Submitted by Светлана Александровна Акимова on чт, 23/12/2010 - 13:56
Ход урока.
Наречие живописует глагол.
А.С.Пушкин.
1. Слово учителя.
12 Апреля 1961 года весь мир облетело сообщение о том, что человек
совершил полет в космос. Всего один виток вокруг Земли сделал русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток», но он навсегда останется в памяти людей первым землянином, побывавшим в космосе. Прошло уже более сорока лет, освоение космоса продолжается. Накануне праздника Дня космонавтики мы тоже отправимся с вами в космическое путешествие по Галактике Орфография. Представьте, что мы на космодроме «Части речи», с которого отправляются разные ракеты. Какие ракеты отправляются с этого космодрома? ( Перечисляют части речи.) Мы полетим в космос на ракете «Наречие». Если Галактика называется «Орфография», а ракета «Наречие». Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
2. Работа с эпиграфом.
− Как понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Наречия распространяют глаголы, делают их более живыми, красочными.)
Задание:
• произведите морфемный разбор слова живописует;
• дайте толкование данного слова при помощи наречий (ярко, живо, красочно, метко, точно, выразительно);
• сделайте вывод о роли наречий в речи.
Слово учителя.
Мы готовы отправиться в полет. Садимся в ракету. Отсчет пошел. 3, 2, 1 …старт. (Звучит фонограмма ансамбля «Space».) … Мы приземлились на планете Венера.
3. Распределительное письмо.
Разбил нечаянно вазу; поступил нехорошо; плакал не редко, а часто; далеко не_ ласково; совсем не_ громко; говорить невежливо; произнести не_ громко, а тихо; выглядеть нелепо; сделать неаккуратно, неумело; не по-товарищески.
Задание:
• распределить в две колонки словосочетания, обозначая орфограмму;
• привести по 2 –3 примера существительных и прилагательных с - НЕ
(не_ друг, а враг; некрасивый берет; далеко не_ хороший гриб; невзрачный костюм; он был невежда; говорить неправду);
• сделать вывод о правописании «Не- с существительными, прилагательными и наречиями на о-е».
Слитно Раздельно
Разбил нечаянно (не употр.)
Поступил нехорошо (плохо)
Говорить невежливо (грубо)
Выглядеть нелепо (не употр.)
Сделать неаккуратно, неумело (грязно, плохо) Плакал не_ редко, а часто
Далеко не_ ласково
Совсем не_ громко
Произнести не_ громко, а тихо
Не_ по-товарищески (не на о-е)
Слово учителя.
На Венере мы погостили, пора отправляться в дорогу. Вместе с героями м/ф «Тайна третьей планеты» мы полетим на Марс. Садимся в ракету. Отсчет пошел. 3, 2, 1… старт. (Видеозапись м/ф.) Что-то нерадостно встречает нас эта планета. Подождите, кто-то приближается к нам… Да это космические пираты – суффиксы наречий О и А. (Появляются на доске рисунки)
Чтобы освободиться от космических пиратов, нужно выполнить их требование.
4. Игра «Молчанка».
Раздаются карточки, на которых записаны буквы О – красного цвета, А – зеленого цвета. Интерес вызывает основное условие игры: «Тишина!» После объяснения, упражнение выполняется молча. Учитель указывает на одно из слов, записанных на доске с пропущенной буквой, дети поднимают карточку с соответствующей буквой. Если весь класс поднял нужные карточки, учитель показывает карточку с красной цифрой «5». Если есть ошибки, то учитель показывает карточку с черной цифрой «2». Ученик, допустивший ошибку, выходит к доске и вписывает нужную букву, выделяет морфему и условие орфограммы. Слова, разобранные на доске, записываются в тетрадь.
(Один ученик выполняет аналогичную работу за компьютером.)
Изредк… издавн…
Снов… начист…
Досух… влев…
Засветл… сначал…
Досыт… нанов…
Надолг… вправ…
Слово учителя.
Основное требование космических пиратов выполнено, и мы отправляемся на Уран. (Звучит фонограмма.) Гуманоиды этой планеты оставили нам советы и наставления, чтобы мы больше никогда не оказались в сложной ситуации.
5. Комментированное письмо. (На партах раздаточный материал.)
1. Скажеш__ не воротиш__, отрубиш_ - не приставиш_ . 2. С грамотой вскач_, а без грамоты хоть плач_ . 3. Тот хорош_, у кого поспеет рож_. 4. Лежит Кондрат навзнич_, раскинув руки по-богатырски.
Задание:
• обозначьте орфограмму в словах с пропущенными буквами;
• определите в данных словах части речи;
• сделайте вывод о правописании Ь после шипящих.
Слово учителя.
(Звучит фонограмма. Установку не даю. Бросаю кубики из бумаги.)
Опасность опять поджидает нас в космосе – метеоритный дождь, который прекратится только в случае верного выполнения следующего упражнения. (На кубиках написаны слова весенний, точный, русский, первый.)
6. Упражнение.
Задание:
• подберите к данным прилагательным однокоренные наречия (во-первых, точь-в-точь, по-русски, по-весеннему);
• объясните написание подобранных наречий;
• составьте предложение с любым наречием, произведите синтаксический разбор полученного предложения;
• перестройте предложение так, чтобы наречие «превратилось» в омонимичное прилагательное.
По-весеннему пахнет воздух. Во-первых, прочитай текст и раздели его на части. Джек плохо говорил по-русски. У Лены появилась ручка точь-в-точь как у меня. По весеннему небу плывут облака. В первых числах сентября мы поедем в лес.
7. Лингвистический эксперимент.
Справившись с метеоритным дождем, мы продолжим космическое путешествие. Наш курс – на Луну, где нас ожидает творческая работа в группах. (На доске прикрепляется плакат с текстом или через проектор.)
Задание:
• на месте пропусков вставить подходящие по смыслу наречия;
• обозначить орфограмму.
Трудно светиться и петь (…),
Там, где черемухи светятся (…),
Там, где пичужки поют (…),
Кратенький век проживая (…).
Только и видно, только и слышно
Трудно светиться и петь (…).
Слова для справок: нелегко, пышно, высоко, бескрышно, нелегко.
Слово учителя.
Наше путешествие по Галактике «Орфография» на ракете «Наречие» подошло к концу, нам пора возвращаться на Землю. (Подведение итогов.)
8. Домашнее задание. Написать миниатюру «Мое путешествие в Галактику
«Орфография» или «Как я путешествовал на ракете «Наречие» по Галактике «Орфография».