для формирования группы, которая будет работать по сложной проблеме, и которая будет контролировать, оценивать и координировать деятельность других групп.
Учащиеся также обучаются навыкам толерантности.
5. Работа в малых группах.
III. Актуализация опорных знаний.
- Что такое познание и какую роль оно играет в жизни людей?
- Покажите взаимосвязь человека познающего и изучаемого предмета в процессе познания.
Выслушиваются ответы учеников.
IVМотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы познакомимся с сущностью ведущего понятия урока – истина.
- Выработаем критерии истины.
- Определим объективность истины.
- Выделим абсолютные и относительные истины.
VОбъяснение нового материала.
На основе личностно-ориентированного подхода и педагогической технологии Якиманской, используя теоретический материал метода проектов, проводится работа в малых группах.
Группам раздаются карточки с вопросами. Учащиеся изучают задания и отвечают на вопросы. Группы должны определить методы познания.
1 карточка: Логика скорее служит укреплению и сохранению заблуждений чем отысканию истины. (Рациональный).
2 карточка: Все что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. И в том и в другом правит разум. Ведь эксперимент и опыт покоятся на научных основаниях. (Рациональный).
3 карточка:Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими пользуется геометрия, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию вытекает одно из другого. (Рациональный).
4 карточка: В нашей способности замечать сходства и различия, соответствия и несоответствия различных предметов заключаются все операции нашего ума, но все это не что иное как физическая чувственность: все значит сводится к ощущениям. (Эмпирический).
5 карточка: Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Силой разума человек превосходит животных и идет вровень с богами. Истина не познается расчетами. Лишь язык сердца знает, где живет великая правда. Пятая карточка раздается сильной группе, которая знакомит класс с понятием гностицизм.
Задание 1.
- Какое из предложенных понятий истины вам представляется наиболее точным?
Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
- незыблемое, не меняющееся со временем утверждение.
- это выводы, с которыми все согласны.
- это то, во что человек верит.
VIЭвристическая беседа.
Обсуждаются представленные понятия, определения записываются в тетрадь.
Истина – достоверное правильное знание о предмете.
Агностицизм – учение, отрицающее возможность постижения истины.
VIIПроблемное задание группам. Задание 2.
Определите критерии истины по следующим заданиям.
Эмпирики, рационалисты, агностики:
1. Что такое истина
2. Какова цель познания
3. Недостатки метода
4. Примеры
5. Девиз, рисунок, схема.
По истечении времени каждая из групп предоставляет свой проект.
VIIIПрактическая реализация полученных знаний.
Группам демонстрируется белый лист бумаги с черным пятном.
Задание 3.
Эмпирики, рационалисты, агностики в соответствии со своими теоретическими выкладками должны доказать факт существования пятна, либо опровергнуть этот факт.
IXТворческая работа. Задание 4.
Дайте определения и приведите примеры относительных и абсолютных истин.
XРабота с учебником.
Учащиеся самостоятельно находят ответы и примеры творческого задания.
Проводится запись в тетрадь определений.
Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установ-
ленное знание.
Абсолютная истина – образец, к которому стремится наше знание.
Абсолютная истина - полностью исчерпывает предмет, и не может быть
опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – получаемые на определенном этапе неполные,
незавершенные знания, которые по мере накопления
заменяются другими.
XIЗакрепление знаний и способов действий.
На данном этапе происходит перекрестный опрос групп между собой по пройденному материалу:
- понятие истины
- критерии истины
- недостатки метода
- абсолютные, относительные истины.
XIIРефлексия
Каждая группа проводит самооценку своих ответов, мотивацию и способы решения своей проблемы.
XIIIДомашнее задание. Стратегия его выполнения.
§ 8. Истина и ее критерии. Лабораторная работа с источником: «Аристотель, А. Блаженный, Ф. Бэкон об истинах».
На: Истина и ее критерии.
Критерии истины:
а) практика
б) логическая обоснованность
в) консенсус учёных
г) здравый смысл
http://gizmolord.ru/poznanie/