14 декабря 2010 год
Разработка урока информатики и ИКТ
«Линейные алгоритмы»
Учитель информатики Артемова Елена Владимировна
Цели: 1) учебная – применение программы Turbo Pascal для решения задач на компьютере. Закрепление понятия «линейный алгоритм».
2) развивающая - формирование логического стиля мышления, умение сравнивать и анализировать;
3) воспитательная - воспитание внимания, взаимопомощи и нравственных качеств.
Задачи урока: 1) определим для чего нужно уметь решать задачи на компьютере; 2) вспомним основные разделы и служебные слова языка Pascal; 3) закрепим на основе решения задач на языке Pascal.
Тип урока: урок закрепления нового материала.
I этап – Орг.момент
Учитель.Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами пройдет урок закрепления темы «Линейные алгоритмы». Мы будем решать задачи, и отвечать на вопросы теста.
1. Тема нашего урока: «Линейные алгоритмы».
Скажите, пожалуйста, что такое алгоритм?
Что такое линейный алгоритм?
Что такое программа?
Учащиеся:
Учитель. Все программы, с которыми мы работаем на компьютере, написаны на каком либо языке программирования. Каждая программа состоит из множества мелких задач. Эти задачи мы с вами и учимся решать.
2. Сегодня на уроке мызакрепим понятие линейного алгоритма на основе решения задач.
II этап – Актуализация опыта учащихся.
1.«Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные служебные слова языка программирования Pascal. Работа в парах.
Раздел объявления переменных
|
begin
|
Начало программы
|
end
|
Заголовок программы
|
readln
|
Оператор ввода
|
var
|
Операция присваивания
|
:=
|
Конец программы
|
program
|
Оператор вывода
|
writeln
|
2. Запишите на языке Pascal следующие выражения: (индивидуальная работа).
Вариант I
Вариант II
3. Задание на карточках. Работа в парах.
Вариант I
Чему равна переменная с после выполнения алгоритма:
с:= 8;
b:= c*2/4;
c:= b/2.
Вариант II
Чему равна переменная с после выполнения алгоритма?
c:= 5;
b:=c*4/2;
c:= b*3.
Проверяем правильность выполнения заданий.
1)
Раздел объявления переменных
|
var
|
Начало программы
|
begin
|
Заголовок программы
|
program
|
Оператор ввода
|
readln
|
Операция присваивания
|
:=
|
Конец программы
|
end
|
Оператор вывода
|
const
|
Раздел объявления постоянных
|
writeln
|
2)
a2b2(a-b)
|
sqr(a)*sqr(b)*(a-b)
|
|
1/(a+b) – c*d/sqr(a+b)
|
|
(a- sqr(a+b)-b*b*b)/sin(a)
|
|
sqrt(2*a – 4*sin(a))
|
(x2+y2)xy
|
(sqr(x) + sqr(y))*x*y
|
|
(sqr(x) + sqr(y))/(x*y) – 1/(x – y)
|
|
cos(x)/(x+ (x – y)*(x – y)*(x - y)+sqr(y))
|
|
sqrt(3*x) – 5*cos(x)
|
3) c=2; (вариант I)
c=30. (вариант II)
III этап. Применение знаний и закрепление изученного.
Составьте алгоритм и напишите программу вычисления длины и площади окружности, если известен ее радиус.
1. Что такое окружность? Что называют кругом?
2. Напишите формулы вычисления длины окружности и площади круга.
3. Как записать на языке Pascalчисло пи.
4. В каком разделе программы записываются постоянные величины?
Учащиеся: Все точки, удаленные от одной точки (центра окружности) на одинаковое расстояние, называются окружностью.
Часть плоскости, состоящую из всех точек окружности и всех точек, лежащих внутри окружности, называют кругом.
С= 2πR; S=πR2
На языке Pascalчисло π записывается в таком виде: Pi;
Константа – это постоянная величина, значение которой не может изменяться. Записываются постоянные величины в разделе объявления констант.
Работа у доски
Составим алгоритм данной задачи.
Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним основные правила ТБ (фронтальный опрос)
Ученики: не трогать провода, розетки, соблюдать осанку, расстояние до монитора не менее 65см, руки опираются на предплечья.
Составим программу. Индивидуальная работа за компьютерами.
program okrugnost;
uses crt;
var c,s,r: real;
begin
write('r =');
read(r);
c:=2*Pi*r;
s:=Pi*sqr(r);
writeln('c=',c:8:2,' s=',s:8:2);
end.
IV этап – Подведение итогов.
Мы с вами закрепляли сегодня новую тему «Линейные алгоритмы».
1. Что же такое алгоритм? Линейный алгоритм?
2. В каком виде можно записывать алгоритмы?
3. Что такое программа?
4. Скажите, из каких основных разделов состоит программа на языке Pascal?
5. Назовите этапы решения задач на компьютере.
6. Назовите основные блоки блок схемы.
Домашнее задание. Составьте программу нахождения площади прямоугольника.
Я благодарю вас за урок. Урок окончен.
|
На: Разработка урока информатики и ИКТ«Линейные алгоритмы»
Предполагается, что ученики уже знают, что такок CRT?
На: Разработка урока информатики и ИКТ«Линейные алгоритмы»
Да и конструкцию языка, и основные операторы.
На: Разработка урока информатики и ИКТ«Линейные алгоритмы»
Необходимо на этом этапе изучения темы зрительного восприятия блок-схем линейного алгоритма.