Submitted by Наталья Владимировна Злепкина on Tue, 14/12/2010 - 00:06
Урок систематизации и обобщения знаний в 7 классе по теме «ЮжнаяАмерика»
Урок проводится в виде игры .
Цели и задачи урока:
1)образовательные: обобщение ранее изученных знаний, осуществление контроля за усвоением знаний, характеристик отдельных природных компонентов, формирующих ПТК;
2)развивающие: закрепление умения сопоставлять и сравнивать карты различного содержания, умение работать с картой и другими источниками информации, развивать внимание, умение делать самостоятельные выводы;
3)воспитательные: повышение интереса к предмету, воспитание коллективизма, чувства ответственности за результаты своей работы и учебы.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, карточки с заданиями, фотографии и слайды различных животных Ю.Америки
Ход урока
1 конкурс «Разминка»
Ведущий задает по 5 вопросов каждой команде
1к.
1.Какой океан обманывает свое название? (Тихий океан)
2. Название какого океана говорит о его местонахождении? (Сев.Лед.ок.)
3. Сколько экваторов можно провести на глобусе? (один)
4. Как называется точка земного шара где нет направления на север?(сев.
Полюс)
5. Назовите самую высокую вершину на Земле ? (Джомолунгма)
2к.
1.Назовите самую глубокую впадину в океане? (Марианский желоб)
2.Какой материк омывают все океаны? (Евразия)
3.Какой океан омывает все материки кроме Австралии? (Атлант. Ок)
4.Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф.Белисгаузен и М.П.Лазарев)
5.Кто первым побывал на Южном полюсе? (Р.Амундсен)
2 конкурс «Картографы»
От каждой команды приглашаются к доске по одному представителю. Задание- нарисовать контур материка и отметить на нем экватор.
3конкурс «Какой материк».
Каждая команда получает конверт, в котором контурная карта материка, разрезанная на 10 частей. Учащиеся должны сложить эти части и определить название материка.
4 конкурс «Логическая последовательность»
Факты необходимо выстроить в логической последовательности..
1.Теплые течения усиливают влажность воздуха.
2.Материк Ю.Америка хорошо нагревается.
3.Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.
4.Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.
(2-4-1-3)
5 конкурс «Кто такой? Что такое?»
1.С именем какого известного немецкого географа и путешественника связано настоящее исследование материка? Результаты его экспедиций оказались столь значительными для науки , что его называли позже «вторым Колумбом». (А.Гумбольдт)
2.Именно Анды являются родиной этой популярной овощной культуры. Ее возделывают здесь с незапамятных времен, о чем свидетельствуют найденные при раскопках древних захоронений инков изображения растений.( Картофель)
3.Его именем назван самый широкий пролив в мире, отделяющий Ю.Америку от Антарктиды. (пролив Дрейка)
4.Название этого водопада в переводе с индейского означает «Большая вода». (Игуасу)
6 конкурс «Найди экватор»
Вывешивается на доске плакат с графиками годовых температур на различных широтах. Задание – определить на каком из графиков показан годовой ход температур на нулевой широте.
7 конкурс «Работа с картой»
Этот конкурс состоит из нескольких заданий.
1.Определить абсолютную высоту Амазонской низменности.
2.Определить какой город расположен выше над уровнем моря – Бразилиа или Буэнос – Айрес
3.Определить среднюю глубину Магелланова пролива.
4.Каково направление вашего путешествия, если вы спускаетесь по Амазонке к Атлантическому океану?
5.Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее?
6.В каком направлении идет судно из Атлантического океана в
Тихий через Панамский канал?
Для ответов на подобные вопросы отводится немного времени, ученики должны сами организовать свою работу, они часто распределяют вопросы между членами команды, и от ответа каждого
ученика зависит успех команды.
8 конкурс « Природа материка»
·Учащимся предлагаются фотографии или слайды различных животных, птиц или растений. Они называют представителя животного или растительного мира и отвечают в какой природной зоне он обитает.
·Весь гигантский мир Амазонии – болота. Леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет больше такого природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?
·Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. Одна из самых необыкновенных и сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 ю.ш. Назовите эти пустыни и объясните их происхождение
В этом конкурсе обязательно задается вопрос о ламе-альпако: почему живя на широте экватора она имеет длинную густую шерсть?
Кроме того зачитывается легенда о вожде племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой., но пусть каждый принесет мне ветку с того места. Где он свернул с дороги»- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся : «ТЫ не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы.» Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия горы , но даже не пытался начать восхождение.» Третий, с веткой тополя даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника» Подобное поощрение и четвертому, с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на пол пути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Учащимся задается вопрос: «Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?»
9 конкурс «Номенклатура»
Каждая команда получает контурную карту, на которой знаками вопроса отмечены географические объекты. Вторая контурная карта содержит вопросы о странах и столицах.
10 конкурс «Четвертый лишний»
Найти лишнее в списке и дать объяснение.
а/Амазонская, Ла-Платская. Мисисипская, Оринокская. (Мисисипская низменность находится в Северной Америке.)
б/ Риу-Негру, Парана, Тапажос,Замбези. ( река Замбези – в Африке.)
в/Боливия, Мексика,Эквадор, Уругвай. ( страна Мексика – в Сев. Америке.)
г/ Сантьяго, Гавана, Монтевидео, Лима. ( Гавана- столица Кубы)
11 конкурс «Блиц турнир»/
данный конкурс можно провести как игру со зрителями во время проведения какого либо конкурса , на который отводится время/
1.Самое крупное высокогорное озеро- (Титикака)
2.Самая длинная горная цепь на Земле – (Анды)
3.Самый высокий водопад на планете- (Анхель)
4.Самая большая змея – (Анаконда)
5.Самые крупные пауки – (Птицееды)
6.Самая маленькая птичка – (Колибри)
7.Самая высокая точка Западного полушария- (г.Аконкагуа)
8.Самая высокогорная столица мира – (Лима)
9.Самое ценное удобрение Южной Америки- (гуано)
10.Самое легкое дерево – (бальза)
11.Единственный представитель сумчатых за пределами Австралии – (опоссум)
12. Рыба – гроза людей и животных – (пиранья)
В заключении урока зачитывается высказывание польского путешественника А.Фидлера: «.. тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость. В первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки он думает, что попал в рай, и последний, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада». Учитель просит учащихся ответить на вопрос: «Чем объяснить смысл столь эмоционального высказывания?»
Подведение итогов урока
Подводятся итоги игры, награждается команда-победительница, выставляются оценки за работу на уроке.
.
ЛИТЕРАТУРА
1.Душина И.В. и др.. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.М.:Дрофа 2005.
2. Галеева Н.Л.Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии.- М. ООО»5 за знания»:2006.