Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда"
Submitted by Елена Владиславовна Упорова on Tue, 14/12/2010 - 20:22
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя:
Ребята, в честь 50-летия полёта Юрия Гагарина 2011 год объявлен годом российской космонавтики. Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета возле деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
В связи с этим я хочу загадать вам пару загадок:
1. По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
2.Вечером цветут, утром увянут,
Днем спят, ночью пробуждаются.
Конечно, это звёзды. Но речь сегодня пойдет не только о звездах.Сегодня мы с вами поговорим о красоте. О красоте человека. В чём сила красоты? Почему она так волнует людей? И что же скрывается за этой красотой?
Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота и
«Почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Заболоцкий. Может ответить на него сказка английского писателя Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда», которую вы читали дома.
(запись в тетрадь числа и темы урока)
II.Слово учителя.
Показ презентации:
Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.
Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Старались одеваться так, как Уайльд, повторяли его остроты. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение себя слушать
Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй.
Он автор таких сказок, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Молодой король», «Кентервильское привидение», «Мальчик-Звезда» и другие.
Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Что такое звезда? (Это что-то очень красивое, таинственное, но холодное и далекое, бессердечное)
Что может означать сочетание слов “звезда” и “мальчик”? Каким вы ожидаете увидеть мальчика? (Он должен быть красивым, связано что-то волшебное.)
Сегодня на уроке мы проанализируем произведение “Мальчик – звезда”. Попробуем ответить на главный вопрос:
Какая красота может изменить мир к лучшему?
III.Беседа по тексту.
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
- Почему мальчика в детстве назвали Звездой? (думали, что он упал со звезды)
- Вспомним, как он попал к людям. (дети рассказывают о том, как лесорубы находят ребёнка)
- Как собираются поступить лесорубы? Найдите в сказке ответ и прочитайте…
- Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден? (нельзя совершать зло)
- О чём этот поступок нам говорит?
Делаем вывод: жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному.
- Как жена Лесоруба приняла его решение? (она огорчилась и не хотела брать ребёнка)
- Почему в доме появился злой ветер? (здесь живут люди с «каменными сердцами»)
- Как вы понимаете выражение «каменное сердце»? (жестокое, злое, так говорят про бессердечных людей)
- Чем закончился конфликт Лесоруба с женой и какие качества они проявили? (они оставили ребёнка у себя и проявили мудрость, доброту)
Итак, мальчик стал жить в семье Лесоруба.
- Что его отличало от всех людей в посёлке? (красота) Найдём портрет мальчика. (стр. 36)
…С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.
- Его внешняя красота соответствовала поведению? (он вырос жестоким и бессердечным.)
- Да, он был высокомерен и жесток. А как к нему относятся сверстники? (подражают ему)
- Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению? (Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.)
- Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем? (Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.)
Красота- это сокровище. Но распорядиться ей как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.
Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром.
- А вам он нравится? Почему? (он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.)
- В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце? (мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью)
- Почему Мальчик так себя ведёт? (ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери)
- Как он был за это наказан? (стал уродлив)
Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.
Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать чувства, настроение человека в разные моменты его жизни. Послушайте отрывок «Маленькой ночной серенады» Моцарта и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка.
(Звучит тихая мелодия Моцарта)
- А теперь поделимся своими впечатлениями. (грусть Мальчика, ставшего одиноким; в него бросают камни; он просит кусок хлеба, но ему не дали; замерзает от непогоды, ночует под деревом)
- Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий? (он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым)
- Почему к нему вернулась красота и чем она отличается от прежней?
(В его глазах появилось что-то новое – мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой).
- Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу.
- Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему?
- А сейчас давайте послушаем стихотворения русских поэтов, которые вы подготовили.
V.Чтение наизусть стихотворения С. Есенина
Шел Господь пытать людей в любови,Выходил он нищим на кулижку.Старый дед на пне сухом, в дуброве,Жамкал деснами зечерствелую пышку.Увидал дед нищего дорогой,На тропинке, с клюшкою железной,И подумал: "Вишь, какой убогой,-Знать, от голода качается, болезный."Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:Видно, мол, сердца их не разбудишь…И сказал старик, протягивая руку:"На, пожуй … маленько крепче будешь."
- О чём, ребята, это стихотворение? (несмотря на то, что человек очень беден, у него доброе сердце, он готов поделиться последним куском хлеба)
- Вы убедились. Что к теме добра, любви и милосердия обращались и русские, и зарубежные авторы.
- Но я знаю, что некоторые из вас тоже пишут стихи, представьте нам свои работы.
Чтение стихотворений собственного сочинения.
Как плохо живётся на свете,
Когда друзей рядом нет.
Друг нужен и взрослым, и детям,
С ним ты не знаешь горя и бед.
Пойдём мы с подругой зимою,
Соседской бабушке снег уберём,
А если ей скучно порою,
То с ней потолкуем о том и о сём.
Она нас теплом обогреет
И ласково скажет: «Вот хорошо,
За окнами ветер воет,
А вы ко мне приходите ещё!»
Люди, давайте жить дружно,
Чтоб не было бед и нужды.
Будьте добры к окружающим людям,
И мир расцветёт, как на поле цветы!
О маме.
Мама – первое слово ребёнка,
Мама родная поможет всегда.
Мама растит нас и любит с пелёнок
И не обидит меня никогда.
С мамой моей мы играем, гуляем,
Пьём Кока-Колу, едим шоколад.
Жизнь рядом с ней мне покажется раем,
Да и каждый ребёнок своей маме рад.
А если настигнет меня вдруг беда,
Мама, конечно, поможет всегда.
Всё объяснит мне, расскажет рассказ,
И я снова пойму, что моя мама- класс!
Бабушке.
Добрее бабушки нет никого,
Она нам делает всегда добро.
Бывает, купит нам конфет,
То приготовит нам обед.
Добро она для нас творит,
Везде она нам угодит.
Поможет сделать все уроки.
И спросит нас: здоров и как дела?
С ней не страшны любые беды.
И если с нею быть таким же добрым,
То проживёт до ста достойных лет она!
VI.Заключительная беседа
- Прочитаем, какими качествами обладал Мальчик-звезда в нашей сказке?
(На экране - жестокость, доброта, любовь, эгоизм, милосердие, гордость, справедливость, холодность)
- Давайте оставим те качества, благодаря которым Мальчик-звезда стал правителем. Уберите всё ненужное по вашему мнению.
- Вот это и есть основные качества звезды. Чтобы стать звездой, нужно обладать этими качествами.
- Молодцы, ребята, вы проделали большую работу: подготовили рисунки, читали стихи и говорили на очень важную тему
- Ответила ли нам сказка Уайльда на вопрос, в чём же заключается истинная красота человека? В чём же она?
Я думаю, вы поняли, что красота – не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Эти качества и делают человека красивым.
- Давайте обратимся ко второму эпиграфу. Как вы его понимаете?
Много есть людей с
красивой внешностью,
которым, однако,
нечем похвастаться внутри.
Ф. Купер
VII.Домашнее задание
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Напишите дома небольшое сочинение; используйте в качестве доказательств свои мысли, текст сказки О. Уайльда. Запишите тему сочинения в тетрадь (высказывание Ф. Купера)
VIII.Выводы по уроку
Наш урок подходит к концу. Ответим на главный вопрос:
Какая красота может изменить мир к лучшему?
Сочетание внешности человека с его внутренним миром, прекрасные поступки, теплое сердце. Вот что может изменить мир к лучшему.
Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.