Буквы –н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
Submitted by Галина Васильевна Лынник on чт, 16/12/2010 - 11:58
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Знакомство с темой , целями урока.
3.Повторение. Опрос. Работа с алгоритмом.
3.Выборочная работа (словосочетания). Синтаксический разбор (разбирает один ученик у доски).
Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое – где раздаётся пение таинстве…ых птиц4. Совсем рядом – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. У самой воды – каме…ый выступ с какими – то причудливыми растениями. Будто зелё…ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревя…ые домики весело смотрят на мир, встречая восход солнца.
-О чём этот текст?
- О красоте русской природы, русской земли. Недаром ещё древнерусский летописецв «Слове о погибели Русской земли»вдохновенно писал: « О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена». Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы народного промысла - красивой формы, удобные в использовании.
Сегодня на уроке мы побываем на заочной экскурсии в музее народных промыслов. Мы поговорим о некоторых видах народно-прикладного творчества, для того чтобы подготовиться к сочинению-описанию. Ну и конечно же, будем отрабатывать правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.
4.Распределительная работа.
У вас на партах- пригласительный билет в музей.
Прочитаем его содержание:
- Записать словосочетания, среди которых есть словосочетания с именами прилагательными, при помощи которых можно рассказать о народном промысле. Графически выделим орфограммы, объясним их написание.
Итак, мы с вами справились с заданиями, предложенными нам в пригласительном билете. И можем отправляться на экскурсию в музей народных промыслов.
Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов
На уроках изобразительного искусства вы, ребята знакомились с народными промыслами. Назовите известные вам ( Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Матрешка, Павло- Посадские платки, Хохлома)
-А в нашей области какой народный промысел существует?
- Давайте, ребята, пройдём в выставочный зал и посмотрим произведения народно-прикладного творчества. (Презентация)
- Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть нечто общее. Что?
Вывод: Мастера воспевают красоту мира!
5. Осложнённое списывание.
1Как это ни уд…вительно, в 21 веке инт…рес к стари…ым народным промыслам (не) угаса…т. 2. Это та самая «великая пр..стота», к которой стремит?ся исти…ое и..ку…тво.3. З…л…тыми осе…ими красками сияет «хохлома», деревя…ые чудо-шкатулочки из Федоскино, Мстёры - словно возвр…щение в сказочный, были…ый мир. 4. А керамика Гжели - это снега России, тума…ое небо или ледя…ые цветы на окне...
5. В каждой (не)обыкнове…ой вещи чу…ствуется душа мастера, тепло его рук. 6. Иску…ные работы дарят нам красоту, радость и то, что в народе называют «покой в душе». 7. А порою - и добрую улыбку.
Задания к тексту.
- Какова тема данного текста?
- В каком предложении или предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему интерес к народным промыслам не угасает»? 5-6 (Народные художники превращают обычные предметы быта в произведения искусства, которые приносят нам радость)
- Как характеризует автора информация, заключённая в предложениях 3-4? (Как человека неравнодушного к народным промыслам, к истории своего народа, умеющего ценить красоту.) Мы тоже с вами должны учиться ценить красоту, уважать труд народных умельцев.
-Посмотрите на хохломскую посуду, насколько она разнообразна. Чем она отличается от обыкновенной посуды? (Она яркая, словно золотая, украшена цветами, травами.)
- Правильно, она как золотая. Цветы, завитки необычные, причудливые. Как перья жар-птицы, золотом загораются они на красном фоне.
- Какой орнамент преобладает? Какие цвета преобладают в хохломской росписи? (золотой (цвет солнца), черный (торжественность), красный (огонь, любовь, жизнь).
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
- А кто знает, где изготовляли посуду? Почему так называется эта посуда? Откуда пришла к нам эта несравненная красота ?
6.Работа с текстом по вариантам.Задание: определить стиль речи, назвать признаки стиля (точность, краткость,наличие терминов, обобщённость, отношение автора не передаётся). Объяснить графически написание выделенных слов.
Хохлома – стари…ый русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную росписьдеревя…ой посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелё…ым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебря…ый оловя…ый порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традицио…ыеэлементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревя…ую посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Задание: определить стиль речи, назвать признаки стиля(эмоциональность,образность). Объяснить графически написание выделенных слов.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём необыкнове..ая красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными багря…ыми цветами и тонкими веточками.
Знал мастер, как из простой деревя…ой посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя….ым порошком, покрывал льня…ым маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посудаогне…ымикрасками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Вывод. Описать предмет, рассказать о нём мы можем по-разному. Это зависит от стиля речи.
Подготовка к мини - сочинению .
- Сейчас вы будете работать над сочинением-описанием хохломской посуды по плану:
·Предмет.
·Материал.
·Форма.
·Цвет.
·Орнамент (рисунок, узоры).
·Какое настроение передает изделие?
Задание: использовать слова на изученную орфограмму. Для сочинения вы можете использовать слова из сегодняшних упражнения, словосочетания, записанные в начале урока и справочные материалы.
8. Подведение итогов урока.
-С какой темой познакомились на уроке?
- Когда в прилагательных пишется одна буква н? две буквы н?
- О каких народных промыслах мы сегодня с вами говорили? Какой вывод мы должны для себя сделать?
(Народные художники превращают обычные предметы быта в произведения искусства, которые приносят нам радость. И мы с вами должны знать народные промыслы и гордиться мастерами- умельцами).
Поэтому урок мы закончим следующими словами:
Древний промысел не забыт –
Украшать жилище и быт.
До сих пор у каждой избы
Чудеса российской резьбы.
До сих пор плетут пояски,
В деревнях в ходу туески,
Кружевные над домом венцы,
Точат ложки, шкатулки, ларцы.
И как прежде рисуют по ним
Жаром лета, лучом золотым,
Синью неба, волшебным огнём,
Грёзой сказки, причудливым сном.
Оживают под кистью порой
Диво дивное долгой зимой,
Вспышки ярких, далёких зарниц,
Золотистые крылья жар-птиц.
И мечтаем зимою не раз
Мы под ложки пуститься в пляс,
Чтоб зажёгся огонь в тиши,
В синих сумерках нашей души.
7. Домашнее задание: выучить п. 13 по учебнику, написать сочинение.