Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Форма работы: групповая.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Изучение нового материала.
1.Вводное слово учителя:
Пресмыкающиеся, или рептилии, широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде. Почти 65 млн. лет назад в Мезозойскую эру пресмыкающиеся были господствующей группой на земле, и населяли все среды жизни. Это время отличалось особенно теплым и влажным климатом. Большинство этих древнейших животных, в том числе динозавры вымерли. Почему это произошло, никто до сих пор точно не знает. Однако потомки древних рептилий приспособились к новым условиям и живут сегодня на всех материках кроме Антарктиды.
Сегодня на уроке мы познакомимся с современными пресмыкающимися. Класс пресмыкающиеся объединяет в себе
3 отряда (составление схемы на магнитной доске).
2.Постановка проблемы (проецирование слайдов на экран)
У многих людей пресмыкающиеся не вызывают положительных эмоций, а некоторые их боятся и относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши самые настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.
Пресмыкающиеся очень многообразны.
Каковы отличительные признаки пресмыкающихся, относящихся к разным отрядам, которые как раз и легли в основу деления пресмыкающихся на группы?
3.Организация работы в группах. Каждая группа имеет модуль по которому вы будете изучать конкретный отряд пресмыкающихся.
Модуль.
1.Численность отряда
2.Представители ( 3-4 животных).
3.Среды жизни.
4.Особенности внешнего и внутреннего строения.
5.Полученную информацию занесите в таблицу.
Название
отряда
Представители
Особенности
внешнего
строения
Особенности
внутреннего
строения
4. Отчет каждой группы.
Дополнение учителя о пресмыкающихся Астраханской области (демонстрация слайдов)
Отряд змеи: Обыкновенный уж, Водяной уж, Желтобрюхий полоз ( до двух метров длиной, агрессивная, может прыгать до 1 метра в длину ), Узорчатый полоз, Обыкновенный щитомордник (ядовитый),Степная гадюка (ядовитая).
5. Роль пресмыкающихся в природных сообществах, жизни человека, необходимость охраны (просмотр проекта, подготовленного учащимися).
Вопрос классу: Какова роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека? Почему необходимо охранять пресмыкающихся?
III.Закрепление изученного материала
Найдите соответствие между отрядами пресмыкающихся и характерными для них признаками.
представители
признаки
А
Крокодилы
1
Позвоночник, грудина, рёбра соединены с верхним щитом панциря
Б
Черепахи
2
Хвост сжат с боков
В
Ящерицы
3
Кожа покрыта чешуйками
Г
Змеи
4
Кожа покрыта роговыми щитками
5
Отсутствие зубов
6
Мощная челюсть с острыми зубами
7
Парные мускусные железы
8
Части тела втягиваются под панцирь
9
Кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками
10
Подвижное соединение головы и туловища
11
Конечности отсутствуют
12
Наличие конечностей
13
Раздвоенный язык
14
Сросшиеся веки
15
Плохо выражены отделы тела
16
Подвижные веки
IV.Домашнее задание: параграф 42, в рабочей тетради задание№4, составить кроссворд на тему: многообразие пресмыкающихся, подготовить сообщение о пресмыкающихся Астраханской области.