Submitted by Софья Юсуповна Мартынова on Sat, 18/12/2010 - 04:48
Урок-мастерская « Лицо России»
Цель:
1.Обучать моделированию текста на основе концептуального анализа слова.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся, ассоциативно-образное мышление.
3.Воспитывать чувства уважения и любви к своей стране и к ее культурным традициям.
(Звучит песня «Гляжу в озера синие…» в исполнении Е.Шавриной -2 куплета; слайды о России - видеоролик)
Вступительное слово учителя: (на фоне презентации к уроку) 1-2 слайды
Только вдумайся, вслушайся
В имя «Россия»!
В нём и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Мы сегодня па уроке напишем сочинение – миниатюру « Лицо России»-это наша задача Будем идти от слова к тексту.
3-4 слайды
Русский философ Георгий Федотов пишет: « Лицо России» не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании умирающих звуков».
Метод проблемной беседы:
Почему трудно выразить « Лицо России»? Попробуем ответить.
6-7 слайды
-Назовите синонимы к слову « лицо России»? (образ, облик, портрет).
А более поэтичнее? (лик).
В былые времена Россию называли «Землей Жар-птицы», об этом в своей книге рассказала известная американская писательница Сюзанна Масси.
Звучит стихотворение о России:
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озерный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе еще мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
-При упоминании « лицо России», какие цветовые ассоциации возникают у вас?
Нанесите кисточкой мазок краски на листочке бумаги?
(Звучит музыка –3-4 куплеты песни «Гляжу в озера синие..», дети изображают, консультанты прикрепляют листочки на доску).
Учитель:
Вот в такой цветовой гамме получился образ России.
На ваших листочках преобладают яркие радужные тона. Это радует, большинство из вас видят лицо России светлым, что связывает нас с надеждой на лучшее, на светлое будущее.
8 слайд
Девиз нашего урока:
Я ищу – значит учусь (Анри Барсис)
Мы продолжим работу над поиском нужного слова
Вы имеете право на ошибку.
-Что вы видите, когда слышите слово «Россия»? На мгновенье закройте глаза, представьте нашу страну. Какой вы ее видите?
9-14 слайды
Составьте и запишите словосочетание:
(необъятная Россия, бесконечные просторы, мирное небо, деревенский дом аист на крыше).
- Прослушайте отрывок из стихотворения Э.Асадова.
Россия начиналась не с меча,
Она скосы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась… (читает ученик)
Попробуйте составить словосочетание типа «прил. + Россия», отражающее движение времени:
-Опираясь на СПП, сформулируйте самостоятельно ответ
(потому что… у каждого свое восприятие России).
15- 16 слайды
-Запишите заголовок будущего текста ( Лицо России)
Предлагаю начальную фразу: « Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…»
Анализ стилистических особенностей фразы:
-Назовите прием создания живого образа России: олицетворение- Россия- девушка, Россия-невеста.
Назовите постоянный эпитет (белая лебедушка).
Традиционно – поэтическое сравнение женщины с образом птицы ( словно белая лебедушка).
-Употребление суффикса с уменьшительно – ласкательным значением ( лебедушка).
УЧИТЕЛЬ:
Скажите, в традициях, какой культуры создано начало текста, предложенного вам?
(В традициях русского народного творчества)
Где мы с вами встречались с таким способом создания образа? (В русском фольклоре).
17-18 слайды
УЧИТЕЛЬ: Да, символика цвета, постоянные эпитеты характерны для фольклорного произведения.
Следовательно, какой вы будете описывать Россию?
(сказочной, народной, песенной).
Значит, мы будем описывать лицо России сказочной, песенно-народной. Для подготовки к сочинению мы воспользуемся карточками-схемами и стихотворными отрывками С.Есенина («русского царевича» по словам Б.Пастернака).
УЧИТЕЛЬ:
У вас на столе лежит раздаточный материал, посмотрите, прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению
19-20 слайды
РАБОТА с раздаточным материалом:
-выразительное чтение стихотворных фрагментов.
I.Глаза…
1). Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
2).Васильками сердце светится,
Горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке
Про синие глаза…
3).О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
4). Опять передо мною голубое поле…
Учитель: Выделите постоянные цветовые эпитеты, связанные с природой и метафорические сравнения.
(учащиеся записывают материал к сочинению в тетрадь)
21 – 28 слайды
II. Лицо… Румянец…
1) Алый- светло-, ярко-красный; самого густого цвета розы, яркой (не золотистой) зари; Алый цветочек. Краше цвета алого, белее снега белого.( По словарю В.И.Даля)
2) Глупое, милое счастье
Свежая розовость щек!
3)Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод…
3. Коса… пронизана лентой яркой.
. 1) Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
б. Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь…
Сарафан итравушкой- муравушкой изукрашен и цветочками…
А как речь-то говорит, словно…
-выявление связи деталей портрета с русским пейзажем;
-выделение постоянных цветовых эпитетов, связанных с природой ( алый румянец- цвет зари, косы золотые- цвет солнца, синие глаза- цвет неба).
- по ходу выполнения задания учениками заполняется таблица по схеме.
Индивидуальная работа. МУЗЫКА….
УЧИТЕЛЬ: попробуйте написать сочинение –миниатюру –описание « Лицо России». В написании сочинения поможет вам и музыка. Характер этой музыки соотносится со словесным портретом России: общность мелодической и поэтической фразы выражается широтой дыхания, напевностью.
Звучит музыка Рахманинова, 3-й концерт
Рефлексия.
Чтение работ (1-2), обсуждение.
Миниконцерт
УЧИТЕЛЬ: лицо Россия слагается из разных элементов, в него входят: природа, история, народ, культура, язык музыка.
Вот отдельные фрагменты:
Образ России в музыке: Влад Сивиренчук исполнит народную музыку (балалайка, пианино)
Образ России в танце ( С. Шульгина покажет нам танец).
Чтение стихотворений (Козлинский А., Александров С.)
Раздаточный материал.
Лицо России.
Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…
1.Глаза… 2. Лицо… Румянец…
а. Я покинул родимый дом, а. Алый – светло-, ярко-красный;
Голубую оставил Русь… самого густого цвета розы, яркой
(не золотистой) зари; багряный,
б. Васильками сердце светится, багрецовый (не багровый), краски
Горит в нем бирюза. боевых жил. Алая кровь. Алый
Я играю на тальяночке цветочек. Краше цвета алого,
Про синие глаза… белее снега белого.
( По словарю В.И.Даля)
в. О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку… б. Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!
г. Опять передо мною голубое поле…
в. Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод…
3. Коса… пронизана лентой яркой.
а. Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
б. Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь…
4. Сарафан и травушкой изукрашен
И цветочками-
5.А как речь-то говорит, словно…
Глаза
Лицо
Коса
Сарафан
Речь
Литература:
Н.Л.Мишатина. «Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. Издательство «САГА» «Наука».2004 год.