Размещено: Любовь Николаевна Блейде - вс, 19/12/2010 - 21:41
Мотивация учащихся Знаем. Хотим узнать. Узнали! Постановка проблемного вопроса.
Ход и содержание урока 1. Организационная часть.1 минута. Слайд 1 (Урок русского языка. 11 декабря)
2. Сообщение темы урока. 1 минута. Слайд 2 (Как образуются слова). Слайд 3 (Девиз урока: Знаем! Хотим узнать! Узнали!)
Мы научимся образовывать слова новой формы и продолжим исследовать слова. Работаем под девизом. Нам надо ответить на вопрос: «Почему необходимо знать значение слова?»
3. Актуализация опорных знаний. 10 минут.
- А начнем урок с каллиграфической минутки. Слайд 4 (Красивое письмо приятно любому глазу).
Мы это знаем.
Установить закономерность, списать и продолжить запись: т тт ттт тттт
- Старательно пишем нижнее соединение.
Записать слоги то та
Спрячь буквы худшие в кружок.
Сколько их? Не удивляйся
И писать всегда старайся.
- Чистоговорка. Слайд 5
(Та – та – та у нас в доме чистота.
То – то – то – стали мы играть в лото).
Чтобы говорить правильно и красиво, мы должны подготовить речевой аппарат к работе.
Прочитайте чистоговорки выразительно, соответствуя рисунку.
Детям показываю рисунки: Грусть. Гнев. Радость.
Продолжим урок с этим чувством радости.
- Словарная работа. Слайд 6. 1 2
б.рёза м.розить
к.ньки .бедать
м.роз р.ботать
н.род завтр.кать
яг.да гор.дить
д.рога м.чтать
г.род д.журить
Снежинки с неба опустились
И в буквы быстро превратились.
Им укажите верный путь.
В слова их надо вам вернуть.
(Работа выполняется устно с помощью сигналов).
Объяснение детей - Снежинку «А» мы поставим в слова: народ, работать, завтракать.
Снежинку «О» поставим в слова: город, ягода, мороз, коньки, дорога, морозить, обедать, городить.
Снежинку «Е» поставим в слова: берёза, мечтать, дежурить.
-.Повторение изученного материала.
Самостоятельная работа.
Задание 1 варианту:
Вставьте буквы в слова, изменив их так, чтобы они отвечали на вопрос имени прилагательного. Запишите их.
Задание 2 варианту:
Вставьте буквы в слова, изменив их так, чтобы они отвечали на вопрос глагола что сделать?
Запишите их.
- Проверим! Сайд 7.
1 вариант:
Морозный, народный, коньковый, ягодный, дорожный, городской, берёзовый.
2 вариант:
Заморозить, пообедать,
Заработать (поработать),
Позавтракать, загородить, помечтать, подежурить
- Обобщение
Каким словообразовательным способом вы пользовались? Докажите.
/Суффиксальным./ Правило. Дети выделяют суффиксы, разобрав слова по составу.
/Приставочным./ Правило. Дети выделяют приставку.
4. Физминутка. 2 минуты. Слайд 8 (Отдохнём!)
5. Изучение нового учебного материала. 15 мин.
- Повторить правила о способах словообразования.
А хотите ли вы узнать о других способах словообразования?
Хотим узнать!
- Работа по учебнику (ст.146)
Загородный – город
Подмосковный – Москва
Беззаботный - забота
- Разобрать по составу.
- Правило. Слайд 9 ( Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным).
- Упражнение 1. Запись слов.
- Упражнение 2. Запись схем.
Узнали?! Повторяют правило.
Отвечают на проблемный вопрос.
- Слайд 10 ( Чтобы определить способ образования слов, нужно обратить внимание на значение слова).
6. Физминутка. 2 минуты. Слайд 11. (Отдохнем!)
7. Закрепление изученного материала.8 минут.
- С каким способом словообразования мы познакомились сегодня?
(Дети повторяют правило)
- Продолжи предложение
• Окончание – это часть слова…
• Общая часть родственных слов…
• Значимые части слова…
• Приставка…
• Суффикс…
• Словообразование – это …
• Как образуются слова
- Составление кластеров. Дети приводят примеры.
• Состав слова. Слайд 12.
• Словообразование. Слайд 13.
8. Домашнее задание. 2 минуты. Выучить правило страница 147.
9. Итог урока и оценка знаний. 4 минут. Слайд 14. Дети дают ответы на вопросы.
• Какую работу выполняли?
• Для чего мы это делали?
• Похвалите себя за какой- либо момент на уроке.
• Поругайте себя.
• Как помогали вы друг другу?
• Оцените свою работу.
Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок!
Слайд 15 (Удачи вам! Молодцы!)