Цель: Формирование представлений о конфликте, конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей.
Сформировать понятие «конфликт».
Проследить динамику развития конфликта.
Дать представление о тактиках поведения в конфликтных ситуациях и анализе собственного стиля поведения в ситуациях разногласия.
Познакомить с алгоритмом и конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Методическое оснащение: листы А 4, маркеры, песочные часы, кнопки (магниты), бланки с ответами на тест Томаса, наглядный материал: «Конфликты в общении», определение конфликта, формула конфликта, рисунок гриба, рисунок денег, фраза для «Аукциона идей», алгоритм разрешения конфликтов, схема нарастания конфликта, список тактик поведения в конфликте.
Ход занятия:
Мы продолжаем с вами изучать тему общения с позиций современной психологии. На прошлых занятиях мы постигали азбуку общения, учились строить отношения с окружающими людьми. Однако важно не только построить, но и сохранить. И вот сегодня мы будем с вами искать пути к сохранению отношений.
Тема сегодняшнего занятия: «Конфликты в общении». *
Поднимите руку те, у кого в жизни никогда не было конфликтов. Верно, не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Жизнь невозможно прожить без конфликтов. Конфликты неизбежны даже при самых хороших отношениях.
Чтобы понять - почему, попробуем дать чёткое определение понятию конфликт. Предлагаю работать в группах.
Первое задание для групп будет следующее: «Представьте себе, что вы встретили инопланетянина. Выяснилось, что он говорит и понимает по-русски. Объясните ему, что такое конфликт». Свой вариант продумайте, обсудите и напишите на листе. Время на выполнение – 3 минуты. (Выполнение задания № 1. Листы вывешиваются. Варианты озвучиваются.)
В науке КОНФЛИКТОМ называют столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов; серьёзное разногласие, острый спор. * Определение какой из групп является более точным – посмотрим…
Конфликты неизбежны, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на жизнь, своё мнение, отличающееся от мнения другого.
В любом конфликтном взаимодействии выделяют как минимум две стороны – участника и предмет конфликта, на который направлены интересы сторон. * ( см. рис. 1 )
Представим ситуацию:
Два человека идут по лесной тропинке и вдруг одновременно замечают на равном
расстоянии от себя белый гриб… * ( рис. 1 + рис. 2 )
Задание для групп: «Как поведут себя в этой проблемной ситуации стороны? Ваши варианты». Время на выполнение задания – 3 минуты. ( Выполнение задания № 2. Листы вывешиваются. Варианты озвучиваются.)
Вы представили различные тактики поведения в конфликтной ситуации.
Всего таковых выделяют пять:
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество – стремление разрешить противоречие посредством активного взаимодействия со своим партнёром, когда ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Избегание – уход от всякого обострения отношений, споров и разбирательств.
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. *(список №1)
Приведите примеры проявления этих тактик в предложенной конфликтной ситуации.
(Тактика «приспособление» - уступить гриб; «компромисс» - поделить его; тактика «соперничество» - взять гриб, настоять на своём; «сотрудничество» - обсудить ситуацию с партнёром с целью максимального удовлетворения интересов обеих сторон)
В каких случаях возникшая проблемная – конфликтная – ситуация перейдёт в конфликт – в открытое столкновение сторон? (если к достижению соглашения стремиться лишь одна сторона; если никто не готов идти на уступки, и используется тактика «соперничество»)
Как правило, в этой ситуации один из участников соглашается уступить гриб. И конфликтная ситуация не переходит в конфликт. А вот если предметом конфликта будет не гриб, а деньги? * (рис. 1 + рис. 3)
В различных конфликтных ситуациях каждый человек использует и различные тактики конфликтного взаимодействия. Хотя это не исключает наличия излюбленных, предпочитаемых, доминирующих тактик. Их сочетание характеризует индивидуальный стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Вы отвечали на вопросы теста, с помощью которого можно определить собственный стиль поведения в ситуации разногласия. Ваши ответы на тест лежат у вас на столах, можете ознакомиться. * Если сумма ваших ответов в колонке больше 7 баллов, то тактика является доминирующей; если 5 – 6 баллов – предпочитаемой.
Сочетание предпочитаемых и доминирующих тактик будет характеризовать индивидуальный стиль вашего поведения в конфликтных ситуациях.
Если вы в равной степени владеете всеми, то ваш стиль универсален, позволяет гибко реагировать в зависимости от обстоятельств.
Очень важно при выборе способа разрешения конфликтной ситуации уметь прогнозировать будущие отношения с другим. Отношения перейдут на новый уровень развития, если конфликт разрешается конструктивным способом (плодотворным). Это произойдёт, если каждый участник сопоставит свои интересы с интересами другой стороны.
Рассмотрим конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций на конкретном примере.
Представьте ситуацию: Учитель поставил ученику низкую оценку. Ученик с оценкой не согласен.
Задание для групп: «Как можно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию конструктивным (плодотворным) способом?». Время на выполнение задания – 3 минуты.
( Выполнение задания № 3. Варианты озвучиваются.)
Определим, к какому стилю – способу регулирования конфликтов (из знакомого вам списка) относиться каждый вариант.
Какой из предложенных вариантов будет наиболее эффективным в данной ситуации?
В ходе выполнения заданий, заметьте, вы использовали определённый алгоритм разрешения спорных ситуаций. Полный вариант этого алгоритма лежит у вас на столах, можете ознакомиться. * (список № 2)
Итак, беспроигрышный метод решения конфликтов:
Выясни, чья это проблема и в чём конкретно дело.
Ищи как можно больше решений.
Оцени различные решения.
Вместе с партнёром подумай, какое решение самое удачное.
Обязательно следуй достигнутым договорённостям.
Договорись с партнёром, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Пора подводить итог классному часу. И последним заданием для команд сегодня будет следующее:
Продолжите фразу: «Чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо …». *
Итак, конфликты неизбежны. Поэтому нужно учиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии. Сотрудничество и разумный компромисс, стремление к скорейшему и наименее болезненному разрешению противоречий и достижению общих целей – вот к решению какой задачи стоит и надо стремиться.
На следующем занятии мы продолжим с вами изучать тему «Конфликты в общении»: познакомимся с правилами поведения в конфликтном взаимодействии, с технологиями управления конфликтом. Для того, чтобы наше обсуждение не было чисто теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в вашем коллективе и пути их решения, обсуждение которых мы продолжим в следующий раз. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо. До свидания!
На: Конфликты в общении
Очень актуальная тема! Школьникам часто не хватает разбора конкретных ситуаций и разбора совместно со взрослыми.
На: Конфликты в общении
Спасибо за интересный материал. Желаю успехов в работе.
Овчинникова О.В.
На: Конфликты в общении
очень актуальная тема.можно было в занятие добавить игру